Абхазская музыка

Музыкальный фольклор

Абхазская музыка

Лирические песни

Наряду с эпикой в песенном фольклоре абхазов определенное развитие получила и лирика, хотя она значительно уступает первой. Популярны были в народе (да и сегодня еще встречаются их образцы) своего рода поэтические состязания двух известных певцов, особенно сатириков, двух сел, двух околотков и т. д. Основным объектом сатирического или юмористического изображения становились зять и теща, сноха и свекровь и другие, нередко девушки или юноши соседних сел намеренно принижались, и, наоборот, свои сельчане наделялись необыкновенной добродетелью.

Народные музыкальные инструменты

Самобытностью отличается музыкальный инструментарий абхазов; включающий духовые, щипковые и смычковые инструменты: ачарпын, аюмаа, ахымаа и апхьарца. Самым излюбленным инструментом является апхьарца. Это — двухструнный инструмент с узким веретенообразным корпусом. Головка, шейка и корпус изготовляются из одного дерева. Корпус долбленый, дно выпуклое, дека плоская, еловая. В деке вырезаны резонаторные отверстия. На тыльной стороне корпуса, у перехода его в шейку, имеется отверстие, в которое, как в футляр, опускается смычок. Струны жильные, внизу привязываются к струнодержателю в виде деревянной планки. Подставка для струн высокая, выгнутая. Смычок прямой, волос его конский, который перед игрой натирают смолой, прикрепленной к тыльной стороне корпуса. Играют на апхьарце сидя, держа инструмент опущенным вниз в наклонном положении, зажав конец корпуса между коленями. Под аккомпанемент апхьарцы пелись в основном историко-героические песни. В прошлом в каждом отряде были свои апхьарцисты. Они ходили в бой впереди войска. Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство.

Обрядовые песни

Это своеобразное театрализованное действие, длившееся несколько дней. Традиционная абхазская свадьба складывалась из целого ряда сцен, сопровождавшихся песнями, танцами, конными состязаниями и стрельбой в цель. Символическое значение имела свадебная песня «Уауредада» (в Гудаутской Абхазии «Радеда»), исполняемая по пути в дом невесты и в момент вступления невесты в дом жениха. Эта песня, как и обряд прохождения жениха и невесты под клинками священных шпаг, связана была с пожеланием молодым счастья и, в то же время, она как бы оберегала их от дурного глаза.

Архаичностью, строгостью звучания отличаются и траурные песни абхазов «Ауоу» и «Азар». «Ауоу» исполнялась на похоронах, когда умирал глубоко почитаемый последний представитель рода или семьи. «Азар» исполнялась на больших годовых поминках. С песней «Азар» трижды обводили лошадь вокруг могилы, после чего начинались скачки. В них принимала участие и лошадь покойного. Интересно отметить, что обычно лошадь чутко реагировала на звуки песни «Азар». Она начинала как бы стонать. Не случайно абхазы говорят, что «у лошади человеческая кровь».

Яркие, колоритные картины быта абхазов воссоздают хороводные песни, составляющие основу национальной хореографии: «Шаратын», «Айбаркра», «Ауарашьа», происхождение которых связано с божеством, олицетворяющим солнце. В народной хореографии абхазов широко распространен массовый танец воинов на пальцах. «Несколько молодых абхазцев в просторных черкесках, стянутых в талии, с саблей, в мягких сапогах без каблуков, в высокой папахе, расширенной кверху, исполняли великолепные бешеные абхазские танцы. Певцы образуют хоровод. Деревенская свирель, барабан и хлопки в ладоши оживляют танцы»,— писал Ромэн Роллан.

Развитие музыкальной культуры в XX в.

Музыкальный фольклор абхазов — значительная часть духовной культуры — был бережно принят Советской властью из рук народа. В 1925 году постановлением Высшего экономического Совета ЗСФСР Наркопросу Абхазии из резервного фонда Заксовнаркома было ассигновано 7 тыс. рублей. Из этой суммы по личному распоряжению Председателя Совнаркома Абхазии Н. Лакоба 2 тыс. рублей были отпущены на приобретение фонографа для записи абхазских народных песен. Так началась работа по собиранию, изучению и сохранению для потомков музыкального богатства, которое веками создавалось народом.

Первая экспедиция по записи народных песен абхазов была организована крупнейшим знатоком музыкального фольклора К. Дзидзария и композитором К. Ковачем. Последний из собранных песен составил два сборника: «101 абхазская народная песня» и «Песни кодорских абхазцев».

В 1930 году начинает работать абхазский государственный музыкальный техникум. Директором техникума стал К. Ковач, завучем — О. Димитриади, ставший впоследствии выдающимся дирижером с мировым именем. В период основания музыкального техникума и в последующие годы в нем работали выпускники Петербургской, Московской и Тбилисской консерваторий А. Касторский, М. Вепрейская, А. Позднеев, Анна и Мария Бубновы, М. Разумовский, Н. Сыроежин, М. Ливенцова, Ш. Горгадзе, В. Зиздо-Эмухвари.

При техникуме был открыт этнографический сектор, организованы струнный квартет, вокальный мужской квартет, духовой оркестр, а в 1933 году — Государственный симфонический оркестр, руководителем которого стал К. Ковач.

В 1930 году был организован Государственный этнографический хор, руководимый П. Панцулая. Очень быстро концерты хора принесли всенародную любовь и славу высокопрофессиональному коллективу. Блестящий музыкант, патриот, общественный деятель, П. Панцулая свято служил искусству, но недолго продолжалась жизнь этого замечательного человека. Репрессии 1937 — 1938 годов уничтожили талантливую молодежь, в том числе и Платона Панцулая, с гибелью которого навсегда прекратилась так блестяще начатая деятельность хорового коллектива.

В эти же годы перестал функционировать и Государственный симфонический оркестр Абхазии и лишь в 60-е годы он вновь возродился. Руководителем оркестра стал Л. Джергения. В 1966 году была организована Государственная хоровая капелла Абхазии. В настоящее время в Сухуми, кроме Государственного музыкального училища и культпросветучилища, работает пять музыкальных школ. Открыты они и во всех городах, и в некоторых селах Абхазии.

Не только в нашей стране, но и за рубежом известны Государственный заслуженный ансамбль песни и танца Абхазии, Государственный ансамбль танца «Шаратын», лауреат международной премии «Золотой Орфей» этнографический ансамбль долгожителей Абхазии «Нартаа». Пропагандистом народного творчества стал и певчий ансамбль народных инструментов «Гунда».

В 1971 году в Абхазии был создан Союз композиторов, в состав которого вошли: А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, К. Ченгелиа, Т. Аджапуа, Л. Чепелянский, П. Петров, В. Чкадуа, музыковеды С. Кецба, Н. Церетели, М. Хашба.

Хорошо известны музыкальной общественности Абхазии произведения А. Чичба, Р. Гумба, М. Берикашвили, В. Чкадуа, Л. Чепелянского, К. Ченгелия, П. Петрова и Т. Аджапуа. Песни, кантаты, оратории, симфонические картины, поэмы абхазских композиторов вскормлены неиссякаемым источником народной музыки. Определенную лепту в развитие музыкальной культуры Абхазии внесли и композиторы-мелодисты И. Лакербай и И. Кортуа.

На абхазских мелодиях построены симфоническая картина «Азар» Ш. Мшвелидзе, симфоническая картина «Озеро Рица» А. Баланчивадзе, оперы «Мзия» А. Баланчивадзе и «Аламыс» Д. Шведова. Обе оперы написаны на либретто М. Лакербай. Музыкальный фольклор абхазов составляет основу миниатюр для струнного оркестра С. Цинцадзе и О. Тевдорадзе.

Продолжается и научное изучение музыкального фольклора. В 1976 году вышли в свет монография Инны Хашба «Абхазские народные музыкальные инструменты», получившая широкое признание, а в 1988 году опубликованы два сборника народных песен В. Ашуба и И. Шамба.

Реликтовые и магические песни и танцы

Песенный фольклор абхазов сохранил и пронес через века свои исконные черты и особенности, которые определили его стиль и яркий национальный характер.

Певучая, широко льющаяся мелодия абхазских народных песен переходит в выразительную декламацию. Абхазская народная песня сопровождается лаконичным словесным текстом из одного предложения и чередуется непереводимыми словами и междометиями. Подробное же содержание песни излагается в самом рассказе певца-сказителя. Музыкальный фольклор абхазов содержит языческие песни-реликты «Ауоу», «Азар», «Дзиуоу», «Ацунух», «Песню оспы», «Атларчопа». Их стилистические особенности и названия говорят о наличии в музыкальном фольклоре абхазов развитых форм песен дохристианского периода. Что же касается более поздних песен, то они отличаются сложностью и совершенством. Поэтическим восприятием неповторимой красоты народной песни абхазов явились строки поэта Осипа Мандельштама: «Абхазские песни удивительно передают верховую езду. Вот копытится высота; лезет в гору и под гору, изворачивается и прямится бесконечная, как дорога, хоровая нота —камертонное бессловесное длинное а-а-а! И на этом ровном многокопытном звуке, усевшись в нем, как в седле, плывет себе запевала, выводя озорную или печально-воинственную мелодию... Слава хитрой языческой свежести и шелестящему охотничьему языку — слава!»

Тяга народа к героической тематике объясняется его исторической судьбой, суровым бытом абхазов, их высокими моральными качествами, определившими национальный характер народа и яркое самобытное музыкальное искусство.

Абхазия своим географическим положением, благодатным климатом издавна привлекала многочисленных завоевателей: греков, римлян, византийцев, арабов, турок и других. Бесконечные войны с иноземными захватчиками воспитали в абхазах чувство патриотического долга и послужили рождению в сознании народа образа народного героя «афырхаца» — героя из героев, наделенного лучшими качествами.

Одной из самых характерных черт абхазов является «аламыс» (совесть). «Если к молодому фазану привязать силу нашего маленького народа и вступить с фазаном в борьбу — кто кого перетянет, — то фазан может оказаться победителем, потянуть в свою сторону, но если в сердце абхаза жив аламыс, его не сдвинут с места и двести буйволов» (М. Лакербай). «Нравственность у абхазов стоит высоко, родителей и старых высоко почитают» (К. Ган). Отсюда чувство долга, верность традициям. Так, следуя адату, абхазка на людях не могла изливать свои чувства, оплакивать сына, мужа. Интересно отметить тот факт, что в музыкальном фольклоре абхазов отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Все это в совокупности и определило преобладание героических песен в музыкальном фольклоре абхазов и характерную для них строгость звучания.

К числу самых древних образцов прочтения героики в музыкальном фольклоре абхазов относится героический эпос, лейтмотив которого — стремление народа к свободе и независимости. Нартский эпос — архаичный образец героического эпоса. Создаваемый в течение веков, он явился своеобразным повествованием истории абхазов. Главным его героем является нарт Сасрыква, жизнь которого посвящена подвигам во имя блага народа. В эпосе дается повествование и о подвигах его девяноста девяти братьев. У нартов был общий дом. Во главе семейного очага стояла их мать Сатаней. Сатаней вечно молода и прекрасна, от ее нагого тела и белых рук исходило чудесное сияние, заставлявшее пастухов терять свои стада, а лодочников разбиваться о подводные камни. В эпосе она выступает как покровительница ткачества. Песни о Сатаней, соблазнившей своей красотой пастуха, исполнялись как трудовые песни при стрижке овец и прядении полотна. Нартский эпос представлен в основном в форме прозаических сказаний, некоторые же его эпизоды имеют стихотворную форму. Отдельные фрагменты сказаний исполняются под аккомпанемент апхьарцы. Мелодии этих фрагментов в народе называют мелодиями нартов.

Блестящим прочтением в народной музыке эпоса о богоборце, несущем счастье людям, явилась песня об Абрскиле. Абрскил — абхазский Прометей — символ торжества разума и справедливости. Абрскил горячо любит свое Отечество, народ. Борясь за правду и справедливость на земле, он беспощадно уничтожает все преграды, стоящие на пути к осуществлению его заветной цели. Абрскил похитил у бога искру огня и отдал ее людям, чтобы они, овладев огнем, стали сильными и свободными.

Следующий этап становления героики в музыкальном фольклоре абхазов, связанный с формированием исторического жанра, это песни о народных героях Пшкяч-ипа Манче, Данакае Ашуба, Инапха Кягуа, Мустафе Чолокуа, Кудж Капыте, Хаджарате Кяхба.

К героическим песням относится и цикл песен под названием махаджирских. Одним из самых тяжелых последствий войн и жестоких репрессий в XIX столетии было насильственное и вынужденное переселение абхазов в Турцию. Трагические страницы истории оставили глубокий след в народном творчестве абхазов и послужили рождению цикла песен и легенд «Махаджиры». Настроением глубокого горя и тоски проникнуты эти печальные повествования.

О жизни «афырхаца» — героя из героев — рассказывает цикл песен «О ранении». «Песни ранения» обычно исполнялись тяжело раненными на поле боя, с этой же песней на устах «афырхаца» нередко уходил из жизни, достойно выполнив свой священный долг перед отечеством.

Наиболее древним слоем песен, возникновение которых относится к первобытнообщинному строю, являются охотничьи песни. Одно из главных мест в пантеоне божеств абхазов занимают покровители леса и охоты Ажвейпшаа и Айергь. Уходя на охоту, охотники пели песню, посвященную Ажвейпшаа или его сыну Иуану, с просьбой послать им удачную охоту. С удачной охоты они возвращались с благодарственной песней в честь Ажвейпшаа. «Песня Ажвейпшаа» пелась над убитым зверем с целью оповестить охотников об удаче, чтобы они помогли унести добычу. В Абжуйской Абхазии пели песню «Айергь». «Песня Айергь» исполнялась и во время грозы, эпидемий, когда тушили старые огни и зажигали новый священный огонь.

Чтобы охота была удачной, исполняли тотемические пляски, имитирующие движения того или иного дикого зверя. Очень древнее зрелище у абхазов представляют «Медвежьи пляски», сопровождаемые одноименной песней.

В песенном творчестве широко представлен пастушеский фольклор. По преданию, пастухи были изобретателями абхазской свирели — ачарпына, уверяя, что под звуки «Песни кормления стада» скот лучше ест и дает много молока. Происхождение этого обряда связано с верой в сберегательную силу музыки. Мелодиями ачарпына отвлекали от страданий заболевшего пастуха, считая, что этим они отгоняют от него злых духов.

Во время засухи юноши и девушки устраивали шествие к реке. На лошадь сажали куклу - Дзиуоу. Дзиуоу — богиня вод, от нее зависит орошение полей. С песней вызывания дождя «Дзиуоу» они направлялись к реке и пускали куклу по течению, чтобы выпросить у Дзиуоу дождь.

О том, что музыка врачует тело и душу, известно с незапамятных времен. В Библии сказано, что Давид игрой на арфе старался облегчить страдания Саула. Одно из указаний применения музыки во время болезни мы встречаем в летописи, где говорится, что древнегреческий врач Асклепий и Эпидаврском храме лечил умопомраченных. Пифагор советовал в лечении болезни прибегать к целебным свойствам музыки. Это врачевательное свойство музыки было известно предкам абхазов и положено в основу широко бытовавших в прошлом песен, связанных с тем или иным заболеванием. По народному представлению, у каждой болезни было особое божество, гневом которого было вызвано заболевание. Для выяснения причины заболевания к больному приглашалась вопрошательница, по наущению которой совершался обряд ачапшара — коротание ночи у постели больного.

При болезни оспой исполнялась песня, посвященная божеству оспы Ахи Зосхану. В песне славили Ахи Зосхана и иногда его супругу — Ханию Белую. В древности целебное значение имел и танец. Так, с врачеванием связано у абхазов и происхождение танца «Атларчопа», который сопровождался одноименной песней. «Атларчопа» исполнялась при болезни «святого Витта», известной в народе как аршышра. Этой болезнью страдали молодые девушки. В пляске принимала участие и больная. Она выбирала юношу и пускалась с ним в пляс. Танцующие достигали стремительного темпа и очень часто девушка, не выдержав напряжения, падала без чувств. В таком состоянии она пребывала несколько часов, и болезнь покидала ее. В средние века в Европе и, в частности, в Италии и Германии, болезнь «святого Витта» лечили музыкой.

Читать далее: Жизнь яркая и красивая

Наверх