Апсуара
- Введение
- Апсуара - продукт исторического процесса
- Окружающая культурная среда
- Роль географического фактора
- Воспитание в духе апсуара
- Место Бога в апсуара
- Святость человека в апсуара
Место Бога в апсуара
Абхазские ученые в процессе изучения духовной культуры народа рассматривают вопросы, касающиеся места Бога в традиционной культуре.
Ш. Инал-ипа пишет, что в представлении народа Бог-Творец в отличие от многочисленных покровителей, земных святых духов и прочих, "пребывает "наверху", в небесах, под именем Анцва (хыхь икоу), выступает в облике некоего всемогущего разумного существа (точнее мужчины), как вечный творец-демург (Анцэа хазшаз), повелитель и вседержитель мироздания".
В представлении абхазов Бог идеальное "существо во плоти, хотя Его никто из смертных не видел и видеть Его им не дано (дызбахьада, дад)".58 Все "что есть на свете и под землей создано и принадлежит Ему одному (Анцэа ишеит, Анцэа итэуп). Все должны беспрекословно подчиняться Богу, мольбой и жертвами вымаливать у него благость. Всем будет хорошо, если Он "ниспошлет теплоту своего сердца и очей" (илыпха, игуапха хаитар), но ничто не спасет того, кто заслужил Его гнев и кару".59 Так описал ученый представление о Боге, существующее в народе.
Согласно космологических абхазских мифов, Бог сотворил вселенную из ничего, он установил космическую (вселенскую) гармонию; Бог блюститель порядка - управляет космосом. Многочисленные ангелы беспрекословно выполняют его волю.
Существование Бога, по абхазской мифологии, вневременно. У Него нет ни начальной, ни конечной границ. Он бессмертен, не стареет, устремлен к вечной жизни.
Христианское вероучение о Боге, посеянное в Абхазии еще апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом, со временем все более проникло в миропонимание и мировосприятие народа. Очевидно, в период раннего христианства в представлении наших далеких предков Бог в массовом сознании значил несравненно больше, чем это нам сейчас кажется.
Вера в Бога, знание Его законов и высоких нравственных принципов помогали людям обретать более благотворную духовную жизнь.
Верующие молитвенно обращались к Богу. Абхазский писатель Денис Чачхалиа в своей книге об абхазской церкви приводит несколько текстов христианских молитв абхазов.60 Абхазы раннего христианства, должно быть, на родном языке обращались к Богу образцовой молитвой, которой учил Иисус Христос своих учеников.
Молитва - это смиренный разговор с Богом. Даже в советское время, в период господства атеистической пропаганды, верующие люди старшего поколения, молились Богу, убежденные в том, что личные молитвы праведных людей слушает Бог. Старцы - главы семей, обращаясь к Богу с молитвой, воздавали Ему честь и славу, просили благость, исполнения своих насущных желаний, которые, обычно, богоугодны. Так поступали до конца своей жизни, например, и мои родители - отец и мать.
Абхазы клянутся именем Анцва. Клятвенной формулой является "Анцэа иные, анцэа имаеуп!" - (клянусь Богом). Древние предки этими словами, обращаясь к небесному Вседержителю, подтверждали свою верность, преданность истине. В новое время, когда вера и любовь ослабли, реже стали прибегать к этой форме обращения к Богу. Однако и в наше время для верующих старцев "клянусь Богом" остается выражением поклонения, а для многих остальных - ритуальным.
Музыкальный фольклор абхазов сохранил "Песнь Богу". В старину ее пели в сопровождении апхиарцы. В ней поется о том, чтобы Бог пожалел немощных, простил за проступки, исцелил от недугов. "Песнь Богу" включена в программу современных ансамблей народных песен.
И до наших дней в пережиточном виде сохранились некоторые обязательные атрибуты духовной жизни, повествующие о необходимости повседневного общения с Богом. Любая трапеза абхаза начинается с традиционного вступительного тоста: "Анцэа хазшаз, улыпха хат'" (Бог-Создатель наш, дай нам тепло своих очей!"). В этом молитвенном обращении к Богу в словах "дай нам тепло Своих очей" выражается вера в том, что Бог намеревается совершить благословения. Люди ждали получения духовного света, милости, помощи. И в древнем Израиле Богу Его служители обращались так: "Боже... пошли свет Твой" (Псалом 42:3).
Исследователи традиционной абхазской семьи обнаруживают в семейных отношениях присутствие незыблемых Божьих нравственных норм. Брак рассматривается как дар Бога. В традиционных семьях этим определяются положение в семье мужа, обращение его с женой, обязанности отца, роль жены в семье.
Умственное и нравственное воспитание детей - одна из самых главных обязанностей родителей. Об этом свидетельствуют народная педагогика, моральные основы семейного устройства абхазов. Родители с раннего детства, воспитывая своих питомцев в духе апсуара, внушали им: Бог все видит; Бог нелицеприятен; Бог любит все свое творение; перед Богом все люди равны. Бог чист и свят. Он требует, чтобы люди сохраняли духовную, нравственную и физическую чистоту, чистоту в мыслях, всегда говорили правду, не сквернословили. Христианские законы, принципы, нормы жизни, вошедшие в апсуара, прививались детям с первых лет.
Сердцевину апсуара составляет аламыс (совесть). Совесть - естественное качество человека, врожденное свойство его. Она вложена в каждую личность. По апсуара, совесть такая нравственная ценность, которая не имеет цены (ее нельзя приобрести ни за какие ценности мира), она находится в сердце человека, живет вместе с ним, определяет его поступки. Как правильно отмечает молодой исследователь апсуара Р.Г. Читашева (Смыр), известное народное изречение "смерть абхаза в его же аламысе"61 понимается не как буквальная смерть, прекращение физического существования, а как "несовместимый с аламысом (нравственностью) поступок, когда "человек умирает живым", становится "живым трупом", позорная, аморальная смерть во сто крат страшнее физической".62
Известному абхазскому писателю М. Лакербай принадлежат слова: "Аламыс - душа (жизнь) абхаза". В изречении "Семи мулам не поднять аламыс абхаза" ("Апсуа иламыс бжьгэжьк ирзышьтыхуам")63 - число "семь" - астральное понятие, подразумеваются: солнце, луна, и т. д., т. е. мощная космическая сила; а мул - домашнее животное не только крепкое, выносливое, но и настойчивое, упорное. Совесть, в понимании абхаза, несоизмерима с физическими понятиями, физически неодолима.
Журналист Алексей Арчелиа записал более десятка абхазских пословиц о совести, которые с различных сторон раскрывают смысл аламыса: "Хузмам егьыкам, аламыс ада" (Нет ничего без цены, кроме аламыса), "Аламыс ауаюы деикунархоит" - (Аламыс человека спасает), "Аламыс ачхара гугуа унатоит" (Аламыс дает крепкое терпение)64 и т. д. Олег Шамба приводит пословицы: "Аламыс - сильнее смерти", "Добрый человек своего аламыса и на том свете не теряет" и другие.65
Абхаз, воспитанный на традициях апсуара, если дал слово и заверил данное слово прикосновением пальцев руки к кончику своих усов, то это значит, он поручился своей жизнью. Человеку лучше умереть, чем жить с запятнанной совестью. Ибо совесть от Бога. И она должна быть чиста перед всевидящим Богом и перед самим собой. Тот, кто свято блюдет совесть, хранит ее в чистоте, следует главной заповеди Христа - любить Бога всем своим сердцем, душой, разумением и крепостью своею.
Следующая по важности библейская заповедь: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Большей сих заповеди нет (Марка 12:30,31). Этой нравственной установкой пронизана и апсуара.
Для человека, воспитанного в духе апсуара, были святы смысл и содержание первых заздравных тостов абхазской национальной традиционности: "Бог-Создатель наш, дай нам тепло своих очей!"; "Будь благословенен народ".
В эти тосты современный абхаз, часто сам, не сознавая, вкладывает мировоззренческие понятия своих древних предков:
1. Начало всему Бог;
2. Все люди земли ближние; надо любить ближнего.
И сегодня абхаз в тосте "Будь благословенен народ" понимает народ в целом, выражает любовь к человеку, пожелание благости всем людям земли.
С.Н. Лазарев, автор книг "Диагностика кармы", о своем отношении к традиционному абхазскому тосту пишет: "Я помню, как услышал самый неожиданный для меня тост. Это было в 1973 году. Мы группой экскурсоводов поехали за Сухуми в творческую командировку... По пути остановились в небольшом ресторанчике... И вот мы сидим и слушаем старого абхаза... Старик поднял бокал и сказал: "Давайте выпьем за то, чтобы народу жилось хорошо". Фраза прозвучала глупо, я имею в виду для меня. Я ее воспринял как очередной совдеповский лозунг. И лишь спустя секунду до меня дошло величие этого тоста. Старик думал не о себе, а о других. Он хотел, чтобы другие люди, даже те, которых он не знал, были счастливы. И мгновенно тост превратился для меня в сказочный, благородный и прекрасный".66
Старик сознавал простую истину: когда все люди будут жить хорошо, иметь радость, счастье, мир, благость - тогда и он будет жить хорошо и иметь все эти блага. Старик, пожелав всем людям добро, призывал участников застолья к добрым делам. В этом и нравственный урок, заключенный в его лаконичном тосте.
Дошедшие до нас пережитки христианской культуры свидетельствуют о том, что наши далекие предки знали христианские законы и нормы христианской жизни, люди поклонялись Богу. И в наши дни в народе говорят: "Анцэа ибоит" (Бог видит), "Анцэа идыруеит" (Бог знает), "Анцэа избоит" (Бог судит, т. е. совершает справедливость), "Анцэа ду даххылапшит"" (Всемогущий Бог призрел, т. е. присмотрел сверху), - так говорят при благополучном исходе какого-либо дела, а во время войны - при одержании победы над противником и т. д. Упование на Бога выражается словами: "Анцэа хаихьчоит" (Бог охраняет нас), "Анцэа, унапы хануп" (Бог, мы полагаемся на тебя, досл.: Бог, мы в твоих руках).
Богобоязненный человек говорил: "Анцэа, ацэгьа сумырхэан" (Бог, не дай мне сказать плохое) - это молитвенное обращение к Господу с просьбой помочь не злословить, не совершить грех, а изрекать из уст только добро:
Абхаз, воспитанный на традициях апсуара, обращаясь к Богу со словами, приведенными выше, очевидно, понимал человеческие слабости и полагался на помощь Бога в их преодолении. Язык, например, обладает силой и ранить, и врачевать. Языком можно принести много вреда и другим, и себе. Уничижающие реплики, неосмотрительное повторение клеветы могут разрушить дружбу с теми, с кем ты дружил всю жизнь. Язык нужно держать под контролем, что нелегко сделать. Мудрые используют силу языка, чтобы утешить подавленных, потерявших близких, поддержать и направить на правильный путь подростков, ободрить пожилых...
Современная речевая культура абхазов включает множество подобных изречений, в пережиточном виде отражающих былые представления наших предков о величии Бога.
Из-за утери массовой религиозной традиции, отсутствия письменных источников и других свидетельств, говорящих о характере, формах и масштабах поклонения Богу в период раннего христианства, сегодня трудно иметь конкретное суждение по этим вопросам.
Нам трудно судить о наших предках-христианах, живших в период раннесредневековой цивилизации, говорить в деталях об их представлениях о Боге, об Иисусе Христе, о Благой вести. Мы можем размышлять об этом только на основе пережиточных явлений в быту и культуре.
Утвердительно знаем, что абхазы - один из первых народов, услышавших христианскую проповедь. Находясь в теснейшей связи с Византией, христианизированная часть абхазского общества была носительницей восточно-христианской культуры.
Мы можем безошибочно полагать, что храмы, соборы, церкви, в том числе приходские, служили для тех, кто их строил, местом поклонения Богу.
Разумно предположить, что верующие абхазы на родном языке знакомились с библейскими повествованиями, Божьими законами, нормами жизни, Благой вестью. Через Библию они узнавали, что Бог не только Создатель, но Он и Спаситель. Христианство давало личности возможность раскаяться в грехах, просить у Бога прощения. Соблюдение библейских законов и норм жизни содействовало христианскому совершенствованию, духовно-нравственному росту человека.
Конечно, христианская религия использовалась государственной властью как идеологическое оружие, эксплуататорами - как средство поддержания своего влияния в массах. Однако широкие круги приверженцев христианства, в повседневной жизни, соблюдая божественные законы и заповеди, ожидали от Бога помощи и в земной жизни и утешались верой, что в мире ином будет осуществлена высшая справедливость.
Христианство не только духовно возвысило народ, но и содействовало консолидации, сплочению его. В то же время было бы ошибочно преувеличивать значение влияния христианства на жизнь народа. Известно, что после смерти апостолов Иисуса Христа наступило отступничество, время слабого сияния света истины. Христианство становится государственной религией.
На протяжении веков жили и действовали богобоязненные люди, которые любили библейскую духовную пищу. Люди верующие, следующие христианской религии, получали утешение, очищались, совершенствовались, имели надежду и другие благословения. Они поощрялись на добрые дела.
Христианские извечные ценности оказали значительное воздействие на быт и традиционную культуру абхазов. Это ярко обнаруживается в феномене апсуара, в которой воплощается нравственная сущность народа.
В отличие от правовых сводов закона, в апсуара включается любовь к Богу и ближнему. Апсуара вовсе не сухой свод законов. Она представляет доктрину и наставление в образе жизни, которому нужно учиться.
Читать далее: Святость человека в апсуара
В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.