Футбольные матчи
16.05 Шахтер 0-0 Самурзакан
17.05 Нарт 3-0 Динамо
18.05 Абазг 3-0 Рица
19.05 Спартак 1-1 Ерцаху
-
-

СВЯЩЕННАЯ МИТРОПОЛИЯ АБХАЗИИ ПРОСИТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОКУРОРСКУЮ ПРОВЕРКУ ЗАКОННОСТИ ПЕРЕДАЧИ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АПЦ

СВЯЩЕННАЯ МИТРОПОЛИЯ АБХАЗИИ ПРОСИТ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОКУРОРСКУЮ ПРОВЕРКУ ЗАКОННОСТИ ПЕРЕДАЧИ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ АПЦ 11.08.2017 22:14

Сухум. 11 августа. Абхазия-Информ. Председатель и члены  Совета Священной  Митрополии  Абхазии направили заявление  на имя Генерального прокурора   Зураба Ачба  с просьбой организовать прокурорскую проверку законности Постановления Кабинета Министров РА от 28 декабря 2010 г. «О передаче в безвозмездное  бессрочное пользование объектов историко-культурного наследия Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви», а также  договоров, заключенных Управлением охраны историко-культурного наследия с АПЦ.

***

Генеральному прокурору Республики Абхазия,  Старшему советнику юстиции
Ачба З.Ш.
Председателя и членов Совета религиозной христианской организации «Священная Митрополия Абхазии»
ЗАЯВЛЕНИЕ

Уважаемый Зураб Шотович!

В настоящее время в Республике Абхазия не урегулирован вопрос статуса Православной Церкви. Это происходит по многим причинам, основной из которых является отсутствие независимой Православной Церкви в Абхазии, как религиозного института. Такое положение вещей связано исключительно с политическими причинами: частичным признанием Абхазского государства; неурегулированностью  отношений с Поместными Церквами православного христианского мира и др..

В настоящее время в Республике Абхазия зарегистрированы две религиозные православные организации: Священная Митрополия Абхазии (СМА) и  Абхазская Православная Церковь (АПЦ).

Отсутствие единой Православной Церкви в Абхазии, по вышеназванным причинам, порождает различные споры между существующими религиозными православными организациями. На наш взгляд, это происходит из-за нарушения действующего в стране законодательства,  в частности, в определении порядка пользования церковным имуществом и действующими православными храмами, закона «О свободе совести и религиозных объединениях»  и др., что выражается в нижеследующем.

В июле 2010 г. к Премьер-министру Республики Абхазия Шамба С.М. обратился управляющий Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа с просьбой о передаче этой организации ряда православных храмов и монастырей (всего по списку 82 объекта).

Постановлением от 28.12.2010г. Кабинета министров РА за подписью Премьер-министра РА Шамба С.М. Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ было передано 38 церковных объектов, в том числе в г. Новый Афон: Храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Святого Апостола Симона Кананита, храм Вознесения Господня, храм Святого апостола Андрея Первозванного, храм Всех Афонских святых, Собор Великомученика Пантелеймона, храм Святого мученика Иерона, храм иконы Божией Матери «Избавительница» на территории монастыря Святого Апостола Симона Кананита.

Монахи Новоафонской обители проживают в ней с 1994 г. по настоящее время. В 2011 г. на Первом  Церковно-Народном Собрании братия Новоафонского монастыря приняла участие в создании Священной Митрополии Абхазии. Зарегистрировать СМА как религиозную организацию сразу после проведения Церковно-Народного  Собрания  не было возможным  в связи с отсутствием на тот момент законодательной базы, регулирующей порядок создания и регистрации религиозных организаций, создаваемых по инициативе граждан, что подтверждено официальным ответом Министра юстиции РА Ходжашвили Л.П. от 27.07.2011 г.

Закон Республики Абхазии «О свободе совести и о религиозных объединениях» был принят 29.10.2012 г. Первой организацией, зарегистрированной Министерством юстиции в соответствии с нормами данного закона, стала Священная Митрополия Абхазии. В 2015 г. Министерством юстиции была зарегистрирована религиозная православная организация «Абхазская Православная Церковь». Однако, на момент издания постановления Кабинета Министров РА от 28.12.2010 г. закон, регулирующий правоотношения в сфере деятельности религиозных организаций, отсутствовал. Объекты, указанные в Постановлении, были переданы организации «Пицундская и Сухумская Епархия АПЦ». Кроме того  Премьер-министр РА Шамба С.М. на момент подписания Постановления являлся членом Церковного совета Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ, и в тоже самое время передал Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ туристическую базу «Киараз» в г. Новый Афон.

Кабинет министров РА, передав эти объекты организации «Пицундская и Сухумская Епархия АПЦ» с неурегулированным каноническим и правовым статусом, заложил основу для конфронтации между православными общинами Абхазии.

Постановлением от 28.12.2010 г. Кабинет Министров РА нарушил действующее законодательство РА, а именно:

согласно пункту 2 Постановления Кабинет Министров РА передал Сухумской и Пицундской Епархии АПЦ ряд вышеуказанных объектов и поручил действовавшему тогда Госуправлению РА по охране историко-культурного наследия заключить договоры безвозмездного, бессрочного пользования с Пицундской и Сухумской Епархией АПЦ.

На этом основании Госуправление по охране историко-культурного наследия,  в лице заместителя начальника Каланыш Ж.П., 18.05.2011 г. заключило с Сухумской и Пицундской Епархией АПЦ, в лице иерея Виссариона Аплиаа, договор о безвозмездном пользовании указанными  объектами  и составили акты о их приеме-передаче упомянутой организации.

При издании Постановления Кабмина РА от 28.12.2010 г. и при последующей передаче Госуправлением по охране историко-культурного наследия РА  этих объектов Сухумской и Пицундской Епархии  АПЦ были допущены следующие нарушения закона:

1.         В соответствии с действующим Законом РА «О Кабинете Министров РА» от 13.08.1996 г. с изменениями и дополнениями от 09.02.2010 г., 26.05.2010 г. и 17.12.2010 г., не предусмотрены полномочия Кабинета Министров по передаче чьего-либо имущества в пользование каким-либо организациям. Полномочия Кабинета Министров четко определены в статьях .10 - 15 упомянутого закона, и в них ничего подобного не содержится. Видимо не случайно, в Постановлении от 28.12.2010 г. нет ссылки на конкретную юридическую норму закона о Кабинете Министров, дающую этому органу право на подобные действия.

2.         Более того, передаваемые здания и сооружения не содержатся на чьем-либо балансе, что видно из ответов на запрос адвоката в БТИ Администрации Гудаутского района, из которого видно, что здания Новоафонского монастырского комплекса и церкви Симона Кананита на учете по БТИ района не состоят. Кабинету Министров РА, прежде чем распорядиться этими зданиями, следовало бы определить их принадлежность и только после этого определяться с их передачей организации «Пицундская и Сухумская Епархия АПЦ».

Наверняка, такое же положение и с другими церковно-историческими объектами, переданными Кабинетом Министров РА этой организации. Это  подтверждается и справкой БТИ Администрации г. Сухум о том, что никаких регистрационных данных о том, на чьем балансе находятся здания церквей Святого Георгия (у гостиницы «Айтар») и Соборной церкви в г. Сухум, у них не имеются. Надо полагать, что помимо наличия таких полномочий Кабинет Министров РА должен был определить, чьи эти здания, прежде чем передавать их кому-либо.

3.         Как видно из действовавшего в 2010 г. «Положения о Государственном управлении Республики Абхазия охраны историко-культурного наследия», данный орган не был вправе заключить договоры о передаче указанных зданий и сооружений в пользование той или иной организации. Данное положение четко определяет объект полномочий и компетенцию Управления по охране памятников историко-культурного наследия. И в эту компетенцию передача в пользование таких объектов не входит. В соответствии с разделом 3 («Основные полномочия») данного Положения, Управление вправе лишь регистрировать договоры и сделки по передаче прав пользования (аренды) либо собственности на такие объекты.

Прежде, чем решать вопрос о передаче таких объектов в чье-либо пользование, Управление, как и Кабинет Министров РА, должны были определиться кому, собственно, принадлежат объекты. Однако Управление и на это не обратило никакого внимания.

Как видно из упомянутого Положения, Управление не было наделено правом заключения договоров о передаче объектов культурного наследия другим организациям. Более того, не все памятники истории и культуры являются подведомственными организациями самого Управления.

В соответствии с перечнем подведомственных организаций Госуправления, туда входят 24 историко-архитектурных заповедника, в число которых не входят те объекты, которые в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА должны быть переданы Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ. Поэтому возникает вопрос, на каком основании Управление согласно договору передало упомянутые объекты Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ, если само Управление никакого отношения к этим  объектам не имеет?

4.         Как видно из «Положения о Госуправлении РА охраны историко-культурного наследия, а именно раздела 4, Управление возглавляет начальник, который осуществляет все оперативное управление деятельностью этой организации. Заместитель начальника такой функцией не обладает и его полномочия не предусмотрены данным Положением.

Следовательно, факт подписания договоров о передаче церковных зданий заместителем начальника Управления, Каланыш Ж.П., есть грубое нарушение Положения, так как договоры и акты передачи объектов заключены ненадлежащим лицом и в силу одного этого факта являются недействительными.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что Постановление Кабинета Министров РА о передаче церковных зданий и сооружений организации «Пицундская и Сухумская Епархии АПЦ», и последующее заключение договора Госуправлением РА по охране историко-культурного наследия о передаче в бессрочное пользование объектов с этой же организацией незаконны.

В связи с этим, на основании ст. 10 Закона «О прокуратуре РА», просим рассмотреть наше заявление, организовать прокурорскую проверку законности упомянутых Постановления Кабинета Министров РА от 28.12.2010 г. и договоров, заключенных Управлением охраны историко-культурного наследия, и в соответствии со ст. 21 Закона «О прокуратуре РА»  принести протест на указанные незаконные правовые акты в органы их издавшие на предмет их отмены.

Приложение:

1.         Копия заявления.

2.         Копия Постановления Кабинета Министров РА от 28.12.2010 г. № 283.

3.         Копия Постановления Кабинета Министров РА от 31.08.2010 г. № 170.

4.         Копия Договора безвозмездного пользования от 18.05.2011 г..

5.         Копия Акта №1 Приема-передачи от 18.05.2011 г..

6.         Копия Справки из БТИ Администрации г. Сухум.

7.         Копия справки из БТИ Администрации Гудаутского района.

8.         Копия ответа Министерства юстиции РА 27.07.2011 г..

9.         Копия Приказа по Министерству юстиции Республики Абхазия от 4 июля 1995 г..

10.      Копия Письма Премьер-министру Республики Абхазия Шамба С.М. от «Пицундской и Сухумской Епархии АПЦ».

11.      Копия «Положения О государственном управлении РА охраны историко-культурного наследия».

12.      Копия Договора безвозмездного пользования имущественного комплекса бывшей туристической базы «Киараз».

Размещено: Apsny-online
Источник: Абхазия-Информ
Количество просмотров: 378

Возврат к списку

Наверх