Апсуара

Роль географического фактора

Апсуара, как и любая другая ценность, созданная человеческим разумом и деятельностью, формировалась во времени и пространстве, в определенных географических и исторических условиях.

Мы еще недостаточно полно уясняем себе место географического фактора в развитии общества. Знаем, что рельеф, флора, фауна, климат в комплексе взаимодействуют с обществом, как в процессе развития производства, так и культуры. Географическая среда воздействует на все стороны человеческой деятельности на всех этапах человеческой истории. И, тем не менее, нам трудно определить степень этого воздействия.

Формирование рас протекало под воздействием различных природных факторов. И племена, и народы развиваются в условиях конкретной географической среды. И нередко эти условия резко отличаются. Известно, что среда обитания народа влияет на уклад его жизни, темперамент, черты характера, психологический склад. Чем резче географические различия среды общественного развития, тем сильнее, например, и психологические различия между народами, живущими в резко контрастных условиях.

Географическая среда нередко объединяет народы, несмотря на их внутренние различия. В определенных условиях она разъединяет один народ. Внутри одного народа выделяются части или группы с определенной внутренней спецификой. Например, наряду с другими факторами, на формирование диалектов абхазского языка - садзского, бзыбского и абжуйского - большое влияние оказали, очевидно, ландшафтные факторы. Все они возникли на территории южной части Северо-западного Кавказа, в пределах относительно незначительного по размеру территории региона, и внутри не очень многочисленных племенных образований. Но разобщенность племен, вызванная горным рельефом и условиями быта, сыграла свою роль.

Языковеды обращают внимание на лексическое богатство абхазского языка. Проживая в предгорной и прибрежной морской зонах, в условиях богатейшего разнообразия рельефа, почв, растительного и животного мира и т. п., древнейшие абхазские племена всему, что их окружало, давали названия. Лексика отражала как конкретные, так и обобщенные понятия, связанные со средой обитания, явлениями природы, хозяйственной деятельностью, познавательным процессом и т. д. Отсутствие письменности на ранних стадиях развития культуры в известном смысле даже способствовало совершенствованию языка, так как заставляло устно излагать и запоминать всю совокупность накопившихся в те времена знаний. А знания эти были отнюдь не так уж малы. Условия жизни предъявляли требования к познанию окружающего мира и самого себя.

Человек непрестанно наблюдал за окружающим миром, воспринимал его в данной конкретной обстановке таким, каким он видел и ощущал. Давая названия конкретным существам, предметам, явлениям и т. д., он в эти наименования вкладывал определенный смысл, внутреннее логическое содержание, в котором отражалась какая-то наиболее характерная черта, присущая данному существу, предмету, явлению.

Языковед Гублия Р.К. отмечает специфическую особенность топонимической системы западной части Абхазии, где корневой частью группы гидронимов является "ПС" с исходным значением "движущаяся масса", "поток". И давая названия рекам этого региона, абхаз к "ПС" добавлял "различные компоненты, отличающие один гидроним от другого" по длине, скорости, направлению течения и т. д. в зависимости от ландшафтных условий.18

Воздействие географического фактора, особенно на ранних этапах развития племен и народов, а также и в дальнейшем, является непосредственным. Это воздействие оставляет более яркие следы в сфере производственной деятельности (направление хозяйства, занятия, состав орудий труда и т. д.), материальной культуры в целом.

Исследования этнологов, археологов, историков, фольклористов, биологов, географов и др. содержат богатейший конкретный материал, показывающий влияние экологии на материальную культуру народа. Не вдаваясь в подробности этой большой и интересной темы, остановимся лишь на некоторых примерах влияния среды обитания на материальную культуру и жизнедеятельность народа.

