Апсуара

Апсуара - продукт исторического процесса

Апсуара

Народность - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Каждая народность имеет свой родной язык, свою самобытную традиционную культуру, свое этническое лицо; народности отличаются друг от друга по темпераменту, характеру, этнопсихологии и прочими особенностями. Эти и другие признаки делают их разными, обособляют друг от друга.

В то же время каждая народность - это ответвление от одного общего генеалогического древа человечества. В этом смысле все народы и нации вместе составляют одну общечеловеческую семью.

Представим себе гигантское дерево с мощной кроной, пустившее корни глубоко в землю. Растению много лет. По мере роста постепенно оно отращивало все новые и новые ветки. Так дерево разветвлялось.

Аналогично развивалось и общечеловеческое генеалогическое древо. Современная наука все более склоняется в пользу моноцентризма в происхождении человека.

Как сама народность, так и ее язык, культура и другие составляющие ее атрибуты - продукт исторического развития.

Язык и культура народности - наиболее ярко выраженные признаки, выделяющие ее в особую народность.

На развитие языка и культуры этноса оказывают влияние, как об этом уже говорилось, географический фактор и окружающие народы. Наука признает влияние окружающей среды. Однако одни ученые, в частности, диффузионисты, преувеличивают значимость взаимных воздействий между отдельными племенами и народами. Они не видят процесса внутреннего развития культуры, имеющегося у каждого племени, у каждого народа, не видят самобытности, возникающей в результате внутренних законов развития того или иного этноса. Другие ученые преувеличивают воздействие географической специфики той территории, на которой развивались племена, а позже - народы. Считаем целесообразным уравновешенный подход к оценке степени воздействия внешней окружающей среды на развитие культуры племен и народов.

Человек един как биологический вид. Общность вида определила и общность основных потребностей. И именно общие потребности, а не только воздействие географического фактора стали определять развитие племен и народов, их языков и культур.

Народность потому выделилась в народность, что она получила свой язык, отличный от других существующих языков. Народность сохранила за собой право быть и остаться народностью потому, что она создала и сберегла свою самобытную культуру. При этом, например, горские народы Кавказа, живущие в схожих природно-географических условиях и будучи генетически близкими, создали свои самобытные культуры. Каждое племя, каждая народность развивала свою культуру на основе внутренних потребностей и законов. Потому мы воспринимаем абхазскую традиционную культуру, абхазские песни и танцы, абхазские сказания, сказки и мифы, абхазский этикет и т. д., как явления абхазские, национальные.

Точно также имеют свою неповторимую адыгскую культуру - адыги, вайнахскую - вайнахи (чеченцы, ингуши) и др. Ни географический фактор, ни этническая общность, ни фактор общения и взаимовлияния не смогли изменить национальное содержание и колорит каждой из этих культур. Они самобытны, национальны при всем родстве.

На протяжении своей истории абхазский народ воспринимал из культур соседних народов именно то, что было приемлемо и отвечало его потребностям, его устремлениям. При этом не механически перенимались культурные ценности других народов, а народ аккумулировал их в своей культурной среде применительно к своему укладу жизни, к собственным традициям, обычаям, нравам. Так в процессе взаимодействия с другими культурами каждый народ обогащает, укрепляет и развивает свою самобытную культуру.

В основе развития культуры абхазов на всех этапах истории лежала уникальная, неповторимая своя культура. Малочисленный народ и в самые неблагоприятные периоды своей истории, а жестоких испытаний было немало в его многовековой истории, проявил стойкость, мужество, выносливость, сохранил свое физическое существование, этническую индивидуальность, богатейший язык, духовную культуру.

Абхазская традиционная культура и ее духовное ядро - апсуара - продукт исторического процесса. Истоки ее уходят в корни самого народа. Мы сегодня напрасно думаем, что первые люди были бездуховными дикарями. Духовные и бездуховные, нравственные и безнравственные были всегда и везде. Первобытные люди находились ближе к природе, жили в чистой экологической среде и вели более простую жизнь. Вот что писал о первых людях Демокрит: "Тогдашние люди... вели жизнь простую, свободную от излишеств и взаимно дружелюбную, не имея ни царей, ни начальников, ни властителей, не зная ни воин, ни насилий, ни хищений и умея вести только эту свободную жизнь без излишеств и во взаимном дружелюбии"50

История цивилизации не так схематична, как она нам иногда представляется. Древнейшие племена имели непосредственное общение с окружающим миром, очевидно, и представления их были гораздо богаче и жизненнее, чем мы об этом привыкли думать.

Ученые улавливают связи религии "абхазской живой старины", дошедшей вплоть до начала XX в., с древнейшим переднеазиатским миром; Вероятно, те предки абхазо-адыгских племен, некогда проживавшие в Малой Азии, привезли с собой на Кавказ свой опыт, знания, представления, устную литературу. Осваивая новое жизненное пространство, они использовали свои знания, а также оплодотворили их тем опытом, который застали на месте. Так развивалась традиция, в которой люди древнего общества духовным ценностям отводили особое место.

Наши далекие предки преодолевали тяготы повседневной земной житейской суеты, стремились облегчить себе человеческие страдания, общаясь с небесным миром. В борьбе за самоутверждение накапливались нравственные ценности. В духовном мире человека особое место заняла религия. Она, вооружая верой, помогала преодолевать испытания, трудности.

Отголоски древнейшей религии предков абхазов находим в произведениях устного народного творчества, в духовной культуре, в быту.

Касаясь мировоззренческого аспекта апсуара, Ш. Инал-ипа отмечает: "Определенными своими чертами она как будто бы напоминает собой учения древних мудрецов о нравственности".51 Здесь отмечается связь апсуара с глубокой общечеловеческой древностью. Но, к сожалению, эту сторону вопроса он далее не рассматривает, "оставляя ее для раздумий другим".52

Именно осколки духовной древности, сияющие в апсуара, изумляли иностранцев, получивших возможность соприкоснуться с народной культурой абхазов.

Меняются времена, соответственно изменяются и условия функционирования и развития человеческой культуры. У каждого народа бывают периоды культурного подъема и упадка. История развития культуры абхазов также подтверждает это всеобщее положение. Но никогда, даже в периоды наибольшего благоприятствования, духовная жизнь народа не может быть абсолютно положительной. В любом обществе совершаются добрые и злые дела. Люди с лукавым сердцем творят неблаговидные дела. Люди же с добрым сердцем и чистой совестью, уповающие на Бога, жили во все времена. Такие люди в любой ситуации, и в самые тяжкие времена, стараются поступать праведно. Именно они и сохраняют нравственные принципы апсуара, передавая их из поколения в поколение. Только так выживали лучшие народные традиции в критические периоды истории.

Например, и в период генуэзского присутствия в Абхазии, когда стала процветать работорговля, и в период турецкого протекторатства, когда экономика и культура страны сильно деградировали, и в другие тяжкие времена, когда размножались люди, исполненные всякой неправды, корыстолюбия, злобы, зависти, обмана, злоречия, и в эти времена жили люди, исполненные любви, мира, милосердия и всяких добрых дел. Они, праведные люди, оставались носителями нравственных норм апсуара. Так сохранялась и передавалась преемственность в традиционной культуре, непрерывность духовности в народных традициях.

Таким образом, апсуара нельзя рассматривать в отрыве от исторической жизни народа. Апсуара, как выше отмечалось, продукт длительного исторического процесса. Подчеркивая это Ш. Инал-ипа, писал: "В "апсуара" заложены многие идеи и мотивы, восходящие к эпохе родового строя и развития в Абхазии ранних форм феодальных отношений - т. н. "военной демократии" и "горского феодализме"... Все это наложило свой отпечаток на совокупность норм "апсуара".53

Духовное содержание и нравственные нормы апсуара свидетельствует о том, что она не творение какой-то одной отдельно взятой исторической эпохи. Корни апсуара уходят в глубокую древность, но в ходе длительного исторического процесса она развивалась и обогащалась, складывалась как целостная система, как неписаный народный традиционный кодекс чести и совести.

