Архитектура и изобразительное искусство

Изобразительное исскуство

Изобразительное исскуство в 20-е – 30-е гг. XX в.

После установления Советской власти за короткое время были достигнуты большие успехи в области национальной литературы, театра, музыки, хореографии, народного творчества, намечались зачатки национальной классической музыки.

Сложнее обстояло дело с изобразительным искусством, что было вызвано прежде всего отсутствием кадров и учебного заведения. Но и этот пробел был скоро заполнен благодаря переехавшим в Абхазию художникам, представлявшим разные стили и направления.

Одним из них являлся А. И. Бухов, педагогическая деятельность которого в общеобразовательных школах имела большое значение для Абхазии. Он оставил нам несколько живописных портретов и зарисовок абхазских типов. Здесь живет и работает разносторонне образованный и талантливый живописец В. С. Контарев. Он был певцом абхазских горных вершин. Ученик Серова и Коровина, неутомимый путешественник, отличный охотник, исколесивший с мольбертом все ущелья и склоны горной Абхазии, он создал поэтические пейзажи, которые представляют большую художественную ценность.

Художник-декоратор Б. Л. Петров был поистине уникальным колористом. Его полотна «Озеро Рица», «Альпийские луга» и велико лепные натюрморты отражают неповторимую сказочность нашей природы.

Разновременно здесь жили и работали такие художники, как М. Г. Платунов, создавший Ткварчельскую галерею, И. П. Цомая, работавший в области индустриального пейзажа, портретисты и скульпторы И. Н. Гороховцев, О. А. Сегаль, Л. Н. Невский, В. Ф. Европина, П. Пшеничников, К. Соколов и др. Они не только плодотворно работали, но и прекрасно сознавали, что этой благодатной земле нужны свои национальные кадры. По инициативе Невского, Петрова, Контарева, Сегаля и других и при содействии председателя ЦИКа Абхазии Н. А. Лакоба в Сухуме открывают (1935 г.) художественную двухгодичную школу, которая в 1937 году реорганизуется в пятигодичное художественное училище. Это было большим событием в художественной жизни Абхазии. Сюда сразу начала стекаться талантливая абхазская молодежь. Тогда же сделали первые свои шаги в искусстве абхазы Георгий Гулиа, Леонид Шервашидзе (Чачба), Иван Кортуа, внесшие немалый вклад в развитие национального искусства. Г. Гулиа очень рано начал заниматься (1921 г.) рисованием у А. Бухова. Будущий писатель пробовал себя в живописи, графике, сценографии. Из его работ маслом можно выделить «Портрет Дмитрия Гулиа», «Хурма», «Танец» и др. Увлеченно работает он и как книжный график, был первым художником, который взялся иллюстрировать произведения своего отца, а в 1933 году оформил книгу сатирических куплетов Д. Гулиа «Абхазские частушки».

В области книжной графики многого достигли Л. Шервашидзе, Л. Соловьев, Л. Луневский и другие. До нашего времени сохранили свою свежесть и несомненную художественную ценность оформленные ими абхазские народные сказки.

Сын крестьянина из с. Лыхны И. Кортуа некоторое время занимался в Тбилисской академии художеств (оставил из-за неимения средств к существованию). Талантливый живописец в своих пейзажах сознательно использовал стиль примитивизма, стараясь приблизить свое видение живописи к народным истокам. Красочно оформил он и несколько спектаклей в Абхазском театре. Впоследствии И. Кортуа стал композитором-мелодистом и организатором знаменитого этнографического ансамбля «Нартаа».

Огромный вклад в изобразительное искусство Абхазии данного периода внес доктор Э. И. Фишков. Живя в Сухуме с 1921 года, он стал большим другом творческих работников, дружил со многими художниками, чьи холсты коллекционировал. Впоследствии эта коллекция стала основой создания картинной галереи в столице.

В 1939 году организуется Союз советских художников Абхазии. За этим последовали выставки работ местных художников. В том же году, закончив Тбилисскую академию художеств, приезжает талантливый живописец Назим Халваш. Казалось, что создалась благодатная почва для закладки основ национального изобразительного искусства. Однако начавшаяся Отечественная война и сталинско-бериевский деспотизм разрушили этот хрупкий фундамент. Многие молодые художники ушли на фронт. Художественное училище было закрыто, хотя непосредственно в Грузинской ССР во время войны не было расформировано ни одно учебное заведение.

Оставшиеся в Сухуме художники переключились в основном на военную тематику. Постоянной работой в годы войны был выпуск «Окон политической сатиры».

Изобразительное исскуство в 40-е – 50-е гг. XX в.

В 1942 году абхазский государственный музей организовал выставку на тему «Отечественная война». После войны здесь оформляется многонациональный коллектив художников — В. Контарев, И. Цомая, В. Европина, В. Щеглов, Б. Бобырь, Н. Табукашвили, В. Троицкая-Щеглова, В. Мостицкая, И. Шенгелая, В. Орелкин, Ч. Кукуладзе. Среди них пишущий на тему войны Б. Гогоберидзе — скульптор, автор памятников Лакоба, Когониа; А. Крайнюков — живописец, один из первых книжных графиков; живописец А. Пангани из Абхазской Сванетии; скульптор Г. Рухадзе, создавший ряд портретов, автор известного в Сухуми памятника Д. Гулиа; М. Киквадзе — керамист, талантливый рисовальщик; П. Чедиа; скульптор А. Размадзе, тонко чувствующий форму; О. Брендель, привлекшая внимание морскими пейзажами, написанными свободно, смело, экспрессивно и др.

Несмотря на то, что все вышеназванные художники разрабатывают местную тематику, среди них нет художников коренной национальности. В этот период заметно падает общий уровень абхазской культуры: абхазскому народу было запрещено называться народом, учиться на родном языке, повсеместно закрывались школы.

Из-за нашумевшей повести Г. Гулиа «Черные гости» бериевцы вынудили его покинуть родной очаг. Единственному среди абхазов в то время полностью преданному только живописи Н. Халвашу не суждено было жить у себя на родине. Вернувшись после войны, изувеченный, он нигде не мог устроиться из-за жуткого положения в Абхазии и уехал в Россию (автор многочисленных пейзажей родного края, портретов, натюрмортов и абхазских национальных жанровых сцен), где забытый всеми доживает свой век в Подмосковье.

Если внимательно проследить за ходом событий в Абхазии 40-х — начала 50-х годов, то невозможно не заметить, как планомерно укоренялись здесь давнишние планы грузинских меньшевиков под лозунгом «Абхазия — без абхазов».

Все изменилось только после смерти «отца народов» Сталина и разоблачения Берия. Абхазский народ воспрял духом. Как и все малочисленные народы, он стремится возродить национальную культуру. Снова открываются абхазские школы, возрождается культура.

В 1955 году в Сухуме в третий раз открывается художественная школа, а через некоторое время и художественное училище. Жизнь пошла своим чередом.

В конце 50-х годов из Москвы в Абхазию переехала скульптор М. Е. Эшба, ученица профессора Е. Ф. Белашовой, окончившая в 1951 году Московский институт прикладного и декоративного искусства. Лауреат многих московских конкурсов по медальерному искусству, она вскоре возглавила местное отделение Союза художников СССР.

Марина Эшба — автор многочисленных скульптурных портретов современников и современниц. Ее имя неразрывно связано с абхазским национальным монументальным искусством. Ею созданы монументальный портрет отца, революционера и первого Председателя ЦИКа Абхазии Ефрема Эшба, мемориальные памятники павшим воинам в Гудауте и с. Лыхны.

Тогда же в Сухум переезжает известная художница-график В. Д. Бубнова, более тридцати лет прожившая в Японии и внесшая огромный вклад в развитие русско-японских культурных связей. Два десятилетия ее творческой деятельности в Абхазии оказали заметное влияние на художественную жизнь республики, способствовали росту профессионального мастерства молодых художников.

Развитие изобразительного исскуства в 60-е – 80-е гг. XX в.

В начале 60-х годов национальные мотивы плодотворно разрабатывает интересная художница В. В. Ершова. Дальнейший период ознаменован бурным ростом национальных кадров, окончивших Сухумское художественное училище, Тбилисскую академию художеств, другие учебные заведения страны.

В 60-е гг., в пору возрождения абхазской национальной культуры, в изобразительном искусстве заявила о себе яркая палитра абхазского живописца X. Авидзба, в полотнах которого находят достойное отражение яркая природа Абхазии, ее история и быт абхазского народа. Ныне художник старшего поколения, он начал выставляться еще студентом. Тогда в его работах чувствовалось влияние разных школ и направлений. Однако он сумел создать свой язык живописи, придавший яркую самобытность творчеству. Наиболее значительными среди произведений художника являются «Киаразовцы», «Портрет Дмитрия Гулиа», «Осень», «Нестор Лакоба среди киаразовцев», «Сельское празднество», «Абхазская свадьба», «Лыхненское празднество» и многие другие.

Темам революции, народного быта посвящено много полотен и С. Габелиа. Его привлекают натюрморт и пейзаж, портреты современников и исторические события. Особое место в его творчестве занимает тема махаджиров, а известное большое полотно «Махаджиры» выставлялось на многих выставках страны и пользовалось большим успехом.

Лиричностью, красочной гармонией, композицией выделяются полотна В. Гагулиа, успешно работает в области графики 3. Джинджолия. Наибольшую известность получили ее графические листы «Всадники революции», «Под чужим небом», «Портрет долгожителя» др.

Серией интересных женских портретов стал известен скульптор Ю. Чкадуа. Небольшие по размеру, они полны внутренней силы, отличаются плотной фактурой, пластичностью, стилизацией и обобщением форм. К наиболее содержательным его работам относятся «Абхазская девушка», «Амза», «Портрет И. Папаскири» и др. Этапной работой в творчестве художника является мемориал «Скорбящая Бзыбь», установленный в поселке Бзыбь. В нем проявились динамика, способность автора придать композиции монумента ритмичность и гармонично скомпоновать все ее формы.

Другой скульптор В. Иванба обнаружил свои способности, еще будучи учеником художественной школы. Его дипломная работа «Рыбаки» отличается динамичностью. А статуя «Апсырт» свидетельствует о своеобразном освоении традиций античной пластики архаического периода. Одна из последних удачных его работ — монументальная композиция, посвященная народному поэту Абхазии Д. И. Гулиа, установленная в г. Тбилиси. Скульптура органически соединяет в себе качества портретной статуи и монумента. Монолитность фигуры как бы сосредоточивает внимание на внутренней духовной силе поэта-просветителя.

Много творческих сил театрально-декорационному искусству в Абхазском театре отдал Е. Котляров. Сейчас в этом направлении успешно работают молодые сценографы В. Кацуба, Б. Джопуа, А. Сангулиа, А. Шервашидзе.

В семидесятые годы в семью абхазских художников пришли талантливые графики Т. Ампар и В. Гамгиа. Первый, окончив Тбилисскую академию художеств, много ездил по стране по комсомольской путевке. Свои лучшие графические листы, посвященные родному краю, он создал, находясь далеко от нее — в Чувашии, Казахстане и в других республиках, где не раз выставлялся. Возвратившись в Абхазию, дебютировал персональной выставкой, имевшей заслуженный успех. Запомнились его линогравюры «Сказители», «4-е марта», «Мое село», «Атарчеи» и др. Ампар создал много и живописных работ. Интересна монументальная стенная роспись в одной из гудаутских здравниц, которую он исполнил совместно с художниками 3. Мукба и А. Алшумба. Это одна из первых в Абхазии попыток передать средствами монументальной живописи быт абхазского народа.

Талантом ярким, эмоциональным наделен В. Гамгиа, который представил в начале 70-х годов серию линогравюр «Абхазия сегодня». Он создал и запоминающиеся графические портреты Дмитрия Гулиа. Особое место в его творчестве занимает монументальная фресковая живопись. Первой пробой сил в этом виде искусства стала роспись в фойе Мачарского дома культуры, где Гамгиа в соавторстве исполнил по сухой штукатурке композицию на тему «Гимн труду». Такую же по масштабности работу, но в технике традиционной живописи по холсту он выполнил в тургостинице «Сухум». За последнее время им созданы панно, которые выдвинули его как яркого монументалиста. Это прежде всего роспись Дома культуры с. Члоу Очамчирского района, где за основу замысла берется легенда об Абрскиле — прототипе Прометея, и панно для Дома культуры с. Лыхны «Нартаа», содержание которого охватывает историю и быт абхазского народа от христианства до наших дней.

Как талантливый портретист и монументалист заявил о себе скульптор Г. Лакоба, создавший множество портретов современников, отмеченных глубиной проникновения в характер личности. Его работы «Дама за туалетом», «Портрет мужчины», «Памятник погибшим воинам» и многие другие характеризуют пластичность, весомость, оригинальность, наполнение форм.

Еще со студенческих лет обратила на себя внимание керамистка В. Хурхумал. Ее детские фигурки «Вечность», «Маленькие наездники», и множество декоративных тарелок экспонировались на всех региональных выставках и имели заслуженный успех. В. Хурхумал успешно работает и над скульптурными портретами.

Ее коллега Р. Акыртаа часто представляет на выставках декоративные керамические блюда, панно, а в последнее время начала пробовать свои силы в скульптурном портрете. В этом жанре ее способности характеризует триптих «Старые портреты», исполненные в технике, которая делает их объемными.

Оригинальными цветовыми поисками отмечается живопись С. Цвижба и В. Лакрба, которые работают в жанре портрета, натюрморта, тематической композиции. Цвижба успешно занимается и графикой. Лакрба создал в последнее время интересные по трактовке скульптурные портреты современников.

В этом направлении успешно работает его ученик — скульптор В. Джениа. Показать внутреннее состояние человека стремится в своих живописных и графических работах В. Мхонджиа.

Самое активное участие в художественных выставках принимают живописцы, графики, скульпторы, прикладники — А. Семенцов, А. Дзидзария, 3. Мукба, Н. Писарчук, Р. Хочава, Л. Будяк, Р. Апакидзе, Р. Мухаммед-Талиева, Р. Барциц, А. Донченко, В. Аркания, С. Сангалов, Ш. Бокучава, С. Хурхумал, Г. Корсантия, Н. Гогуа, А. Адлейба, Л. Бутба, В. Багателия, В. Тарба, 3. Аджба и многие другие.

Яркое впечатление произвело на общественность Абхазии творчество самобытных художников из Нового Афона Г. Смыра и Р. Пандария, сумевших разработать свой стиль и форму живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Благожелательно было встречено любителями искусства и появление самобытных художников Г. Барцица и В. Джинджолиа, живописца и графика, чьи персональные выставки успешно прошли в Москве и Сухуми.

Сегодня в Абхазии активной творческой деятельностью заняты около 100 профессиональных мастеров кисти и резца. Каждый из них пришел в этот мир со своим творческим замыслом.

Полезная ссылка: Галерея «Шазина». Современное искусство

Наверх