Апсуара

Святость человека в апсуара

По библии, все творение Бога следует рассматривать как нечто святое, ибо Бог, сотворивший мир, дал "всему жизнь и дыхание и все... мы Им живем и движемся и существуем" (Деян. 17:24,25,28). Для Бога жизнь человека свята. Так гласит Библия.

В апсуара человек занимает такое же священное положение.

Слово "человек" - "ауаюы" (ауаоы), по мнению языковеда Р. К. Гублия, состоит из слова "ауа" ("сородич", "родственник") и суффикса - "г/вы", восходящего к глагольному корню аг/вра ("раздаваться, распространяться, ответвляться"), досл. "ответвление сородичей, один из сородичей".67

По толкованию Р. Г. Читашевой, слово "ауаюы" состоит из двух корнеслов:

1. "ауа" - родной, родственный, родственник;

2. "юы" - (а-(аыза) - такой, подобный.68

В ее интерпретации оно понимается: "Такой, как родной, родственный" (а вполне возможно, что наши первопредки его понимали в значении "такой, как я".69 В данном контексте абхазское слово "ауаюы" воспринимается в значении подобный мне, родной, ближний, кто бы он ни был.

Древнеабхазское выражение - "ауаюы дуаоуп" - ("человек есть человек") вошло в этикет абхазов и подчеркивает особое положение человека среди всех земных живых творений Бога. Размышляя над этим выражением, Р.Г. Читашева пишет: "... уважительное, достойное к самому себе, отношение к любому входит в обязательные, эталонные нормы этикета апсуара"70 Это вполне соответствует библейскому золотому правилу: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мат. 7:12). Это словесное определение того, что в глубине души каждый чувствует как истину.

Абхазское слово "агэыла" - "сосед" образовано из слова "агэы" - "сердце". Слово "агэыла" не подается точному дословному переводу на другой язык, но воспринимается в значении "сердцем", т. е. расположение к человеку сердцем, по любви. Абхазская поговорка "что сосед, что сердце" ("агэылеи - агэыи") просто, легко передает содержание, вкладываемое в абхазское слово "агэыла". В самом слове подчеркивается особое положение соседа в жизни человека.

Согласно апсуара сосед ближе кровного брата, находящегося в дали. Абхазы говорят: "Сосед - как сердце, брат - как кровь" ("Агэыла - дгэуп, аешьа - дшьоуп").71 Сосед всегда рядом, делит твои радости и горести. Без него трудно жить. Абхазские поговорки гласят: "Агэыла думамзар, уара азаы уигулахароп" - "Если у тебя нет соседа, ты должен стать соседом кого-то"; "Агэыла изы ацэкьа зыргылаз иара дакит" - "Тот, кто установил для соседа силок (капкан), сам попался".72

Абхаз, по традиции, проявлял особую, сердечную заботу к новому соседу, который поселялся возле него, помогая ему обустроиться, встать на ноги. Так было и тогда, когда царизм после махаджирства заселял Абхазию колонистами, и в советское время, когда в абхазские села поселялись переселенцы из западных районов Грузии. Абхазские семьи помогали новым соседям всем, чем могли, проявляя дружелюбие, делились хлебом и солью.

Сердечное, доброжелательное расположение проявляет абхаз, воспитанный на традициях апсуара, к соседним народам, к их представителям. Он ждет и от них такой же взаимности.

Сердце человека бывает: и доброе, и любвеобильное, и лукавое, и злое. Состояние сердца человека обнаруживается через его слова и поступки. Злые поступки коренятся в злых мыслях сердца, т. е. в символическом внутреннем человеке. "Исходящее из уст - из сердца исходит" (Матф. 15:18).

Нравственные установки абхазов о взаимоотношениях соседей в тонкостях учитывают состояние сердца человека в самых различных ситуациях. Соседи призываются жить по-соседски, своими словами и делами поступать по-соседски (гэылатцас). Правда, в жизни бывает всякое. По своему несовершенству человек допускает ошибки, на этой почве возникают проблемы, которые, по обычному праву абхазов, также должны были решаться по нравственным нормам апсуара.

В духовно-нравственном арсенале народа, в его этикете особо выделяется ритуал гостеприимства. По верованиям абхазов, гостеприимство - священный закон. Выражения "Анцэа уисасуп" ("Ты гость Бога"), "Узшаз уисасуп" ("Ты - гость Создателя") определяют отношение к гостю. Согласно апсуара, хозяева смотрят на гостя, кто бы он ни был, как на Божью благодать.

Выражение "апсуа ичеи иуьыкеи" (гостеприимство абхаза, доел. хлеб и соль абхаза) подразумевает особенности абхазского гостеприимства - имеется в виду, прежде всего, морально-нравственное содержание гостеприимства, мотивы его: душа и сердце, вкладываемые хозяином в гостеприимство, обязанность оказания его и незнакомому человеку, и даже врагу. В данное понятие включаются, конечно, и особенности состава абхазской национальной кухни, и застольный этикет, и весь довольно непростой церемониал застолья.

Абхазы говорят: "Апсуа ичеи ицьыкеи иакэпалаз хари изгое" (тот, кто наступил на абхазское гостеприимство далеко не пойдет, досл. далеко не возьмет). В народе под этим понимается наказуемость Богом игнорирования морально-нравственных основ гостеприимства гостем. По нормам апсуара, и сам гость, кто бы он ни был, должен блюсти нравственные законы, предусмотренные этикетом.

По классическим нравственным нормам апсуара человек должен проявлять милосердие не только к бедным и нуждающимся, но и ко всем.

В духовной сокровищнице абхазов обнаруживается множество нравственных ценностей, имеющих глубокие корни, отражающих уважение к Божьим законам о священстве человеческой жизни.

По нормам апсуара, человеку постоянно надо было стремиться к святости. Как же человек мог стать святым? Только развивая хорошие взаимоотношения с Богом и осуществляя чистое поклонение Ему. Необходимо было познавать "Святого", чтобы поклоняться ему в святости, в физической и духовной чистоте. Следовательно, побудительная мотивация поклонения Богу должна быть чистой, исходить от чистого сердца.

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх