История христианства в Абхазии

Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Избавительница

СКАЗАНИЕ О ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ИЗБАВИТЕЛЬНИЦА»История этой иконы тесно связана с жизнью старца-грека Мартиниана, схимонаха Русского Пантелеимонова монастыря, что на Святой Горе Афон. Он жил в этой обители более пятидесяти лет и скончался в 1884 году. В Элладе, в местечке Вастуни, он получил эту икону как благословение от подвижника благочестия иеромонаха Феодула. Сколько времени она находилась у последнего и как к нему попала — этого старец-грек не знал. В 1831 году отец Мартиниан прибыл на Афон и поступил в Русский монастырь, здесь он и был пострижен в Ангельский чин. Принес он с собою и чудотворную икону Царицы Небесной.

В начале 1841 года старец покинул Афон и поселился в местечке Мавровони. Весь день он проводил в молитве и рукоделии. Однажды к нему пришли местные жители и рассказали о страшной беде: на их поля напала прожорливая саранча. Они попытались бороться с ней, но безуспешно — саранчи стало еще больше.

Старец спросил у жителей:

— Есть ли у вас вера?

Они ответили:

— Да.

— Тогда не будем печалиться, — продолжал старец, — а прибегнем к помощи Царицы Небесной. Она не посрамит нашего упования.

Вечером все жители села собрались в храм «Живоносный Источник», где состоялось всенощное бдение. Утром все, включая и детей, усердно молились за Божественной Литургией. После этого Мартиниан возглавил Крестный ход, который направился в поле. В руках он нес чудотворную икону «Избавительница» (с нею старец никогда не расставался). Пройдя некоторое расстояние, Мартиниан опустился на колени, крестьяне (их было несколько тысяч) сделали то же самое. Старец стал молиться перед чудотворной иконой такими словами:

— Пресвятая Дева, Царица Небеси и земли! Ты усыновила нас у Креста, на Котором был распят безгрешный Сын Твой и Господь наш Иисус Христос. С тех пор Ты никогда не оставляла род человеческий Своей заботой и покровительством. По грехам нашим мы недостойны даже взирать на Твой Пречистый Лик, а тем более молиться Тебе и просить помощи. Нет у нас ни добрых дел, ни хороших помышлений. Но мы надеемся на Твое величайшее милосердие и на Твою несказанную любовь к нам, чадам Твоим. Не презри наших слабых молитв, избавь все, что растет на этих полях, — просо и кукурузу, оливки и персики, груши и виноград — от тлетворной саранчи. Соделай так, чтобы не погиб урожай и чтобы люди не страдали от голода.

Едва старец произнес последние слова, как саранча взмыла в воздух. Ее было так много, что сразу померк солнечный свет. В ту же минуту появилось большое количество птиц, которые завершили истребление саранчи.

В этом же селе был болен мальчик, которого звали Анастасий. С каждым днем ему становилось все хуже и хуже. Родители мальчика попросили священника, чтобы тот причастил его Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Зная, что Анастасий серьезно болен, священник пригласил с собой Мартиниана. Когда они пришли в дом, то обнаружили, что мальчик умер, а родители горько рыдали.

Глубокое раскаяние овладело священником.

— Если бы я пришел чуть раньше, то, может быть, успел бы приобщить мальчика Святыми Тайнами, — сказал он.

— Не печалься, отче, — молвил Мартиниан, — эта смерть не к скорби, а к славе Божией.

— Что же нам делать? — спросил священник.

— Помолимся, — ответил старец. — То, что невозможно человеку, возможно Богу.

Он поставил чудотворную икону у изголовья усопшего (напомним еще раз, что он никогда не расставался с нею) и стал молиться, попросив священника и родителей присоединиться к его молитве.

— Пресвятая Владычица Богородица, соделай чудо и воскреси этого отрока на радость его родителям и все нам, — с глубокой верой попросил он.

Затем старец взял икону в руки и трижды крестообразно благословил ею мальчика. В ту же секунду тот открыл глаза. Родители его заплакали, теперь уже от радости. Отрок встал с постели, и священник причастил его Святыми Христовыми Тайнами.

На другой день мальчик пошел в школу.

Весть об этом удивительном событии быстро разнеслась по окрестным селам и весям, и крестьяне стали приводить к старцу людей, страдающих различными недугами. И все они получали исцеление. Дом, в котором жил Мартиниан, всегда был полон народа. Это очень тяготило старца, так как он привык к уединению. Он решил удалиться в такое место, где бы его никто не мог найти.

В труднодоступном месте, в скале, нависшей над морем, он отыскал укромную пещеру. «Слава Богу, — подумал старец, — теперь я смогу спокойно молиться».

Он пробыл здесь некоторое время, и ничто не нарушало его одиночества. Однажды ночью, когда Мартиниан читал канон Божией Матери, он услышал голос:

— Я повелеваю тебе покинуть пещеру, чтобы послужить благу ближних.

Старец оставил эти слова без внимания и продолжал свои духовные занятия.

Прошел месяц. Как-то среди ночи отшельник вышел из пещеры и увидел ослепительный столп, простиравшийся от земли до неба. Из него раздался тот же голос:

— Ты должен оставить пещеру и идти к людям.

Старец возразил:

— Но как же я сохраню непрестанную молитву?

Голос ответил:

— Своими делами ты прославишь Меня и Сына Моего.

Утром Мартиниан услышал большой шум: около пещеры собралось множество людей.

— Отче, — обратились они к нему, — просим тебя вернуться в Мавровони. Ты нам очень нужен.

— Я готов служить вам день и ночь, — ответил старец, отправляясь с ними в село.

— Прежде всего ты должен помочь Елене, — сказал один крестьянин.

— Кто она такая?

— Бесноватая. Она поведала (против своей воли, конечно), где находится твоя пещера и что она может исцелиться только от иконы Божией Матери «Избавительница».

— Это очень хорошо.

— Наш приходской священник пытался исцелить ее, но из этого ничего не получилось. Он пришел к ней в дом и, едва начал читать положенные молитвы, как Елена набросилась на него с побоями. Ему пришлось уйти.

Между тем Мартиниан и сопровождавшие его лица приблизились к дому Елены. Оттуда раздались жуткие крики.

— Это вопит бес, — сказал старец.

Он вошел в дом, поставил на стол икону Божией Матери и положил несколько земных поклонов. Бес с рычанием и страшными воплями вышел из женщины. Ее лицо стало спокойным и умиротворенным. Она приложилась к чудотворной иконе и со слезами на глазах стала благодарить Царицу Небесную за дивное исцеление.

Слух о чудотворной иконе в короткое время облетел не только близлежащие села, но и отдаленные города. Двери дома Мартиниана практически не закрывались: к нему приводили бесноватых, хромых, слепых, лунатиков, а также людей, страдавших водянкой, проказой и другими тяжкими болезнями. И все эти люди по молитвам Божией Матери получали исцеление.

Так продолжалось долгое время. Наконец наступил такой момент, когда старец решил вернуться на Святую Гору Афон. С великим плачем провожали его крестьяне, так как им не хотелось расставаться с чудотворной иконой Царицы Небесной. Они вручили ему (а в его лице всей Русской обители) благодарственное письмо следующего содержания:

«Благословен Бог, пославший нам одного святого и добродетельного мужа, через которого исполнилось на нас слово Иисуса Христа, глаголющего в Евангелии: «Не требуют здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12). Исповедуем и мы все вкупе, что мы от преподобнейшего Мартиниана— монаха, жившего около двух лет в нашем селе, получили немалую душевную пользу и что явился он нам как истинный отец, не переставал… врачевать наши недуги благодатию Госпожи Богородицы, Которую всегда имел при себе (то есть святую икону…) Итак, подобает нам с теплыми слезами испросить святых его молитв и благословения, да сохранит оно нас, и оказать хотя малую признательность (говорится о милостыне для монастыря) за великие его благотворения, которые мы получили, да помнит он нас на следующее время, когда будет молиться вместе со святыми отцами и братиями своими, да молитвами их будет нам Бог милостив ныне и во время Суда. Аминь».

Подписался: чередной иерей церкви святого Спиридона Петр Гриминос». (Этот иерей приобщал отрока Анастасия).

По прибытии на Святую гору Афон Мартиниан передал чудотворную икону Божией Матери «Избавительница» Русскому Пантелеимонову монастырю.

В 1889 году игумен Русской обители архимандрит Макарий тяжело заболел. Предчувствуя близкую кончину, он сделал ряд распоряжений, касающихся как хозяйственной деятельности монастыря, так и его духовной жизни. Одно из распоряжений касалось чудотворной иконы Божией Матери “Избавительница”: отец Макарий благословил передать ее в Симоно-Кананитский монастырь, находящийся в Новом Афоне, что на Черноморском побережье Кавказа.

В конце июля этого же года на Старый Афон прибыл настоятель Симоно-Кананитской обители архимандрит Иерон, чтобы отдать дань сыновней почтительности своему почившему духовному отцу — архимандриту Макарию (они служили вместе на Афоне много лет). На сороковой день после кончины Иерон молился с монахами об упокоении его души.

Тяжело было братии Пателеимонова монастыря расставаться с великой святыней, но воля почившего игумена была для них священна. В знак взаимной братской любви и неразрывного союза двух обителей монахи вручили отцу Иерону чудотворную икону, а затем проводили его до пристани.

Между тем братия Симоно-Кананитского монастыря, получив телеграфное известие от своего настоятеля, готовилась к торжественной встрече.

Четвертого сентября, во второй половине дня, на горизонте показался пароход. Он держал курс на обитель. Загремел главный колокол, ему отозвались другие. Малиновый звон разнесся далеко над горами и морем. Братия в белых облачениях, с иконами и хоругвями, Крестным ходом двинулась к морской пристани. Многочисленные паломники замыкали торжественное шествие. Епископ Сухумский Александр, в полном архиерейском облачении, с двумя иеромонахами и иеродиаконом, ожидал святыню вблизи храма.

Пароход на некотором расстоянии от берега бросил якорь, а потом дал длинный гудок. Трехцветный русский флаг трепетал на ветру. Почти вся команда высыпала на палубу. Архимандрит Иерон и сопровождавший его иеромонах Иларион, держа в руках святыню, спустились по трапу в шлюпку. Матросы взмахнули веслами, и она помчалась к берегу. Взойдя на пристань, отец Иерон облачился в белую ризу. Монастырский хор запел тропарь в честь Преблагословенной Девы:

Днесь благовернии людие
Светло празднуем,
Осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,
И к Твоему взирающе пречистому образу,
Умильно глаголем:
Покрый нас честным Твоим покровом
И избави нас от всякаго зла,
Молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,
Спасти души наша.

Крестный ход двинулся в обратный путь. Отец Иерон, возглавляя сонм священнослужителей, нес чудотворную икону. Звон колоколов не умолкал ни на одну секунду.

Наконец торжественное шествие достигло храма. Преосвященный Александр принял в свои руки величайшую святыню и благословил ею предстоящий народ. После этого он внес икону в храм и, положив ее на украшенный цветами аналой, дал возглас. Начался благодарственный молебен. Когда было прочитано Евангелие, архидиакон возгласил:

— Ко Пресвятей Госпоже Богородице помолимся.

Хор ответил:

— Пресвятая Богородице, спаси нас!

Владыка Александр прочитал молитву, в которой выражалась любовь православных христиан к Царице Небесной.

Затем братия и паломники с благоговением приложились к Афонской святыне, прося ее заступничества и покровительства.

17 октября 1889 года Симоно-Кананитский монастырь впервые отмечал праздник, посвященный чудотворной иконе. В этот день на море был шторм, и волны выбросили на берег большое количество рыбы (около восьмидесяти пудов). Монахи заполнили все имеющиеся в их распоряжении корзины, а оставшуюся рыбу раздали местным жителям.

Такое случилось уже второй раз. Впервые это произошло три года назад, накануне освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы, — эти события красноречиво говорили о том, что Пресвятая Дева явно печется о черноморской обители.

С тех пор было решено отмечать праздник, посвященный великой святыне, 17 октября. Братия приняла во внимание тот факт, что именно в этот день избежал смерти Государь Император Александр III со всей Августейшей Семьей во время крушения поезда в местечке Борки.

В обители, в ее северо-восточном углу, был построен храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница», и там святыня нашла свое постоянное пристанище.

Царица Небесная, взяв под Свой покров Симоно-Кананитский монастырь, явила множество чудес. О некоторых из них повествует официальный акт. В нем говорится, что 19 и 20 мая 1891 года в Покровском храме во время богослужения перед чудотворной иконой «Избавительница», при большом стечении молящихся, совершились три чудесных исцеления.

Михаил Иванович Медынцев, крестьянин Тульской губернии, Луговой слободы, сорока восьми лет, страдал от тяжкого недуга: у него опухли ноги и нижняя часть брюшной полости. Он заболел в ноябре прошлого года и передвигался с помощью костыля и палки; страдания его были невыносимы. После того как монахи и послушники приложились к чудотворному образу Царицы Небесной, подошел к нему и Медынцев. Едва он прикоснулся устами к Ее святой руке, как сразу почувствовал во всем теле перемену и твердость в ногах. Он передал костыль и палку сопровождавшему его человеку и смело положил земной поклон; затем бодро встал и поблагодарил Божию Матерь за исцеление.

Мещанин Косьма Яковлевич Соколовский, житель Ростова-на-Дону, пятидесяти семи лет, страдал ревматизмом левой ноги. С большим трудом он ходил с помощью костылей. Временами болезнь обострялась, и он кричал от дикой боли. В течение двадцати лет он обращался ко многим врачам, истратил все деньги, но облегчения не получил. Приложившись к святыне, Соколовский получил мгновенное исцеление.

Отставной казак войска Донского, Калитвенской станицы, Степан Варламович Калинин, пятидесяти двух лет, страдал ревматизмом правой руки. Она была высохшая, и он не мог ею владеть. От боли он часто не мог спать, а только стонал и скрежетал зубами. Так продолжалось двадцать семь лет.

С верою и упованием он облобызал чудотворную икону, в ту же секунду его рука выздоровела, и он осенил себя крестным знамением.

В этот же день Медынцев и Соколовский совершили восхождение на Святую Иверскую Гору. Там они выпили целебной воды из Богородичного источника и еще раз от всей души поблагодарили Царицу Небесную за Ее великую милость.

Акт подписали: за себя и за Соколовского (он был безграмотный) Михаил Медынцев, а также казак Степан Калинин.

В это время по своим служебным делам в монастырь приехали помощник начальника Кутаисского губернского жандармского управления ротмистр Тарановский и начальник Сухумского округа полковник Куцевалов. Архимандрит Иерон попросил их поговорить с исцелившимися, чтобы убедиться, что чудо, произошедшее с ними, не монашеская выдумка, а чистая реальность. Тарановский и Куцевалов расспросили самым подробнейшим образом не только исцелившихся, но и их попутчиков, которые видели своими глазами, как те с большим трудом садились на пароход в Новороссийске и как с большим трудом сходили на пристань в Новом Афоне. Они внимательно осмотрели ноги и руку исцелившихся.

Тарановский и Куцевалов поставили свои подписи под актом. Кроме того, акт подписали настоятель Симоно-Кананитского монастыря архимандрит Иерон и управляющий делами монах Иннокентий.

Следует рассказать еще об одном чуде Царицы Небесной. Однажды в обители вспыхнул пожар. Дул сильный ветер, и огонь охватывал одно строение за другим. Архимандрит Иерон взял чудотворный образ Божией Матери и в сопровождении иеромонаха поспешил к месту трагедии.

— Пресвятая Владычица, пощади нас, грешных! — стал он усердно молиться. — Помилуй нас по велицей Твоей милости! Погаси этот страшный пожар и спаси нашу обитель!

Неожиданно ветер переменил направление, и огонь быстро погас.

Вскоре наступили смутные времена. В 1924 году монастырь был закрыт, монахи подверглись репрессиям, многие из них были утоплены в водах Черного моря. Безбожники сожгли на кострах богослужебные книги, хоругви, священнические облачения; надругались над иконами; сбросили на землю колокола. Мерзость запустения воцарилась в святом месте: в обители была устроена туристическая база, в ней раздавались непристойные песни, слышались богохульные речи, распивались спиртные напитки.

Ну а что же сталось с чудотворной иконой? Может быть, она попала в руки кощунников, и они осквернили ее? А может быть, она сгорела в бесовском костре? Нет, ничего этого с нею не случилось — ново-афонские монахи спасли великую святыню. А где же она сейчас? В потаенном месте, которое знает только Сама Пресвятая Дева.

Ныне Симоно-Кананитский монастырь возрождается, здесь снова служится Божественная Литургия, к Престолу Божию возносятся монашеские молитвы. Будем надеяться, что скоро Царица Небесная явит нам Свою милость, и Ее чудотворная икона снова облагоухает стены древней обители.

Наверх