Апсуара

Введение

АпсуараСегодня у нас много говорят об апсуара, живо рассуждая о ее нравственных ценностях, которые некогда украшали жизнь человека, делая ее счастливее.

Об апсуара пишут ученые, писатели, деятели культуры с ностальгией, с сильным желанием возродить утерянные ее нравственные ценности.

Ученые признают актуальность научного исследования феномена апсуара, ставится вопрос о создании кодекса апсуара - подлинного ее сводного текста. Некоторые считают нужным ввести в школьную программу преподавание курса основ апсуара.

Такое стремление вполне понятно. Ибо в наше тяжкое время, когда вокруг происходит много того, что омрачает жизнь человека, когда массово допускаются такие унизительные поступки, которые недавно, на памяти ныне живущих, отвергались и резко осуждались законами и нормами апсуара, люди ищут избавления от зла путем возрождения утерянных духовных ценностей. Известный абхазский этнолог, профессор Ш. Д. Инал-ипа в статье "К изучению абхазского народного кодекса "апсуара" подчеркивает следующую мысль: "Мы должны понимать, что длительный отказ от "апсуара" даже в тяжелейших современных условиях губителен для нашего народа. Жертвуя ею, мы превратимся в ничем не связанную массу без своего национального лица... В нас возникла тревога. И хорошо: происходящее не оставило нас равнодушными. Именно эта тревога заставила задуматься о возрождении "апсуара". Проблема не просто в том, чтобы выжить, нужно, чтобы выжил непереродившийся народ. Сама по себе "апсуара" не возрождается".1

Люди питают надежду возродить "апсуара". Но как? Надо знать, что такое апсуара. Кто и как ее создавал и совершенствовал? В какой среде апсуара функционировала? Когда и как она подвергалась разрушению, девальвации?..

Имеются десятки определений апсуара. Одни толкуют апсуара в широком смысле - включают в это понятие все то, что характеризует абхазов как народ: материальную и духовную культуру, в том числе язык, верования и т. д. Большинство авторов рассматривают апсуара в узком смысле, прежде всего, как совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев, стержнем которых является абхазский аламыс, т.е. морально-этический и эстетический аспект культуры.

Ш. Д. Инал-ипа дал следующее определение апсуара: "Апсуара" (досл. "абхазство") - это исторически сложившаяся форма проявления национального самосознания и самоутверждения абхазов как этнической индивидуальности; неписаный кодекс народных знании и ценностей, основанный на гуманистических и демократических началах, обнимающий собой систему обычаев и представлений о принципах духовного и нравственного бытия человека, нарушение которых "смерти подобно" ("Апсуа ицсырта иламыс ауп"); эстетические нормы поведения, включая речевое; вообще своеобразие традиционной культуры абхазского народа как части общекавказской и мировой цивилизации".2

Ученый рассматривает апсуара как область абхазской оригинальной культуры, в основном духовной. Данное определение содержит ключ к познанию апсуара путем историко-этнографического и этнопсихологического изучения.

Лапидарностью отличается определение историка Е. К. Аджинджала. Он пишет: "Апсуара" - это "сакральный кодекс (конституция) духовного космоса абхазов".3 Здесь подчеркивается существенная роль религиозно-обрядовой (сакральной) стороны в духовном содержании апсуара.

Антрополог Петр Квициния предлагает такую дефиницию: "Апсуара - свод морально-этических ценностей и норм поведения абхазов, выработанных традиционной культурой абхазов и призванный служить духовному единению и развитию абхазского народа".4

Писатель Н. Ч. Хашиг в книге "Апсуара" пишет: "Апсуара - это национальный характер, который выработан умом и совестью народа; "апсуара" объединяет все стороны народной жизни, показывает поведение (людей), их взаимоотношение и мировоззрение, их этническую культуру. Иначе говоря, "апсуара" - это духовная культура, которая интегрирует всю нацию".5

По определению философа О. Н. Дамения, апсуара - это "рыцарство, благородство, галантность, совесть, мужество, героизм, отвага, гуманность, доброта, душевность... Абхазская национальная культура, объединяющая абхазов и в старину, и в новое время, делает нас самостоятельным народом".6 Далее он отмечает: "Апсуара - это академия... это выражение древней культуры абхазов... это живая древность, содержит глубокое мировоззрение, нормы и правила поведения народа"7.

Философ М. Б. Квициния, рассматривая соотношение системы апсуара и национального характера, предлагает следующее определение: "Апсуара - это этносоциологический феномен, сформировавшийся в ходе складывания абхазского этноса (в начале в художественной культуре абхазов), ставший в историческом развитии выше эстетических, религиозно-нормативных представлений, вобравший в себя высшие законы абхазского общества". Развивая эту дефиницию, она пишет, что "апсуара - это духовно-практическая система, включающая в себя исходные принципы отношения человека ко всем сторонам жизни: социальной, производственной, семейно-бытовой и т. д."8.

Историк Г. В. Смыр не раз обращался к вопросу апсуара. "Апсуара или "абхазство", на мой взгляд, - отмечает он, - это общеабхазская народная система мировоззренческих, этических, эстетических, педагогических и правовых эталонов, регулирующих все стороны жизни и деятельности абхазского этноса в целом и каждого его члена в отдельности. Это обязательные принципы, нормы и установки взаимоотношения и формы общения с окружающей средой". Отметив связь апсуара с религиозными догмами, с мирно переплетавшимися в сознании абхазского народа языческими, христианскими и мусульманскими понятиями, Смыр Г. В. пишет, что у абхазов "сохранялись и передавались из поколения в поколение те религиозные догмы и культы, которые вписывались и служили главнейшим интересам апсуара: сохранению абхазского народа, как абхазов на уровне самых цивилизованных (рыцарских) народов, с высокой нравственно-этикетной и традиционной культурой..."9

По определению историка Руслана Гожба, "апсуара - это нравственно-моральный и духовно-религиозный кодекс чести и нравов абхазов и человека вообще".10

Искусствовед А. Г. Ашхаруа апсуара и идентичный ему кодекс нравственности адыгов "адыгагьэ" рассматривает как кодекс нравственности, объединяющий людей на основе любви и приверженности к нравственным ценностям в целях совершенствования человеческой личности. Она пишет: "Быть человеком - вот главная ценность, которая способствовала созданию общества, основанного на нравственной чистоте, с традиционной горской моралью, обусловленной подлинной свободой самообладания каждым членом общества, т. е. реальным владением душевной, духовной и телесной энергиями".11

Этнолог Валерий Бигуаа считает, что "апсуара - основа нравственной культуры абхазов".12 Ученый понимает апсуара как форму этнического сознания, как этнический аспект общественных отношений, как этнический способ регулирования действий людей во всех сферах жизни.

Языковед К. С. Шакрыл апсуара рассматривает в широком смысле, относит к ней "все, что принадлежит абхазскому", включая абхазский язык, поведенческие манеры.13

Языковед Т. П. Шакрыл также расширительно толкует апсуара, включает в это понятие все то, что принадлежит народу.14

Философ М. А. Лабахуа считает, что следует апсуара толковать как в узком, так и в широком содержании. Он предлагает следующую дефиницию: "Апсуара в широком плане - исторически сложившаяся совокупность природных, хозяйственно-бытовых, социально-политических условий существования абхазского народа, обуславливающих национальное самосознание и нравственно-эстетические ценности, проявляющиеся в виде обязательных для исполнения неписаных гуманистических и демократических правил поведения, обычаев, традиций, этикета и ценностей".15 Автор подчеркивает неразрывную связь нравственных и эстетических ценностей со средой обитания человека, с материальной основой его жизнедеятельности.

В работе филолога Р. Г. Читашевой приводятся дефиниции апсуара, сформулированные историками, философами, искусствоведами, писателями и другими представителями творческой интеллигенции. В отдельных случаях дает свои комментарии, отмечает, что "невозможно одним определением охватить апсуара" до проведения комплексных исследований и составления полного сводного перечня сторон его системы. Она пишет: "Апсуара - это неписаные в энном количестве томов кодексы, соотнесенные с общечеловеческими и общекавказскими культурологическими ценностями, основанные на гуманных и демократических началах, охватывающие все обязательные исходные принципы, нормы, установки, взаимоотношения и формы общения с окружающей средой".16

Ученые Галия Калимова и Вячеслав Чирикба апсуара рассматривают "как совокупность морально-этических норм поведения, охватывающих все формы общественной жизни абхазов и сложившихся в результате длительного исторического процесса развития народа. Апсуара - это стиль жизни каждого абхаза, который сопровождает его с рождения до смерти".17

В приведенных определениях, на наш взгляд, правильно указаны существенные моменты:

1. Неразрывная связь апсуара со средой обитания, материальными условиями жизни народа;

2. Апсуара - это сфера традиционной народной культуры абхазов;

3. Основная ось апсуара, делающая ее морально-этическим кодексом народа, - это ее нравственная, духовная сущность;

4. Этнический аспект апсуара, своеобразие, которое лежит в основе традиционной культуры абхазского народа как части общекавказской и мировой цивилизации;

5. Апсуара - категория историческая, формируется в ходе складывания абхазского этноса;

6. Апсуара - это морально-нравственная основа объединения людей, сплочения их в самостоятельный этнос.

Апсуара - емкое понятие. Исследование апсуара, тем более составление подлинного сводного текста апсуара, требует объединения усилий компетентных ученых самых различных областей знаний, а также деятелей культуры - знатоков и носителей законов и норм апсуара.

В данном очерке коснемся некоторых аспектов апсуара с точки зрения историка. Первые наброски об апсуара мной были сделаны в начале 90-х годов. Война прервала эту работу. Две главы, включенные в настоящее издание, являются вступительными. В следующих частях намерен осветить такие вопросы, как : абхазская традиционная культура в свете апсуара (структура традиционно-народной культуры; важнейшие морально-психологические категории апсуара); апсуара глазами представителей других народов; апсуара и советская цивилизация; апсуара и современные проблемы воспитания.

Читать далее: Апсуара - продукт исторического процесса

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх