Футбольные матчи
16.05 Шахтер 0-0 Самурзакан
17.05 Нарт 3-0 Динамо
18.05 Абазг 3-0 Рица
19.05 Спартак 1-1 Ерцаху
-
-

«ЕМУ ОТКРЫВАЛИСЬ ДРУГИЕ МИРЫ».

«ЕМУ ОТКРЫВАЛИСЬ ДРУГИЕ МИРЫ». 14.11.2017 17:10


Сухум. 14 ноября. Абхазия-Информ. В Музее Боевой славы им. В.Г. Ардзинба состоялась презентация фильма о легендарном человеке, патриоте, художнике, первооткрывателе Новоафонской пещеры Гиви Смыр (9 мая 1945 г. - 18 ноября 2016 г.).

Создание документального фильма памяти Гиви Смыр – это проект директора неправительственной организации "Национальные ресурсы" Цизы Гумба.  Режиссер и оператор фильма  -  оператор АГТРК Эльдар Дамиров, автор закадрового текста -  журналист газеты «Республика Абхазия» Юлия  Соловьева. Озвучил фильм журналист Владимир Никонов.

Своими воспоминаниями о друге в фильме поделились директор Музея Боевой Славы Герой Абхазии Мзия Бейя, друг детства художник Руслан Пандария, художник Нодар Цвижба, архимандрит Дорофей (Дбар).

Перед демонстрацией фильма ученики тамышской школы, один из классов которой носит имя Гиви Смыр,   выступили с поэтической композицией.  

Вспоминая о Гиви Смыр замминистра культуры и охраны историко-культурного наследия РА Батал Кобахия сказал: «Сегодня, оказывается, Всемирный день доброты. И именно сегодня, случайно, а может и не случайно,  состоялась  презентация фильма о Гиви Смыр, разговор о нем. И самое главное, Гиви весь был пронизан этой абсолютной добротой.  Я бы сказал, беспощадной, которая не давала  многим людям, окружавшим  его, забывать об этом важном внутреннем качестве человека, делающем  его разумным, отличным от всех других существ, сотворенных  Всевышним».

По словам Кобахия, с неожиданным уходом Гиви из жизни, ушла целая эпоха.

«Эпоха, в которой голос одного человека звучал убедительнее, чем крик толпы. И он был один из немногих,  кто обладал этим голосом. И к нему всегда прислушивались.  И ему верили. Он редко давал советы кому и как жить. Просто сам жил в соответствии со своей совестью и ценностями, и это оказывало безусловное влияние на всех, кто хотя бы раз попадал в  орбиту его добра и мудрости. Гиви, будучи юношей открывший Новоафонскую пещеру, в послевоенное время смог  заставить мальчиков, сидящих на корточках вдоль улиц, начать работать и сделать свой город просто замечательным. Он, который всегда разводил руками, что у него ничего не получается, сделал  гораздо больше, чем те, кто за заслуги получают всякие награды и почетные звания.  Он – наша соль земли, носитель неоспоримых ценностей. Я его уважаю, люблю и благодарю за то, что он помог мне и многим другим поверить в то, что один человек может все или очень много сделать, тем самым дав возможность нам состояться», - подчеркнул Батал Кобахия.

«Для нескольких поколений жителей Абхазии и её гостей Новый Афон – это не только древняя Анакопия, храм святого апостола Симона Кананита, величественный монастырь Святителя Пантелеимона, голубой пруд  у  дороги и благодать, сходящая на каждого, кто ступает на полустертые миллионами ног каменные ступени, ведущие меж строгими силуэтами олив и кипарисов – к храму.

Новый Афон – это не только редкие по красоте восходы и закаты, полюбоваться на которые на вершину древней крепости вот уже много веков поднимаются люди – и независимо от века одни восходят босиком, а иные ропщут, как тяжела, как крута дорога… Восхождение на Анакопию – это как жизнь. И каждый проживает ее по-своему…», - звучат с экрана  слова из фильма.

«Как написал однажды друг Гиви – замечательный писатель Даур Зантария, в Абхазии каждый, как легенду, слышал в детстве, что живет в Афоне Гиви Смыр. Гиви был для  многих его друзей живой и счастливой легендой. И хотя Гиви нет с нами уже год, и горечь потери ощущают не только его родные и друзья, но и, без преувеличения, все, кто был с ним знаком хоть мимолетно, Новый Афон для нас был и остается неразрывно связанным с именем Гиви. И так будет еще очень долго, а может быть  и всегда», - сказала «Абхазия-Информ» журналист Юля Соловьева во время  презентации.

Она напомнила слова писателя и публициста Даура Зантария о скульптурных работах Гиви Смыр:  «Его работы на камне – не скульптуры, а археология камня. Словно он не обрабатывает камень, а могучими движениями, резцы в его руках как продолжение рук, отрывает от них внешнюю оболочку и вскрывает форму, затаенную в них изначально».

А вот как описывает Даур Зантария мастерскую художника Г. Смыр: «Я захожу. Языческие сюжеты. Синие, зеленые, фиолетовые тона. Не секрет, почему его картины писаны на деревянных досках. На  покупку холста у Гиви денег нет, и он разломал свою домашнюю мебель, чтобы писать картины на стенах и на дверях комодов и сервантов. Так же объясняется то, что в палитре преобладают определенные цвета: это краски, которыми из своих запасов поделились с Гиви его поклонники».

Во время Отечественной войны народа Абхазии Гиви возглавлял  штаб 1-го батальона Гумистинского оборонительного рубежа, позже командовал  4-ым  мотострелковым батальоном.

«Но даже во время войны он в интервью журналистам Абхазского телевидения подчеркивает, что у него еще остается надежда на то, что во врагах победит человеческая сущность», - отметила собеседница агентства.

После войны он вдохновил на восстановление исторического Нового Афона юношей и подростков, изнывавших от безделья. Он заразил их своей любовью к городу и даже платил им немного денег, выручаемых с продажи собственных живописных работ.

«К интервью (если его, неуловимого, удавалось заполучить в качестве интервьюируемого) он относился очень ответственно, и каждый раз переводил разговор с собственного «я» на спасенный им любимый Афон, на проблемы, которые ещё предстоит решить, на то, что лавина туристов губительна для пещерной флоры и фауны», - вспоминает Юля Соловьева.

Последние 15 лет жизни Гиви Шамелович Смыр был директором комплекса Новоафонской пещеры. «Но это мало повлияло на его образ жизни и отношение к окружающему миру. Он остался самим собой и по-прежнему тяготился излишней суетой, которая набирала обороты в геометрической прогрессии к темпам технического прогресса», - сказала журналист.

*** Гиви Смыр родился 9 мая 1945 года в г. Новый Афон.

В 1961 году, в возрасте 16 лет, один, с помощью простой веревки, спустился в пропасть, которую издревле называли в народе «Бездонная яма». Так была открыта Новоафонская пещера, вторая по величине в мире. Но, добраться до дна без специального снаряжения было невозможно, и уже через некоторое время вместе с Гиви на дно спустились спелеологи.

Все последующие годы Гиви Смыр продолжал заниматься спелеологией и изучением подземного мира, принимал участие во множестве археологических раскопок, проводимых на территории Абхазии. В возрасте 20 лет Гиви Смыр начинает работать с камнем и деревом, делает скульптуры изображающие героев древних легенд. Одновременно с этим он пишет картины. Персональные выставки художника проходили в Сухуме, Гудауте, Нальчике, Москве. Готовилась выставка в Анкаре.

Главной задачей  на протяжении всей жизни для него было сохранение объектов культуры и истории на территории Нового Афона. В семидесятые годы прошлого века Гиви Смыр объявил голодовку в знак протеста против строительства карьера у подножия Анакопийской горы, который мог привести к разрушению  древнего памятника архитектуры и истории Абхазии. Работники культуры, ученые -  истории  и археологи поддержали его. В советское время этот мужественный поступок вызвал скандал, была прислана правительственная комиссия. Руководство Грузии было вынуждено пойти на уступки.

Облагороженная тропа к келье Симона Кананита, реставрация Анакопийской башни и дороги к ней, строительство культурного центра у  водопада в Новом Афоне, организация концертного зала в «Зале спелеологов» Новоафонской пещеры – это планы, которые удалось реализовать Г. Смыр.

В 1992 году, одним из первых афонцев он взял в руки оружие и встал на защиту Родины, возглавил батальон. Г. Смыр награжден орденом Леона  и орденом «Ахьдз Апша» II степени.

В 2004 году стал директором комплекса Новоафонской пещеры, проработав в этой должности 12 лет. Скончался 18 ноября 2016 года.

Размещено: Apsny-online
Источник: Абхазия-Информ
Количество просмотров: 204

Возврат к списку

Наверх