Влияние географической среды находит яркое выражение в типе абхазских поселений. Абхазы, так же как убыхи, причерноморские черкесы, мегрелы и другие соседние народы, живущие в идентичных ландшафтных условиях, имеют хуторское поселение. Абхазская община (акыта) занимала большое пространство, дома общинники строили, кто, где хотел - поблизости рек, на холме, косогоре и т. д., в значительном расстоянии друг от друга. Вл. Немирович-Данченко абхазскую деревню второй половины XIX в. описывает так: "Шалаш, куда вошли мы, был только началом абхазского поселка, лучше починка. За полверсты стояла другая лачуга, от нее сажень за полтораста - третья. Четвертая в сторону забилась, пятая на верхушку холма забралась и закуталась там от постороннего взгляда в зеленое облако дубовой рощи... Всего - хижин двадцать, а разбросались верст на восемь". 19

Усадьба абхаза состояла из двора, огорода, огороженного участка для выпаса скота, пахотных полей. В ней каждая постройка - и жилая, и хозяйственная - имела свое место, вписывалась в рельеф; каждое растение - и декоративные деревья, в тени которых отдыхал человек, и фруктовые деревья, за которыми заботливо ухаживал хозяин, и виноградный сад, и дорожка к роднику, и огород, и кукурузное поле, и линия лесной опушки, и луг для пастбища, и пасека, и поле, и река, и пр., составляли ансамбль пейзажа, часть единого целого пейзажа абхазской земли. И этот ансамбль некогда являлся нормой бытования в культуре.20

Природные и почвенно-климатические условия определяют, главным образом, хозяйственные занятия людей, специфику развития отраслей хозяйства - земледелия, скотоводства, виноградарства и виноделия, пчеловодства, охоты и рыболовства; ремесел, а также мореходства, вооружения (абцьарматэа) и др.21

Археологические и этнографические исследования, материалы письменных источников, в том числе и сообщения иностранных авторов, бывавших в Абхазии в XVII-XIX вв., свидетельствуют о многопрофильности сферы хозяйственной деятельности местного населения, широких исторических связях с сопредельными передовыми цивилизациями Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна, которые уходят в глубь тысячелетий.

Теплый климат, богатейшее разнообразие лесных ресурсов, дикорастущих плодовых, животного мира, обилие рек и Черное море не только благоприятствовали хозяйственной деятельности человека, но и разнообразили ее, делая труд более созидательным, творчески осмысленным и интересным.

Сельскохозяйственные работы велись почти круглый год, перерыв в полевых работах был коротким (декабрь-январь), а огородничеством можно было заниматься и в зимнее время. В результате крестьянин, хотя и пользовался довольно примитивными орудиями труда, такого напряжения сил, как крестьянин, живший в более суровых природных условиях, не испытывал. Благоприятный ритм сельскохозяйственной деятельности абхазскому крестьянину давал возможность не только разнообразить труд, но и выбирать любимые для себя дополнительные занятия (конный спорт, охота, народные спортивные игры и состязания и т. д.), а также он имел возможность широко общаться с людьми, выделить время для поездок к родственникам, проживавшим в дали на побывку, а также для удовлетворения своих повседневных духовных потребностей.

Например, ярким элементом апсуара является культура верховой езды абхазов. О ее высоком уровне свидетельствует история развития коневодства и конного спорта. Проф. Г. А. Амичба, специально исследовавший данную проблему, обстоятельно обосновывает собственный путь развития конноспортивной культуры, показывает традиции и особенности верховой езды абхазов; описывает культ лошади, систему неписаных правил ухода за лошадью, конскую сбрую, джигитовку или искусство наездничества и садиться на коня, виды конных соревнований; касается лексики, песен и премий, связанных с этой культурой22. И в наши дни абхазский конный спорт является весьма популярным. Ни один народный праздник не обходится без конноспортивного соревнования.

Таким образом, благоприятные природно-климатические условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на уклад и образ жизни народа, во многом определили и национальный характер абхазов.

Природно-географический фактор обусловил особенности абхазской общины, своеобразие горского феодализма. В целом можно сказать, что абхазское патриархальное крестьянство, патриархально не столько в экономическом отношении, сколько по своему менталитету, не приняло капитализма, а также активно противодействовало социалистическому преобразованию сельского хозяйства.

Климатические, природно-географические и другие естественные условия оказали большое влияние на форму и конструкцию жилых и хозяйственных построек.23 Основная масса населения строила свои жилища из плетения и бревен. Древняя абхазская конусообразная плетеная хижина (акэацэ) дошла вплоть до середины XX в. Еще в первые годы Советской власти я был очевидцем того, как в нашей деревне Река многие крестьянские семьи (даже почетный князь Михел Шат-ипа - наш сосед) предпочитали жить в четырехугольной апацхе, изящно сплетенной из рододендрона. Здесь готовили и принимали пищу, порою пели, танцевали, веселились, импровизировали до поздней ночи сюжеты устного народного творчества. А посередине апацхи находился очаг, в зимнее время костер из бревен граба не только согревал людей, но и создавал сказочную атмосферу в уютном однокомнатном жилище, поднимая душевный настрой сказителей и слушателей. В этой апацхе присутствовала своеобразная поэзия жизни. Здесь человек чувствовал себя уютнее. А другая форма жилища - "акуаскьа" (акэаскьа) более обширный дощатый дом -первоначально был предназначен для приема гостей, а со временем и для ночлега хозяев.

Некоторые авторы, особенно иностранные путешественники, усматривали в плетеной хижине только бедность и дикость. А. Вл. Немирович-Данченко обратил внимание на атмосферу, царившую в этой абхазской избе: "благоухающую чистоту..., изящество обращения с гостем, которое абхазцы [впитали в себя с молоком матери]... Обитатель этого шалаша нисколько не стыдился своей бедности, и владетельный принц едва ли мог бы принять нас с таким же достоинством и радушием". Затем приводит слова хозяев: "Мы живем бедно... Не строим каменных домов. Тепло!..". И далее он продолжает: "И действительно, плетеные стены, свободно пропускающие благоуханный воздух, - гораздо лучше каменной темничной кладки, возведенной точно для того, чтобы внутри ее копились смрад и духота от бесчисленных, плодящихся там поколений".24

Написано немало об одежде абхазов - сложном элементе материальной культуры.25 Ученые отмечают национальный колорит одежды, зависимость ее от климатических и природно-географических условий, хозяйственного и общественного строя, быта, эстетических потребностей и т. д. Абхазы, любую одежду - мужскую и женскую, рабочую и парадную и т. д., включая все, от обуви до головного убора, делали преимущественно из местного материала. Одежда приспосабливалась к характеру местности и роду занятий человека, к его телодвижениям. Например, популярная у абхазов мужская одежда - акэмжэи акабеи - черкеска с бешметом - древнейший и наиболее распространенный вид одежды, имеет разное предназначение. Черкески бывают парадные для выхода на сход и торжества, для жителя горной и плоскостной местности, для воина, пастуха. Они отличались по длине пола и другим вариациям, естественно, и по качеству материала, цвету.

Обязательным атрибутом экипировки абхазского всадника была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока (ауапхэлда). Широкие и высоко поднятые плечи бурки придают фигуре носителя величественную осанку. По мнению ученых, бурка древнейший вид одежды абхазов. Она универсальна по своему назначению - в непогоду защищает всадника и его коня, круп которого покрывает от дождя, снега, холода. Во время походов воинам, а сегодня еще нередко пастухам на горных пастбищах, заменяет постель и палатки. В хорошую погоду бурку сворачивали в виде валика и привязывали к задней луке седла.

В абхазском фольклоре часто фигурирует бурка, причем в самых различных ипостасях. К примеру, отметим случай из поэмы И. Когония "Абатаа Беслан": однажды молодой мужчина с молниеносной быстротой увозил на коне свою невесту - дочь хана, которую он похитил. Когда отец девушки стал его настигать, жених, мгновенно соскочив с коня, постелил свою белую бурку на землю и посадил на нее возлюбленную; а девушка попросила: "Не убивай отца!" В этом экстремальном эпизоде отмечается, как находчивый и мужественный юноша в критический момент обнаруживает еще одно функциональное назначение бурки.

Отметим еще одну старинную принадлежность абхазской мужской одежды, оригинальной формы головной убор - башлык (ахтырпа). Абхазы башлык носят по-разному: повязывают им голову в виде чалмы, иногда концы башлыка закидываются за спину или падают сбоку. Вл. Немирович-Данченко отмечает: "Удивительно красиво умеют абхазы повязывать себе голову башлыком, служащим им вместо шапки"27 Е. А. Мартель, описывая абхазский башлык, указывает на его многофункциональность: "... в условиях быстро меняющейся капризной атмосферы он служит шапкой, тюрбаном, дождевым зонтом, зонтом от солнца, шарфом и пелериной, смотря по обстоятельствам; свойство этого капюшона свертываться, скатываться и развертываться с бесконечной искусностью, делает его радостной находкой для художников".28 В необходимых случаях башлык можно было использовать для перевязки перелома или вывиха, а также для связывания противника при внезапной встрече с ним в лесу или в горах и т. д.

Традиционным элементом абхазской народной культуры является алабашьа - деревянный посох с железным наконечником и крючком на верхнем конце в виде естественного ответвления. Она делается из дерева крепкой породы, преимущественно из тщательно обработанных молодых елок, клена, красного дерева или кизила. С алабашьей ходили в основном люди преклонного возраста и старше. Она, как и хорошо ухоженные усы, служила признаком солидности и почтенности. Алабашьа главы рода переходила по наследству как символ семейно-родовой реликвии.

Алабашьа выполняла различные функции. По мнению специалистов, в древности она служила простейшим оружием; она была опорой во время ходьбы по гористой местности, помогала преодолевать препятствия в пути, была опорой при стрельбе в цель, служила своеобразной трибуной для оратора, который, вонзив алабашьу в землю, а временами опираясь на нее, произносил речь перед народным сходом. "Алабашьа была неразлучным спутником всякого охотника и пастуха", - пишет Ш. Инал-ипа.

Алабашьа дошла до нового и новейшего времени. Известно, что на дурипшский сход (1931 г.) пожилые люди приходили с алабашей в руках и занимали первые почетные ряды; патрулировавшие дорогу к сходу, также были с алабашей. В пору моего детства, в 30-е годы, многие пожилые крестьяне на колхозные собрания и различные сельские сходы являлись в национальной одежде и непременно с алабашей. Наш сосед, потомственный пастух Кичо Заракуа, бодрый и крепкий старец, без своей алабашьи не выходил из дому, она с достоинством сопровождала его повсюду.

И теперь некоторые люди в летах предпочитают выходить в общество с алабашей. Например, 10 февраля 2000 г. в г. Сухум на похороны Пачулиа Шоты приехали с алабашей из с. Покваш Джинждиа Чичико (85 лет), из с. Арасадзых Хаджимба Владимир (78 лет). Это вполне бодрые старики, участники ансамбля долгожителей "Нартаа", для них алабашьа - атрибут традиционной культуры. В. Хаджимба сказал: "Алабашьа апсуа иматэа иацуп" (алабашьа входит в комплект одеяния абхаза). К нашему разговору подключились приехавшие из Покваш Бобуа Валико и Чачхалиа Сауле, которые сказали: "В своей деревне мы без алабашьи не ходим на похороны и другие места, где собираются люди". Они сообщили, что сейчас алабашьу делают мастера - Чачхалиа Рамин (с. Покваш), Цулукия Шалодия (с. Арасадзых) и др., а железные наконечники производит Капба Алексей.

Хотя у некоторых современных старцев еще живет традиционная потребность ходить с алабашьей, но в абхазском обществе в целом теперь алабашьа встречается все реже, как пережиточный элемент культуры.

В научной литературе отмечается роль экологической среды в формировании традиционной кухни абхазов и в абхазском долгожительстве.30 Пища всегда и везде неразрывно связана с природно-климатическими условиями. Пища абхазов содержит большой ассортимент продуктов, что обусловлено многопрофильным характером местного хозяйства, разнообразием выращиваемых овощей, а также обилием дикорастущих, съедобных трав и растений. Народная кулинария выработала оригинальные способы приготовления тех или иных блюд, что придает традиционной кухне самобытные черты, сохранившиеся до наших дней. Культура пищи - рецептура блюд, технологические особенности кухни, способы хранения пищевых продуктов, порядок употребления, меню и т. д. - свидетельствует об устоявшихся привычках и вкусах.

Некоторые оригинальные блюда и приправы абхазской народной кулинарии не имеют аналогов. Отметим абхазскую приправу аджика, которая блюдам придает остроту, жгучесть, аромат. Абхазы едят аджику с мясом, с молочными и растительными блюдами, со свежими овощами, с вареной тыквой и даже с дыней31. Она является обязательным компонентом различных соусов, служит хорошим стимулятором секреции желудочного сока.32.

Аджика - своего рода вклад в мировую пищевую кулинарию. В советское время было налажено промышленное производство аджики; советские и зарубежные туристы называли ее "абхазским маслом".

Растительная и животная пища не только источник энергии и строительного материала, но и фактор, обеспечивающий определенный состав внутренней среды организма и несущий информацию из окружающей среды во внутреннюю среду организма и тем самым приспосабливающий его к окружающему миру. Пища, приготовленная из даров родной природы, в наибольшей степени выполняет эту важнейшую функцию поддержания нормальной жизнедеятельности организма, приспособления его к окружающему миру.

Гармоничное взаимодействие организма с окружающей средой - экологически чистой атмосферой, водой и пищей - один из важнейших факторов физического и духовного здоровья. Чистая среда обитания, наряду с образом жизни и нравственными нормами человеческих взаимоотношений б семье и обществе обеспечивали абхазское долгожительство.33 В значительной степени экологические корни лежат в основе виртуозной физической подвижности, легкости, стройности, смекалистости, свободолюбия кавказского горца.

Выше отмечены лишь некоторые аспекты влияния природно-географической среды на материальную культуру и жизнедеятельность народа. В частности, коснулись воздействия экологической среды на формирование этнических особенностей жизнеобеспечивающей системы - жилища, одежды, пищи. Именно эти этнические особенности являются составляющими апсуара. Подчеркивая это, В. Л. Бигуаа пишет: "Этнические особенности жизнеобеспечивающей системы понимаются абхазами как часть национального духа, как этнический знак. Традиционные элементы материальной культуры в целою абхазы называют не просто общими, собирательными словами, а апсуаоны - "абхазский дом", апсуаматэа - "абхазская одежда", апсуачыс - "абхазская пища"... Без них не мыслится и само понятие апсуара - основы нравственной культуры абхазского народа".34

Не менее значительным является непосредственное влияние среды обитания человека на его миросозерцание и вкус, на формирование в целом эстетической и духовной культуры его.

Проф. Ш. Д. Инал-ипа подчеркивает роль среды обитания на формирование традиционной культуры абхазов. Он с сожалением отмечает: "Мы нередко плохо знаем и нашу среду обитания, сыгравшую немалую роль в сложении специфичности местной культуры. Совершенно не изучена этнопсихология абхазов. Нам не хватает понимания ее уникальности, как и редкой уникальности той природы, в которой мы живем, красоты внутреннего мира и внешнего облика кавказских горцев и равнинных жителей".35

Жизнедеятельность древнейших абхазских племен тысячелетиями протекала в пределах южной части Северо-западного Кавказа. В этой среде формировались антропологический тип и другие физические качества человека. Здесь племена консолидировались в единую абхазскую народность. В данной среде развивались язык, характер, этнопсихология, специфическая культура абхазов. Памятники материальной и духовной культуры народа четко отражают воздействие географической специфики данной территории.

Воздействие географического фактора на материальную культуру более зримо, физически ощутимо; поддаются восприятию и его воздействие на язык, на лексическое богатство и диалектные различия последнего, на возможности языка в самых тонких смысловых выражениях отражать едва уловимые оттенки окружающего мира. А что же касается воздействия географического фактора на духовную сферу жизни, этнопсихологию народа, то это воздействие тоже непосредственно, но оно проявляется нематериально, физически незримо. Это влияние поддается восприятию только путем внутреннего чувствования, духовного ощущения.

Жизнь древних предков абхазов и их потомков связана и с горами, и морем. Абхаз и горец, и морянин. Это обогащает диапазон его восприятия, как микромира, так и макромира.

Сочетание горного, равнинного и морского пейзажа создает контрастную, богатую и красивую панораму жизни. Это своеобразная среда обитания и есть "эйкос" - дом, где жил и формировался сам народ. В этой экологической среде, где гамма лучей и красок и аромат природы непрестанно влияют на человека, создавался и функционировал этнокультурный мир народа - его язык и другие этнокультурные ценности.

Платон Харчлаа, американский абхаз, проживающий на Западе вот уже почти 60 лет, выступая на юбилее профессора Г. А. Дзидзария (5 мая 1999 г.), сказал: "Апсуара никто не может расшифровать, растолковать на Западе. Чтобы сделать это, надо быть абхазом, вырасти в абхазской семье".

Без учета влияния природно-географического фактора, естественной среды обитания человека, мы не сможем понять и объяснить наше прошлое, наше духовное богатство, вникнуть в тайники духовного мира, проследить процесс внутреннего развития культуры, ее самобытность, обусловленные воздействием среды обитания и специфическими условиями развития народа.

Этнический аспект духовной культуры находит яркое отражение в произведениях устного народного творчества. Изданы сводные тексты замечательных памятников фольклора, составленные учеными: Б. В. Шинкуба,36 Ш. Д. Инал-ипа, К. С. Шакрыл и Б. В. Шинкуба,37 сборники абхазских сказок (А. Хашба, В. Кукба, Д. Гулиа, X. Бгажба, К. Шакрыл, С. Зухба и др.), сборники абхазских песен К. Ковача и др. Они знакомят с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского народа, с его мировоззрением, этнопсихологией, нравственными нормами жизни.

В силу специфических исторических и географических условий у народов Кавказа сохранились в живом бытовании многие архаические формы общественного уклада и народного художественного творчества. Ученые на основе исследования различных фольклорных жанров, сюжетов и образов освещают многие аспекты духовной культуры абхазского народа, показывают влияние географической среды обитания, исторических эпох, культурных взаимосвязей на духовное и художественное творчество, быт и нравы народа, раскрывают этническую специфику культуры.38

Многие уникальные черты этнической культуры абхазов изображаются в конкретных образах и действиях персонажей, представленных в произведениях абхазской художественной литературы на этапе ее становления, когда она широко пользовалась фольклорным материалом, извлеченным из реальной жизни (ранние произведения Д. Гулиа, поэзия И. Когония, новеллы и рассказы М. Лакербай, Д. Дарсалиа, И. Папаскири и др.). Положительные герои этих произведений простые люди, которые в самых различных ситуациях проявляют высокие нравственные и духовные качества, поступают именно так, как подобает абхазу, воспитанному на традициях апсуара.

Мы здесь ограничимся этими общими заметками, не приводя конкретные примеры, что будет сделано в соответствующих разделах данной работы.

Мораль, духовность, нравственность - категории общечеловеческой цивилизации. Конкретное их содержание в реальной действительности определяется многими обстоятельствами: исторической эпохой, укладом жизни, бытом, религией, культурными традициями народа и др.; однако постоянно действующим фактором, влияющим на человека, его жизнедеятельность, мировоззрение, на формирование человеческих идеалов, вкусов, духовных и нравственных потребностей служит окружающая нас природа, естественно-географическая среда.

Читать далее: Воспитание в духе апсуара

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх