Апсуара

Воспитание в духе апсуара

Апсуара внедрялась в жизнь, передавалась из поколения в поколение путем воспитания и обучения. Ее нравственным принципам и канонам учились с раннего детства в семье, где родители всегда служили примером для детей. Параллельно сам уклад жизни абхазской общины культивировал и закреплял моральные основы и нормы поведения, обязательные для всех, как в семье, так и в обществе.

Старейшины рода, общины, люди, умудренные опытом жизни, являлись, олицетворением апсуара, лучшими ее проводниками, служили живым, примером для окружающих.

Народная педагогика выработала пути и средства, навыки и приемы воспитания и обучения подрастающего поколения в духе апсуара. Педагогические традиции абхазов - плод многовековых народных эмпирических знаний.

Семья - древнейшее устройство на Земле. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности общества. Семейный круг - эта та школа, где, как нигде больше, можно вырастить нравственных людей.

У абхазов вплоть до XX в. обычными были большие семьи с прочными семейными узами. Еще к началу этого столетия большая абхазская семья насчитывала до 30 человек. В традиционных больших семьях особое положение занимали прадедушки, дедушки, прабабушки, бабушки, умудренные жизненным опытом. Именно они являлись живыми носителями традиционной культуры. Старшие являлись самыми уважаемыми в семье и были окружены почетом и особым вниманием. В свою очередь, они сами насаждали в своем потомстве чувство взаимной любви и уважения.

Абхазское изречение "Аихабы дызмам, Анцэа димам" (Кто не чтит старшего, у того нет Бога; досл.: у кого нет старшего, Бога не имеет) часто можно услышать, особенно при благословении пожилых людей. В этих словах выражается почтенное отношение к старшим. Но и не только это. Очевидно, прежде всего, подчеркивается принцип главенства старшего.

В определенном смысле данное изречение сегодня является пережиточным, отражающим представления древних предков о Божьем руководстве. Вторая часть фразы: "Бога не имеет" - скорее всего, подчеркивает насколько губительно для человека непризнание главенства воли Божьей.

Особое положение старших в семье и обществе находит отражение в абхазском фольклоре, в частности, в кратких изречениях, пословицах. В книге "Пословицы абхазского народа", составленной проф. О. Б. Шамба, мы находим замечательные изречения, свидетельствующие о богатых традициях народной педагогики абхазов. Абхазские пословицы, например, гласят: "После Бога старейший говорит", "Старший, что тень от зноя", "Старший - это защита", "В молодости почитай старцев, чтобы тебя почитали в старости", "Молодость силой красна, старость - умом"73.

Абхазские пословицы об ответственности старшего в воспитании потомства говорят: "Увидев плоды, можно сказать, с какого дерева они сорваны", "Медведь искусал того, кто его воспитал" и т. д.4 Эти меткие образные изречения имели обычно назидательный смысл, выполняли функцию наставления.

Народная мудрость гласит: "Азаы иаазара, азэы дацсоуп" - "Воспитание одного человека стоит целого человека". Ошибки, допущенные при воспитании, становятся для человека камнем преткновения в жизни, а нередко приводят к печальным результатам - к моральной и физической смерти человека. И может быть, не одного... О моральной ответственности воспитателя повествует педагогическая поэма Акакия Церетели "Воспитатель", в основу которой легло абхазское народное сказание. Подобный же сюжет лежит в основе новеллы Михаила Лакербай "Аргун Сейдык". Внимательно выслушав своего воспитанника, который обесчестил жену своего друга, Сейдык, после долгого молчания вымолвил: "Правильно поступил Джарназ, послав тебя ко мне, - ко мне, тебя воспитавшему. В том, что ты оказался способным совершить подлый, бесчестный поступок, виноват не только ты. В этом, прежде всего, виноват я. Видно, не сумел воспитать из тебя благородного человека!.. Достав пистолет, Аргун Сейдык решительно приставил дуло к своему виску. Юноша бросился к учителю, но было уже поздно"75. По традиционным законам апсуара велика роль воспитателя. По апсуара, человек должен с честью и достоинством нести свое предназначение перед Творцом и людьми.

Взаимоотношения в семье - между мужем и женой, родителями и детьми, между самими детьми и другими членами семьи были определены твердо установленными нормами, в основе которых лежали любовь, честность, чистота, забота друг о друге, чувство ответственности друг перед другом.

Нравственное воспитание дети проходили как в семье, так и в обществе. Воспитателями выступали не только родители, но и любой взрослый человек, особенно старейшины. Старший, будь он родственник, сосед или чужой человек, имел право сделать замечание детям за любой их проступок. Большая роль отводилась общественному мнению. Детей приучали прислушиваться к нему.

Важное значение придавалось привитию детям отрицательного отношения к безнравственным поступкам. Родители внушали им: "Не позорь своих родителей", "Не запятнай чести и имени отца и матери".

Олег Шамба записал более 120 абхазских пословиц о пороках и недостатках, которые народной мудростью осуждаются и от которых мудрецы предостерегают ближнего: "Тот, кого Бог не взлюбил, воровать начинает", "За глаза не охаивай и в глаза не хвали", "Кто дурное вынашивает, сам в дурное попадет", "Злая собака сама не ела и другому не давала", "Чужой позор постыден, а свой позорен", "Чем больше у человека недостатков, тем больше у него гордыни", "Кто думает о плохом, плохо и кончит", "Завистника счастье чужое губит", "И укравший буйвола, и укравший иголку - оба воры", "Вор к добряку с пренебрежением относится", "Легко врать - слушать трудно", "Не все что цветет, хорошо пахнет" и т. д. Осуждение зла к пороков - часть нравственного воспитания.76

В народной педагогике очень важную роль играли запретительные категории этикета - цхашьароуп (букв. "стыдно") и цасым (букв. "не обычай"), гэнахароуп (буквально "грех").

Детей с малолетства приучали понимать, что такое зерыьрпщлд, какие поступки нежелательны, непозволительны во взаимоотношениях с другими - в семье, среде сверстников, старших и т. д., конечно, с учетом возрастных особенностей.

Абхазский "цасым" учил детей тому, что не положено делать из религиозных воззрений, что строжайше запрещено по обычаю, что грешно.

Трудовое воспитание детей, которое начиналось очень рано, тесно увязывалось с привитием нравственных норм, таких как трудолюбие, коллективизм в труде, взаимопомощь и т. д.

Устное народное творчество абхазов изобилует изречениями о славе труда, о роли труда в становлении человека, о радостных плодах, которые приносит труд на благо: "Человек трудом своим славится", "Что не добыто руками - вкуса не имеет", "Кто с любовью к земле, у того долгая жизнь", "Дружная работа жизнь удлиняет, труд из-под папки жизнь отравляет", "Отдых без труда, что без приправы еда", "Человека работа воспитывает, а лень его портит", "Чужого не желай - своим дорожи" и т. д.77 Библейская притча "Что посеял, то и пожнешь" ("Илоуцаз ауп иааурыхуа") вошла в абхазское устное наследие, как собственное народное изречение. Для абхаза, воспитанного на традициях апсуара, смысл этой пословицы руководство по жизни.

Мальчишки, проводя большую часть времени в обществе деда, отца, старших братьев, учились мужским, хозяйственным делам, приобретали трудовые навыки, начинали ценить результаты труда.

Девочки учились у своих матерей искусству абхазской кухни, ритуалу приема и обслуживания гостей, нравственным нормам поведения, приличествующим женам, матерям.

Важнейшей задачей физического воспитания юношей у абхазов являлась выработка морально-волевых качеств: мужества, решительности, стойкости, отваги, удальства, самообладания. Физические упражнения, спортивные игры и состязания, бытовавшие в народе, по своему характеру были тесно связаны с историческими условиями жизни, требующими от членов общества постоянной готовности к трудовым и боевым действиям.

О смелых, отважных мужах народ слагал песни, а трусливых клеймили позором. В народе говорят: "Мужество и героизм безграничны", "Героя, не семья, народ больше знает", "Храбрость - половина победы", "Герой умирает однажды, а трус - много раз", "Позора даже слава не смывает", "Трусливый и тени своей боится" и т. д.78

В абхазской народной педагогике ведущее место занимают вопросы умственного воспитания и обучения детей. Народные изречения гласят: "Мир солнцем светится, человек - знанием", "Знание - гость, ум - хозяин", "Умный человек пусть будет и родственником, и врагом", "Сына учат, чтоб человеком стал, а свечу зажигают, чтоб дом освещала", "Учение раскрывает человеку то, что не знает, показывает то, что не видел, дает то, что не имел" и т. д.79

Особое место в умственном воспитании детей занимало устное народное творчество. Детям с ранних лет старшие рассказывали сказки, легенды, сказания о нартах, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Это развивало ум, смекалку и сообразительность детей. В произведениях устного народного творчества положительные герои предстают благородными, великодушными, проявляют доблесть, храбрость, способность переносить страдания, сдержанность, терпение, уважение к старшим и женщинам - все они выступают как идеалы. Дети как губка впитывали в себя образы этих героев.

Весь уклад семейной и общественной жизни абхазов знакомил молодое поколение с традиционно-бытовой культурой, с морально-психологическими установками, нормами поведения, этикетом абхазов.

Народная педагогика применяла самые различные методы воспитания и обучения. Об одном из них, используемом в абхазских семьях, американский ученый, профессор Пола Гарб пишет: "Родители успешно пользуются методом, который, по-моему, можно применять повсюду в мире. Он состоит в том, что взрослые ведут между собой поучительный разговор в присутствии подростков, которые, возможно, не принимают участия в этих беседах, но хорошо все слышат. Темой разговора может быть чье-то примерное поведение, какой-то поучительный случай или чей-то плохой поступок, каких в жизни нужно избегать. Подросток при этом не должен даже догадываться, что весь этот разговор взрослые ведут специально для него".80

В нашей семье, в которой росло пятеро детей, подобный поучительный разговор родителей, был для нас весьма действенным уроком. Мы узнавали не только то, что хорошо, добродетель, и что плохо, но и то, что всякий плохой, лукавый поступок вызывает в людях осуждение, презрение, а хороший - приносит добрые плоды, пользу другим, украшает человека, вызывает всеобщее одобрение.

После вхождения Абхазии в Российскую империю (1810 г.), особенно со второй половины XIX в., возрастает процесс религиозного воспитания населения. Этому способствовало возобновление деятельности христианских церквей, строительство церквей в абхазских селах, открытие в деревнях церковно-приходских школ, перевод богослужебных книг на абхазский язык, постепенный переход в абхазских приходах к богослужению на абхазском языке.

Исходя из интересов духовного воспитания и образования детей, была составлена и учебная литература: первые абхазские буквари (1895 и 1892 гг.), первая "Книга для чтения" на абхазском языке для детей (1908 г.), "Родная жизнь" (1910 г.) и др. В абхазский букварь были включены "Десять заповедей" Библии. Дети теперь уже и по школьному учебнику учились тому, как христиане могут применять принципы этих заповедей в жизни. Первый: будьте исключительно преданы нашему Создателю. Второй: не используйте в поклонении изображения. Третий: всегда уважайте и восхваляйте Бога. Четвертый: выделяйте время, чтобы, не отвлекаясь, сосредотачиваться на духовных делах. Пятый: дети, уважайте своих родителей. Шестой: не убивайте. Седьмой>: не прелюбодействуйте. Восьмой: не воруйте. Девятый: говорите правду. Десятый: остерегайтесь алчности.

Десять заповедей знакомили детей с вечными принципами: с поклонением Богу; "Люби ближнего твоего, как самого себя". Десятая заповедь "Не желай... ничего, что у ближнего твоего" - уникальна по своей сути - она побуждает человека исследовать свое сердце, проверять свои мотивы.

25 августа 1913 г. в с. Лыхны состоялось торжественное открытие "Бзыбского комитета Общества распространения просвещения среди абхазов". Выступившие на собрании церковники и миссионеры перед комитетом ставили как главную цель, проповедь учения Христа, заботу "об издании на родном языке слова Божия и книг религиозно-нравственного содержания, (с этой целью) о лучшей постановке изучения абхазского языка в школах, об организации церковного пения на абхазском языке".81 П. Образцов о задачах Бзыбского комитета писал: "Маленький народ - абхазцы - имеют свою длинную, многовековую историю, и за долгий период своего существования им накоплены значительные духовные богатства, как язык, народная поэзия, нравы и обычаи... Шаг за шагом терпеливо и должен комитет изучать духовный капитал, который сквозь длинный ряд веков нес и сохранил абхазский народ. Изучая его, он войдет в духовную жизнь народа, поймет особливые качества, свойственные душе его. Не силой денежной, не силой физической держатся и сохраняют бытие народа, а величием и мощью народного духа"82.

Духовное воспитание детей занимало важное место не только в церковно-приходских школах, но и в государственных и других учебных заведениях. В этом направлении плодотворна была деятельность первых абхазских педагогов, особенно таких выдающихся просветителей, как Ф. Х. Эшба, Д. И. Гулиа, Д. Т. Маргания (Маан), А. М. Чочуа, С. Я. Чанба, С. П. Басария, С. М. Ашхацава, Н.С. Патейпа, А. И. Чукбар и др. Воспитанные на традициях народной педагогики, они служили образцом абхазской традиционности. Об этом свидетельствует их педагогическая, просветительская, литературно-переводческая, научная, общественная деятельность.

В XIX в. в Абхазии в процессе оживления традиций православной христианской культуры особенно ярко проявилась своеобразная религиозная ситуация: переплетение и мирное сосуществование христианства, мусульманства и язычества. Активно возрождалось христианство, в селах же с большинством населения, исповедующих ислам, по-прежнему продолжалось служение Богу по Корану и не имело места неуважительное отношение к христианским традициям, в то же время повсеместно соблюдались устойчивые языческие обряды и праздники.

Некоторые ученые или наблюдатели из неабхазской культурной среды рассматривают эту своеобразную ситуацию, как проявление атеизма или как религиозное безразличие. На наш взгляд, это неверно. Наоборот, проявление веротерпения, уважительное отношение к чувствам, совести и вере другого человека - это не только свидетельство высокой традиционной культуры народа, но и показатель веры народа в Творца. Для религиозного абхаза Бог-Творец один, Он все видит и, поклоняющиеся Ему - и христианин, и мусульманин, и язычник, заслуживают человеческого уважения.

Люди, удовлетворяя материальные потребности, естественно, одновременно заботились и о своих духовных нуждах. Религиозные догмы служили утверждению духовной и нравственной чистоты, приумножению лучших народных традиций, сплочению народа на принципах морали и нравственности апсуара.

Вечные религиозные ценности в абхазской традиционной культуре нашли своеобразное национальное выражение; народ осваивал эти ценности, исходя из своих духовных потребностей.

Таким образом, в апсуара в абхазском обличье выступают важнейшие общечеловеческие нравственные принципы. Эти духовные ценности народу так же нужны, как родной язык, как земля - место обитания и другие атрибуты жизнедеятельности, без которых народность просто перестает быть народностью.

Видимо, таким путем могли появиться как особые нравственные понятия: "апсуа кьабз" (абхазский обычай, адат), "апсуа цас" (абхазский нрав, характер), "апруа иламыс" (совесть абхаза) и т. д., овеянные религиозным духом, возведенные в ранг закона народной жизни.

Не случайно некоторые авторы при определении апсуара, сравнивают ее с религией. Художник Л. К. Мхонджия пишет: "Апсуара - религия. Религия абхазов". Разумеется, апсуара не религия в буквальном смысле, но в приведенной дефиниции подчеркивается, что апсуара содержит такие святые истины, божественные нравственные законы, понятия, морально-психологические категории и другие нормы этнического самовыражения, которые воссоздают облик абхаза и без которых абхаз теряет свое этническое лицо. В этом смысле апсуара - духовная сущность абхаза.

Апсуара всегда выделяла абхаза, обращала на него внимание близких народов. Например, в соседней Мингрелии, с которой Абхазия связана многовековыми историческими и культурными узами, о благовоспитанном человеке, который служил эталоном подражания, говорили: "воспитан, как абхаз", "красив, как абхаз". В Мингрелии желанным было иметь невестку-абхазку или зятя-абхаза, воспитанного на традициях апсуара.

Еще раз позволим себе подчеркнуть, что принципы и морально-нравственное содержание понятий апсуара развивались, культивировались и прививались в процессе формирования абхазской этнической общности и связаны с естественным стремлением к определенному самовыражению и самоутверждению. Бесспорно, в апсуара наиболее ярко проявляется этническая специфика абхазского народа.

Будет ли апсуара когда-нибудь восстановлена? Многие люди с ее возрождением связывают будущее народа. Известный писатель Джума Ахуба, размышляя о проблемах национального развития, которые беспокоят современное абхазское общество, пишет: "Те святые понятия, которые тысячелетиями вели нас, как Библия христиан, как Коран мусульман, наш святой Аламыс, Апсуара мы настолько извратили, что стали произносить их с иронией... Не будет иметь прогресса ни язык наш родной, ни вообще народ, пока не восторжествует Аламыс, наша Библия, наша святыня Апсуара".84 Писатель, как и многие наши соотечественники, связывает прогресс народа с абхазским аламысом, с возрождением апсуара.

В современном мире острых проблем много. Особо выделяется проблема нравственного обновления общественной жизни. Что случилось с нравственностью? Изменились ли нравы к худшему? Некоторые историки ответили бы, что трудно сравнивать нравы людей разных эпох. Они могут аргументировать это тем, что каждый период следует рассматривать в его собственном историческом контексте.

Оглянувшись на прошлое, скорее всего мы увидим, что на протяжении всей истории что-то было лучше, а что-то - хуже. Но, даже учитывая это, нельзя не согласиться с тем, что с начала XX века происходят очень серьезные, ни на что не похожие события.

Согласно высказываниям многих исследователей, нравы в XX в. значительно изменились к худшему. Одним из факторов, способствующих этому, как они полагают, является быстрое технологическое и экономическое развитие общества. Ускорение, как отмечают ученые, привело к созданию системы рыночной экономики, в основе которой лежит конкуренция. Движущей силой последней является эгоизм, и такое аморальное явление, как коррупция, которой во многих странах, к сожалению, подвержены даже члены правительства. Погоня за прибылью, как инфекция, поражает общество, понижая в целом уровень нравственности людей.

Свой вклад в быстрое падение нравов вносит и массовая культура. Новые ценности широко распространяют продюсеры телепрограмм, магнаты киноиндустрии, рекламодатели, приверженцы "гангста-рэпа" и множество других людей, вовлеченных в электронную индустрию средств массовой информации. Видео, кино, телевидение, Интернет, а также реклама, книги, журналы и газеты тиражируют огромное количество материала, полного крайностей и отвратительных тенденций, таких, как расизм, оккультизм, безнравственность, садизм. Все это, в первую очередь обращено к молодежи, как к более восприимчивой аудитории.

В наше время тенденция к отходу от традиционных норм и ценностей всеобщее явление. Образующийся вакуум нравственных ценностей приводит к тому, что традиционные представления о добре и зле постепенно стираются. Если раньше правилами четко определялись нормы поведения, считались со взглядами общества на то, что допустимо и, что непозволительно с точки зрения этики, то современному обществу присущи свободные, индивидуалистичные взгляды. Негативную роль в этом сыграла секуляризация общественной жизни, предоставившая людям возможность самим определять свою точку зрения по разным вопросам.

Сегодня страны и народы взаимосвязаны, как никогда раньше. Все они, правда, в разной степени, подвержены болезням века. В более ущербном положении оказались небольшие страны и малочисленные народности, подвергающиеся военным агрессиям, экономической дискриминации, различным ограничениям и давлениям. В этих условиях особо встает вопрос о культуре, нравственности и духовности человека. Естественно, теперь невозможно восстановить апсуара в классическом виде. Изменились времена, люди, условия жизни. Люди, которые жили по нравственным нормам апсуара, исходили из святых для традиционного абхаза понятий: "апсуа иламыс" (совесть абхаза), "апсуа кьабз" (абхазский обычай, адат), "апсуа цас" (абхазский нрав, характер), "асас, анцаа дисасуп" (гость, Божья благодать), "пхашьароуп" (стыдно), "цасым" (не обычай), "гэнахароуп (грех) и т.д. Очевидно, народ связывал с Творцом все существование человека, включая понятие о морали и саму мораль. Фундаментальным оплотом нравственности служила природа Бога.

Ломка абхазской традиционности стала заметно наблюдаться в XIX в., особенно после упразднения абхазской государственности и введения русского управления (1864) и массового махаджирства (1867, 1878). Она коснулась, прежде всего, основных институтов общественной жизни - абхазской общины, обычного права абхазов, народного правосудия, народных сходов и т.д.

В 20-х-80-х годах XX столетия в Абхазии, как в целом в Советском Союзе, утверждается советская цивилизация, которая внесла коренные изменения в государственную, общественно-политическую, экономическую и культурную жизнь народа. Новая система развивалась на основе материалистического философского учения и внедряла соответствующие этому мировоззрению нравственные ценности, законы и нормы человеческих отношений, вылившиеся в советский, социалистический образ жизни.

Разрушение патриархального уклада и образа жизни и формирование новых общественных и личностных отношений на основе атеистического мировоззрения изменили культурную и духовную жизнь абхазского народа. Социалистические нравственные принципы и нормы утвердились во всех сферах общественной жизни. Выросли новые, советские люди, с новым мировоззрением и взглядами, новыми жизненными установками и интересами. В процессе этих преобразований подверглись разрушению основные устои и элементы традиционной культуры, стали деформироваться законы, принципы и нормы апсуара. А многие нравственные ценности переменились, порой до неузнаваемости, изменилось содержание фундаментальных этнических обрядов (абхазское гостеприимство, абхазская свадьба, традиционные ритуалы похорон, поминок и др.).

Постсоветское время на территории бывшего Союза - это отрицание государственной, экономической, общественно-политической системы социализма, марксистского мировоззрения, а значит, отрицание культурных ценностей и нравственных идеалов, порожденных социалистической идеологией. Коренные преобразования охватили всю общественную жизнь.

В Республике Абхазия к сложным проблемам постсовесткого переходного периода прибавились дополнительные трудности, вызванные грузино-абхазской войной: разруха народного хозяйства, уничтожение многих материальных ценностей культуры, невосполнимые человеческие жертвы, психологические травмы, экономическая блокада, резкий упадок жизненного уровня населения, отток значительной части квалифицированных специалистов из Абхазии, обострение этнической вражды, переросшей у определенной части населения в ненависть и все вытекающие из этой обстановки осложнения.

В таких условиях происходит болезненный процесс становления новой, независимой абхазской государственности; переход от рухнувшей социалистической социально-экономической и общественно-политической системы к рыночной экономике и демократической системе общественного устройства.

Таким образом, в XX в. абхазский народ, волей истории, проходит сложный, полный трудностей путь развития: от преимущественно патриархального уклада жизни к социализму; а теперь, совершает переход от социализма к капиталистической рыночной экономике. Эти преобразования были навязаны народу извне, не соответствовали его менталитету.

Несмотря на сложные перипетии истории последних двух столетий, в народном духе живет острая потребность возрождения нравственных ценностей абхазской традиционности. Причем многие эти ценности еще сохранились, правда, в деформированном виде, в жизненных позициях носителей традиционной культуры, в основном в традиционных сельских семьях. Среди абхазской творческой интеллигенции также присутствует сильное желание сохранить наиболее значимые элементы и нравственные ценности апсуара, в которых ярко выражены этнические особенности народа и которые созвучны с современными лучшими морально-этическими ценностями человечества.

Все страны и народы Земли в той или иной мере вовлечены в современные мировые процессы. Наша маленькая Республика Абхазия, как часть мирового сообщества, своеобразно включена в эти процессы. Размышляя над будущим, естественно, следует исходить из опыта мировой истории и современного состояния человечества. История повествует о том, что в прошлом известные мировые державы - Египет, Вавилония, Мидо-Персидская, Греческая, Римская, Британская империи, созданные путем завоеваний и опиравшиеся на военную силу, не выдержали испытаний, перестали быть мировыми империями. Ко всеобщему огорчению, и в наше время живучи имперские амбиции и стремления к мировому господству.

Современная цивилизация создала мощные оружия массового уничтожения людей. В XX в. в двух мировых и локальных войнах погибли или физически и психически искалечены сотни миллионов людей. В войнах теперь погибают не только военные, но огромное количество мирного населения. Ни одна война не решила человеческие проблемы. Войны наоборот усугубляют и обостряют противоречия, порождают вражду и ненависть, разрушают экологию. Все это принимает глобальный характер. Становится очевидным, что цивилизация, опирающаяся на насилие, уже исчерпывает себя. Многие люди начинают понимать, что ни атомная бомба, ни баллистическая ракета, ни автомат Калашникова никому не принесут радости и счастья. И природа, и сам человек нуждаются в защите. В конце концов, Человек, наделенный разумом, имеет право выбора.

Выдающийся русский ученый-естествоиспытатель, философ и мыслитель В. И. Вернадский, создавший учение о Ноосфере, решение глобальных проблем человечества видел в установлении сферы Разума. Ученый говорил: "Царство моих идей впереди". В новом мире Разума, очевидно, приход которого неминуем, воцарится духовность и нравственность, святость человеческой жизни.

О нашем времени в Библии говорится, как о тяжком времени, в котором человеческие нравы будут испытывать глубокий кризис:

"Наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Но они немного успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми" (2 Тим. 3:1-5,9). Такой склад ума в мире, к сожалению, получает широкое распространение.

Мы, люди, провожающие XX и вступающие в XXI век, проходя через трудные испытания нашего времени, можем иметь надежду, что разум восторжествует, царство Разума придет. Такой положительный настрой можно и даже нужно выработать. Нередко, чтобы выработать неэгоистический настрой, необходимо развивать мышление, направленное против наших врожденных несовершенных наклонностей. Для этого требуются знания, решимость, старания и духовная опора, роль которой для традиционного абхаза выполняла апсуара.

Духовные потребности вложены в каждую личность. И преступник с извращенным складом ума, который совершает неблаговидные дела против других и самого себя, имеет возможность, востребовав духовные потребности, проявлять живой интерес к духовности.

Духовное совершенствование возможно, если неустанно будем учиться следовать закону: "Люби ближнего твоего, как самого себя". Это может стать правилом жизни человека, когда он стремится развивать в себе такие качества, как "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5:22,23).

Эти плоды духа, составляющие духовную основу нравственности человека, традиционные абхазы развивали в себе и проявляли в своей жизни, причем и в самых трудных обстоятельствах. В аккумулированном виде эти духовные ценности были выражены в феномене аламыс. Понятие "апсуа иламыс" (аламыс абхаза) отражает этнический аспект нравственных ценностей апсуара.

Хочется еще раз подчеркнуть, что сердцевину апсуара составляет аламыс - совесть. Абхазские изречения: "аламыс псыехеит" (совесть ослабла), "аламыс мачхеит" (совести стало меньше), "Иламыс бжьысит" (его совесть испортилась), "аламыс ицэызит" (он потерял совесть), очевидно, подразумевают: во-первых, то, что совесть вложена в человеческое сердце от природы; во-вторых, то, что, если совесть не воспитывать, она может запачкаться, испортиться или можно ее вовсе потерять (аламысда). Только обученная совесть совершенствует человека.

Традиционным принципам и нормам апсуара надо обучать детей с малолетства. Это первостепенная задача семьи, учебно-воспитательных заведений, всего общества.

Чтобы воспитывать и обучать детей, готовить достойное поколение третьего тысячелетия нашей эры, и нам, взрослым людям, нужно меняться, извлекая уроки из опыта жизни. Пройденный опыт, не только личный и общегражданский своей страны, но и общечеловеческий, многому могут научить нас при глубоком размышлении над ним. Трезво, с нравственных позиций оценив свое прошлое и настоящее, каждый сможет найти основание, чтобы постоянно меняться, совершенствоваться, облекаться в более совершенную духовную личность. Нравственный арсенал апсуара предоставляет нам богатый материал для нравственного обновления, сохранения этнической традиционности.

На этом пути много трудностей общего и местного характера. Имеются объективные факторы, вызывающие постоянное размывание духовных основ и этнической самобытности, оказывающие неумолимое воздействие на выживание малых этносов. Прежде всего, это открытость, доступность, информационная свобода современного общества и цивилизации, влияние видео-, кино- и телепродукции развитых мировых держав. Много трудностей местного значения: а) военная разруха, слабость экономики, крайняя недостаточность материальной основы учреждений образования, культуры, спортивных баз; б) массовый уход сельского населения в город, непрестижность занятия сельскохозяйственным трудом среди молодежи, высокий удельный вес незанятого в производстве населения; в) слабая организованность, интеллигенции, особенно, работающей в сфере культуры; г) многонациональный состав населения Абхазии, требующий тщательно отработанной программы взаимного культурного обогащения, обмена опытом хозяйствования и т.д. Это реалии сегодняшнего дня. Значит надо выработать и приспособить к текущим условиям комплекс мер по сохранению национальной самобытности и в целом абхазского этноса. Сегодня даже такие крупнейшие страны, как Франция, Италия, имеют и проводят в жизнь национальные программы, чтобы противостоять всеобщему распространению чуждого им американского образа жизни, засилью американской видео-, кино- и телепродукции. Видимо, следует изучить опыт других небольших стран, в том числе бывшего СССР, переработать его и без перегибов частично использовать в Абхазии.

Конечно же, в направлении национального развития у нас ведется немалая работа. В частности, и научное абхазоведение ориентировано на разработку этой проблематики. Например, имеется государственная программа развития абхазского языка. Это очень хорошо. Но ее практическое проведение в жизнь будет хромать на обе ноги, если программу не расширить, не придать ей практическую направленность. Сохранить и развить "абхазство" возможно только на основе комплексной общегосударственной программы. На мой взгляд, ее составными частями должны быть:

1. проблемы развития абхазского языка и его распространения на территории Абхазии;

2. проблемы возрождения наиболее значимых традиционных элементов и нравственных ценностей апсуара, в которых выражается этническое лицо абхаза, этническая специфика народа в целом;

3. проблемы овладения знаниями истории Абхазии населением республики.

Необходимо расширять и углублять с привлечением новых документов и материалов исследование исторического пути, пройденного народом, объективных условий, в которых формировался и развивался народ, развивалась его культура; исследование историко-культурных связей с соседними народами и мировыми цивилизациями. Знание истории Абхазии в объективном изложении - важнейшее условие как для сохранения и упрочения национального самосознания абхазского населения, так и для формирования чувства Родины у неабхазского населения республики.

Родной язык, народная культура (традиции, обычаи, нравы, этнопсихология и пр.) и национальное самосознание неразрывно взаимосвязаны. Программа национального развития, управления этническими процессами должны учитывать их единство.

В новых исторических условиях становления независимой абхазской государственности развитие абхазской традиционности, нравственных ценностей апсуара должно опираться на поддержание в чистоте "апсуа иламыс" - совесть абхаза в традиционном понимании. Только тогда мы победим свои внутренние слабости; докажем, что мы уважаем себя и заслуживаем уважительного отношения к себе; только тогда мы добьемся внутренней консолидации, проявим способность решать проблемы государственного, экономического, социального и национального развития.

Сохраняя в чистоте свою личную совесть, каждый член общества должен доказывать своими поступками и словами, что он уважает совесть другого, причем даже и в том случае, когда он не разделяет его взгляды. Мы должны осознать и всегда помнить, что нравственная основа апсуара - это начало добра. Апсуара помогала нашему немногочисленному, но сильному духом народу выходить из любого трудного положения, побеждая зло добром.

Сегодня очень важно культивировать и пропагандировать на государственном уровне нормы апсуара, ее традиционные элементы посредством телевидения, прессы, общественных мероприятий, систематически показывать традиционные семьи, нравственно продвинутых и широко мыслящих людей, их мнение, взгляды на жизнь, жизненный путь и опыт как пример для подражания.

В учебном процессе (детский сад, школа, вуз) передача знаний об основах апсуара должны занять достойное место. В школьных учебниках по истории Абхазии следует значительно расширить разделы, посвященные культуре, в частности, традиционной культуре.

Читать далее: Место Бога в апсуара

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх