Апсуара

Окружающая культурная среда

На жизнедеятельность племен и народов, на их язык, характер, этнопсихологию, материальную и духовную культуру влияют не только географическая среда, природа, но и окружающие их народы. Племена, народы и их культуры никогда не были совершенно изолированы друг от друга. Они всегда общались, находились во взаимодействии и взаимовлиянии. Об этом свидетельствуют история, язык, культура народов.

На малочисленные этносы соседние народы оказывают большее воздействие. Оно может быть благотворным для национальной культуры. И в то же время истории известны ассимиляции этносов, исчезновение целых, некогда даже больших цивилизаций.

Предки древнеабхазских племен, так же, как и предки многих других современных народов Кавказа - адыгов, вайнахов, картвелов и др., как полагают ученые, были связаны с культурными центрами Малой Азии, следовательно, испытали влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

На этнические и историко-культурные связи народов палеокавказской этнической общности с древнейшим переднеазиатским миром указывают исследования ученых-историков (И. Джавахишвили, С.Джанашиа, Г. Меликишили, С. Еремян, 3. Анчабадзе, В. Ардзинба и др.), языковедов (Н. Марр, С. Чикобава, К. Ломтатидзе, Ю. Месарош, К. Шакрыл, В. Чирикба и др.), археологов (Е. Крупное, О. Джапаридзе, Л. Соловьев, М. Транш, Ю. Воронов и др.), этнографов (Ш. Инал-ипа и др.).

По мнению ученых, на связи предков абхазов и адыгов с древнейшими цивилизациями Малой Азии указывают следующие обстоятельства:

1. получающая все более признание гипотеза о родстве абхазо-адыгских языков с древним (вымершим) хаттским языком, на котором говорило четыре-пять тысяч лет назад население Малой Азии;

2. подтверждаемый топонимическими материалами факт бытования определенной части этнических предков абхазо-адыгских народов в северо-восточной части Малой Азии и в юго-западной части Закавказья;

3. наличие этнографических параллелей, в частности, в древнейших религиозных верованиях, свидетельствующих об этнических связях абхазо-адыгов с переднеазиатским миром;

4. свидетельства археологических материалов о тесных древнейших взаимосвязях между Кавказом и Передней Азией, об общих чертах "энеолитической" культуры этих областей;

5. данные антропологических материалов, которые приводят к выводу о том, что древнейшее население Западного Кавказа и Малой Азии принадлежало к одному антропологическому типу - "понтийской расе" (Б. В. Бунак);

6. анализ племенных названий "кашков", увязываемый с древним названием адыгов "кашаги" и "абешла", который увязывается с названием древнеабхазского племени апсилов. Таким образом, кашки-абешла составляли ту часть абхазо-адыгской общности, которая в III-II тысячелетии до н. э. бытовала еще в северо-восточном секторе Малой Азии и была связана единством происхождения с хаттами (протохеттами).

Более обстоятельно и конкретно прослеживаются историко-культурные связи древнеабхазских племен с античным миром, начиная с V в. до н. э. Греческие письменные источники V-I вв. до н. э. дают сведения о местном населении Абхазии, получившем тогда известность под именем гениохов. По мнению ученых, в это собирательное наименование входили и древнеабхазские племена абазги, апсилы, саниги. В VI-V вв. до н. э. на побережье Абхазии возникли эллинские города Диоскуриада (совр. Сухум) и Гиенос (Гюэнос) (совр. Очамчира). Уже тогда эта территория становится периферийной частью античного мира.

Сведения о древнеабхазских племенах содержатся в греческих и римских письменных источниках I-II вв. н. э. Впервые в них упоминаются непосредственные предки абхазов - апсилы, абазги, саниги. К концу I - началу II вв. н. э. фигурируют мелкие княжества, существовавшие на территории нынешней Абхазии. Флавий Арриан римскому императору сообщает: "За лазами следуют апсилы; у них царь Юлиан, получивший царство от твоего отца. С апсилами граничат абасги; у абасгов царь Рисмаг; этот тоже получил свою власть от тебя. Рядом с апсилами - саниги, в земле которых лежит Себастополь; царь санигов Спадаг получил царство от тебя".39

Следовательно, эти политические образования находились в тесном взаимодействии с Римской империей. Но Риму, как отмечает историк З. В. Анчабадзе, не удалось их превратить в свою обычную провинцию. "Он (Рим) вынужден был, - пишет ученый, - считаться с существованием местных политических образований и ограничиться лишь признанием их правителями верховной власти римского императора".40

Материалы археологических раскопок из древних городищ и селищ свидетельствуют об интенсивных культурно-экономических связях Абхазии со странами античного Запада, а затем и с эллинизированным Востоком. Наряду с памятниками местного искусства в Абхазии широко представлены и иноземные памятники. О высоком уровне культуры и быта местного сельского населения говорят материалы цебельдинских могильников - посуда, оружие, предметы быта, украшения, скульптурные фигурки и т. д. Большой и разнообразный археологический материал подтверждает, что высокая культура сельского населения античной Абхазии имела глубокие местные корни.

Апсилы и абазги испытали благотворное влияние греческой и римской цивилизаций и в сфере духовной жизни. Уже с первых веков нашей эры они вступили в новую, более высокую стадию развития духовной культуры, ознаменованную появлением зачатков христианского вероучения. Абхазы - один из первых народов, узнавших свет Христовой веры, которую распространяли здесь святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит.

В раннее средневековье абхазы имели непосредственные политические, экономические и культурные связи с Византийской империей. Культурные взаимоотношения были тесными, многообразными, продолжительными, взаимополезными. Византийская культура внесла заметный вклад в духовную жизнь абхазов.

Абхазские племена, прежде всего, органическая часть кавказского культурного мира. На протяжении всей своей истории предки абхазов, а затем абхазская народность, поддерживали всесторонние связи с генетически родственными народами Западного и Северного Кавказа - адыгами, а также с аланами - предками осетин и другими. Кавказские горы, хотя и разделяли и мешали постоянному и интенсивному развитию взаимоотношений с родственными народами Северного Кавказа, но географическое положение Абхазии, являющейся как горной, так и приморской страной, способствовало сохранению непрерывности связей с генетически наиболее близкими загорными народами. Горные перевалы, разумеется, всегда были проторены, служили живыми артериями общения.

Авторы XVII-XVIII вв. в культурной жизни абхазов находят общие черты с культурой адыгов и других горских народов и племен. Дж. Лукка указывает, что "образ жизни (абхазов) такой же, как у черкесов". Схожесть обычаев абхазов и горцев Кавказа отмечает и Ламберти. "Эти сообщения, - пишет 3. Анчабадзе, - указывают не только на уровень социально-экономического развития абхазов, но и на характер культуры и народного быта".41

В глубь веков уходят грузино-абхазские взаимоотношения, обусловленные общностью исторических судеб обоих народов. Экономические и культурные связи, существовавшие в период Колхидского и Лазского царств, получают дальнейшее развитие в период Абхазского царства (VIII-X вв.), во времена, когда абхазы, расширив свое царство за счет западно-грузинских областей, перенесли центр своего государства из Анакопии (совр. Новый Афон) в Кутатиси (совр. Кутаиси). Об этом свидетельствуют памятники материальной и духовной культуры, письменные источники.

Период Абхазского царства характеризуется не только культурным и духовным подъемом абхазской народности, но расширением и углублением ее культурных связей со всеми соседними народами Кавказа. Ученые отмечают созидательное участие абхазского народа в развитии христианской культуры на Кавказе. Н. Я. Марр пишет: "...ясно, что абхазский народ, не только имел общение с просвещенными народами в продолжение многих веков, но и творчески принимал участие в древности в развитии общекавказской христианской культуры".42

В период существования грузинской феодальной монархии (XI-XIII вв.) грузины и абхазы были объединены в единое феодальное государство - "Царство абхазов и картвелов". Это обстоятельство обусловило углубление культурных взаимосвязей, которые никогда не были односторонними, а наоборот были взаимообогащающими. Абхазская материальная и духовная культура и в этот период развивалась по своим внутренним законам. Во всех сферах культурной и духовной жизни шел процесс подъема самобытной народной культуры и народного духа, которые прочно опирались на свои корневые основы, тысячелетиями выработанные традиции, обычаи, нравы.

Абхазы исторически поддерживали политические, экономические и культурные связи и с мусульманским миром - персами, арабами, турками и др. В течение 300 лет Абхазия была тесно связана с Оттоманской Турцией. Мусульманский мир оставил свой след в языке и культуре абхазов. Абхазы активно участвовали в культурной, особенно в военно-политической жизни Турции и арабских государств Ближнего Востока.

После присоединения Абхазии к России (1810), два последних столетия, отмечены неуклонным возрастанием политического, экономического и культурного воздействия России на все стороны жизни абхазского народа.

Среди малочисленных народов современного мира лишь немногие как абхазы имеют в арсенале своей истории столь широкие, непосредственные и интенсивные культурные связи с древним внешним миром, с цивилизациями такого различного спектра.

Видимо, это имеет свое объяснение. На Кавказе Абхазия занимает особое географическое положение. Она оказалась воротами на стыке Азии и Европы. Через Абхазию проходили международные транзитные торговые пути. Здесь встречались культуры многих стран мира. Временами интерес к абхазскому побережью так возрастал, что Абхазия оказывалась в эпицентре противоречий великих держав. Одних привлекало стратегическое положение страны, других - природные богатства, третьих - и то, и другое.

Отношения с соседними народами складывались по-разному. В периоды мирного общения происходил обмен материальными и духовными ценностями, жизненным опытом. Однако, как известно, общение с соседними и дальними народами не всегда носили мирный, созидательный характер. Случалось, сосед, особенно сильный, становился завоевателем, грабителем. Шел он в Абхазию с оружием в руках как враг, как агрессор. Неожиданно у ворот абхазской земли появлялись и могущественные завоеватели, которые огнем и мечом утверждали свою власть на берегах Абхазии.

Обратимся к некоторым общеизвестным историческим событиям. В конце II в. до н. э. Абхазия, как и вся Колхида, была завоевана понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В 65 г. до н. э. римский полководец Помпеи утвердил свое владычество в Абхазии, опустошил город Диоскурию. В средние века абхазы пролили немало крови в борьбе с разными завоевателями. В VI в. н.э., когда в Северо-Восточном Причерноморье столкнулись интересы двух величайших держав того времени - Ирана и Византии - в так называемой "Большой войне", продолжавшейся несколько десятилетий, абазги, апсилы и мисимиане не раз подвергались опустошительным нашествиям то с одной, то с другой стороны. Особой жестокостью отличалось арабское нашествие. В 737 г. арабские войска во главе с полководцем Мерваном ибн-Мухамедом были разгромлены абхазскими и грузинскими войсками под Анакопией. Этим арабской экспансии на Западном Кавказе был положен конец.

Тяжким бременем легло на народные массы проникновение на побережье Абхазии генуэзских колонизаторов ((XIII-XV вв.). Широкое развитие получает торговля людьми. Генуэзские торгаши тысячами вывозили через рынки Себастополиса (Сухум) и других приморских факторий живой товар при поддержке местных феодалов. "В рабство обращались, главным образом, молодые, наиболее сильные и красивые люди. Выручка от продажи рабов шла на обогащение местной знати, терявшей в этих условиях всякую нравственность и человеколюбие".43

В позднее средневековье участились войны между местными феодальными княжествами, которые отличались крайней жестокостью, несли страшные беды простому народу. Эти войны разоряли поля, уничтожали многолетние насаждения, истребляли скот. Междоусобные войны вели к сокращению естественного прироста населения.

В период турецкого протекторатства (XVI-XVIII вв.) усиливаются контакты Абхазии с Османской империей. Что принесли Абхазии от ношения с новым миром? Прежде всего, частые нашествия на Абхазию, обложение населения данью, преследование христианства; распространение мусульманства, усиление торговли рабами, возврат к натуральному обмену, постоянные народные восстания против засилья. "В условиях бесконечных межфеодальных войн и нашествий турок боеспособные вооружались, а остальные уходили в горы, оставляя свои посевы на произвол судьбы, часто обращавшей посевы в пепелища".44

XIX в. для абхазского народа становится противоречивым, сложным, неоднозначным. Вхождение в состав России обеспечило защиту края от внешних врагов мощью большой державы, а также приобщение народа к передовой русской культуре.

Русско-турецкие войны XIX столетия не раз подвергали Абхазию к страшному разорению. Тяжело отразилось на жизни населения участие абхазского народа в национально-освободительной Кавказской войне, которая завершилась в Абхазии (1864). Народной трагедией становится махаджирство - насильственное и вынужденное переселение большей части абхазского населения в Турцию и другие страны Ближнего Востока. Колонизация превратила Абхазию в многонациональный край, резко нарушила этническую целостность абхазов.

Абхазский народ мужественно встречал завоевателя, самоотверженно защищал свою землю, свободу и честь. В неравной схватке с противниками формировались непреходящие гражданские качества - свободолюбие, мужество, стойкость, выносливость, человеческое достоинство.

С древних времен среди соседних народов, а также в Византии, Турции, странах Ближнего Востока абхазские воины пользовались известностью. Об абхазских невольниках Ламберти писал: "Абхазские невольники высоко ценятся у турок... после обращения их в свою веру и обучения военному искусству выходят из этих невольников очень хорошие гражданские чиновники и офицеры".45 Из среды абхазских махаджиров выдвинулись известные полководцы. По сообщению Вахушти Багратиони, абхазы в морских боях "стойки и могущественны", они "по морям ходят на судах, в которые садятся по сто, двести и по триста человек".

Абхазский народ на протяжении тысячелетий через вихри мирной и военной экспансии пронес свой язык и культуру. Народ не только сберег родной язык, но обогатил и развил его, использовал свой язык как могучее орудие самосохранения и самоутверждения, как орудие борьбы и духовного возрождения. На родном языке абхазы сложили превосходные устные художественные произведения, создали духовные ценности, передававшиеся из поколения в поколение. Знаток абхазского языка и духа абхазской культуры Н. Я. Марр писал: "В Абхазской устной литературе... мы находим, очевидно, давно сложившийся общий во многих отношениях литературный язык; что же касается содержания, то оно отражает древнейшую религию кавказских коренных народов, астральный культ с поразительной жизненностью. Вообще абхазская живая старина, не только словесная, но и реальная, дает такую беспримерную полноту об этой древнейшей религии не одного Кавказа, а всего Древнего Востока, колыбели европейской цивилизации, что одно это обстоятельство должно было бы обеспечить за абхазоведением самостоятельное существование в ряде исторических научных дисциплин, входящих в состав кавказоведения".47

Н. Я. Марр занимался изучением и исследованием абхазского языка, которым очень заинтересовался. Он общался с лучшими знатоками языка и произведений устной литературы и традиций; глубоко заглянул в "абхазскую живую старину", в "словесную" и "реальную", увидел в ней "беспримерную полноту древнейшей религии не одного Кавказа, а всего Древнего Востока". Ученый подчеркивает научную значимость духовного богатства абхазской культуры, которая отражает древнейшие религии, уходящие своими корнями в Древний Восток, а также поразительную жизненность этой религии в реальной жизни народа.

Религия "абхазской живой старины", "астральный культ с поразительной жизненностью", о которых так лестно говорит Н. Я. Марр - это наша апсуара - шедевр абхазской традиционной культуры, ее духовное ядро. Ее творец и обладатель - народ.

Таким образом, древние абхазские племена, а затем абхазская народность, находясь в широких, временами тесных, политико-экономических и культурных отношениях с различными народами и цивилизациями, имели возможность перенять и использовать многое из материальной и духовной культуры других народов, исходя из своих интересов, потребностей, вкусов. Это ярко прослеживается в традиционно-бытовой культуре, религии, ономастике и т. д. Обмен был многосторонним, что обнаруживается, в частности, во всех разделах ономастики - топонимии, антропонимии, этнонимии и других. Абхазы имеют богатую номенклатуру собственных абхазских личных имен.48 В то же время абхазская антропонимия содержит множество имен, заимствованных от соседних и других народов мира. Значительное место в ней занимают библейские, особенно, христианские имена, а также мусульманские - турецкого, иранского, арабского происхождения и др., но все они приспособились к местной этнокультурной среде, как по своему звучанию, так и по интенсивности распространения и традиции употребления, и вошли в активный антропонимический фонд абхазов.

Этническая культура абхазов неразрывная часть общекавказской культуры, а в широком смысле - общечеловеческой.

Читать далее: Роль географического фактора

В тексте использованы материалы книги профессора А.Э.Куправа "АПСУАРА. Среда формирования. Духовные и нравственные основы". АГУ. Кафедра истории, археологии и этнологии Абхазии. Сухум 2000 г.

Наверх