Ш. Инал-ипа задался вопросом о времени возникновения термина апсуара. Он отмечает, что апсуара - термин и понятие - имеют историческое происхождение. По мнению ученого, условия для их оформления были подготовлены с образованием единой феодальной абхазской народности как особой этнической индивидуальности, как общности со своим этническим самосознанием, территорией, языком, культурой. Это стало историческим фактом ко времени образования Абхазского царства в конце VIII в. н. э. Ш. Инал-ипа пишет: "Термин "апсуара", а, следовательно, и понятие "апсуара", не может появиться раньше образования единой, в основном, абхазской народности и ее национальной культуры, выражением которой они сами являются".54

Появление термина и понятия апсуара было обусловлено как консолидацией абхазских племен в единую народность, так и небывалым подъемом духовной культуры абхазов в период Абхазского царства. О духовном обновлении народа свидетельствуют успехи христианской культуры в Абхазии.

Отметим, прежде всего, широко развернувшееся храмовое строительство. Храмы и церкви в научной литературе рассматриваются преимущественно как памятники материальной культуры, образцы строительной техники, архитектуры, искусства. Однако хотелось бы подчеркнуть, что возведение храмов, а также крещальных церквей почти в каждой абхазской деревне, было продиктовано духовными потребностями населения. Они являлись не только идеологическими центрами, но и местами поклонения Всевышнему. На глубокое проникновение христианства в народную жизнь указывают письменные источники раннего средневековья. Соседние народы называли абхазов христолюбивыми. Естественно, языком служения и проповеди христианства среди населения мог быть абхазский, а не непонятный народу греческий или грузинский языки. Иначе как объяснить столь глубокое проникновение в апсуара, в традиционную культуру абхазов в целом, библейских законов и норм. Народ, несомненно, на своем языке знакомился с христианским учением. Греческие и грузинские письменные памятники той эпохи, встречающиеся в Абхазии, свидетельствуют о влиянии этих культур. Отсутствие же письменности не приуменьшало значение устного использования родного абхазского языка как орудия развития культуры - художественной и духовной. Не имея своей письменности, люди старались запоминать и устно передавать накапливавшиеся знания из поколения в поколение. Ученым еще предстоит немалая работа по исследованию влияния христианской культуры на лексику абхазского языка и на абхазскую речь в целом.

В период образования и развития Абхазского царства выдвигаются правители, получившие признание не только у себя на родине, но и в соседних христианских странах - Леон I, Леон II, Константин III (893-916), Георгий II (916-957), Леон III (957-967) и др. По-видимому, тогда рождается абхазский термин "апсха" - титул абхазских владетельных князей и царей, что означает "абхазский владетель", а позже по традиции, и "абхазский царь". Вместе с тем, по мнению Р. Гожба, можно интерпретировать его и как "смелый духом", "высокий духом". Абхазский царский титул "апсха", надо полагать, отражал духовное положение царей, а может быть и страны в целом.

В народе всегда жило стремление к свободе, самоутверждению - желание жить у себя на родине по своим законам, предначертанным Богом. Период Абхазского царства был тем временем, когда абхазы и другие народы - эгрисцы, сваны, карты, входившие в это царство, получили относительно длительный мир, т. е. условия для созидательной хозяйственной и культурной деятельности и духовного обновления.

В размышлениях людей наших дней бытует представление, будто в Абхазии христианство никогда не имело глубоких корней, слишком преуменьшается степень проникновения христианства в народную жизнь. Но все это опровергается конкретно-историческим материалом о состоянии христианской культуры в раннесредневековой Абхазии.

Проф. Г. А. Амичба, обстоятельно исследовавший культуру и идеологию раннесредневековой Абхазии, отмечает, что со времени провозглашения христианства в государственную религию (20-30 гг. VI в.) традиционная культура абхазов постепенно и все более активно осваивает новые религиозные ценности, приспосабливая их к своим языческим традициям. "В означенный период, - пишет он, - в недрах языческих верований абхазов христианские церковные нормы заняли определенные и весьма заметные позиции. Христианство постепенно, весьма своеобразно, оригинально сплелось с семейно-патронимическими и родовыми обрядами, дохристианскими верованиями и представлениями, культовыми ритуалами, отражающими различные этапы и ступени развития общественного мышления. Абхазы, природно отвергая фундаментализм христианской религии, приспособили ее к своим обычаям и традициям через феномен "апсуара" - основы нравственной культуры абхазов"55

Выдающийся священнослужитель абхазской церкви протоиерей Димитрий Тлапсович Маргания (Маан) в 1912 г. писал: "Предки нынешних абхазцев исповедовали православную Христианскую религию, и исповедовали они ее чистосердечно, с подобающим благоговением; вследствие сего религия эта бесспорно процветала у них. Все это подтверждается историческими данными, многочисленными христианскими памятниками (развалинами древних храмов и монастырей), разбросанными по всей абхазской территории, нравами и обычаями, сохранившимися и до сих пор у сего народа... до сих пор много христианского осталось у местных жителей в обычаях и нравах..."56

Мы должны учитывать, что, начиная с XIII в. в Абхазии наблюдается процесс экономического и культурного упадка, а в период протекторатства султанской Турции - натурализация сельского хозяйства, рост торговли людьми и преследование христианства. Ухудшаются условия для развития абхазского этноса. Активно возрождаются языческие верования и ритуалы.

Абхазы не были фундаменталистами ни в христианской, ни в мусульманской религиях. Это не значит, что народ был атеистов. Такое в природе не бывает. Абхазы, как и все другие народы мира, и в тяжкие времена своей истории берегли духовные ценности, нравственные начала, заложенные в человеке. Эти духовные ценности утверждались с помощью именно религии, авторитетом Всевышнего.

Ослабление христианской культуры в Абхазии в позднее средневековье не означает, что христианская культура и в предшествовавшую раннесредневековую эпоху была слабой. Наоборот, раннесредневековая Абхазия была на Кавказе видной христианской страной.

Конечно же, язычество всегда существовало, наиболее устойчивые его элементы сохраняли жизнеспособность. Христианство приспосабливалось к язычеству. Язычество и христианство сосуществовали и в период господства христианской культуры. Языческие духовные ценности, являющиеся частью общечеловеческих духовных сокровищ, всегда присутствовали в апсуара.

Итак, апсуара развивается на абхазской почве. Народ его автор, носитель, хранитель.

Апсуара продукт длительного исторического процесса. Истоки ее уходят в корни самого народа. На протяжении тысячелетий апсуара обогащалась знаниями и ценностями и оформлялась в систему обычаев и представлений о принципах духовного, нравственного и эстетического бытия человека. Апсуара становится неписаным сводом духовных ценностей традиционной культуры абхазов, законов и норм поведения человека.

Апсуара развивается главным образом на основе внутренних законов традиционной культуры. На ее формирование, естественно, влияла внешняя среда - географический фактор и культура окружающих народов. Абхазы, общаясь с другими народами, впитывали те духовные, нравственные, морально-эстетические и этические ценности, которые отвечали их укладу жизни, потребностям и устремлениям. Достижения культуры соседних народов абхазы аккумулировали в своей культурной среде, придав им особенности и черты своей культуры.

В силу этих обстоятельств, при всем своеобразии, традиционная культура абхазского народа является частью общекавказской и мировой цивилизации, и зиждется она на общечеловеческих духовных и нравственных ценностях.

Племена, а затем народы свою культурную среду создавали, находясь в постоянном взаимодействии с природой, в непрерывной борьбе за самоутверждение, в нелегком труде добывая себе пищу, одежду, жилье. По мере исторического процесса жизнедеятельность человека усложняется, потребности растут, жизнь все более превращается в суету сует. В сложном и длительном процессе борьбы за самоутверждение народ создает свою культуру, духовные идеалы, нравственные ценности, вырабатывает эстетические взгляды и т. д. Этой общей закономерностью определялись общие тенденции развития каждой отдельной этнической культуры, в том числе и абхазской.

Окружающий мир для человека никогда не ограничивался земной средой. Наши предки всегда общались с небесным миром. Наблюдая за явлениями, идущими от этого глобального мира, люди накапливали знания, познавали не только естественные закономерности материального мира, но и извлекали для себя немало духовности и мудрости. Естественно, эти ценности становились частью духовной культуры человечества. Все это находит свое отражение и в традиционной культуре, и в религиозных верованиях абхазов.

Читать далее: Окружающая культурная среда

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх