В Абхазии возрастает интерес к абхазскому национальному костюму
Сегодня, в эпоху глобализации, когда происходит постепенное стирание границ, вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным. Одежда - это неотъемлемая часть культуры народа. Для каждого народа традиционная одежда имеет особое значение. Она связывает народ с прошлым его предков, является частью духовной и материальной культуры. Сегодня наблюдается большой интерес к традиционной абхазской одежде, особенно, среди молодежи, родители покупают национальные костюмы даже маленьким ребятишкам. В последнее время не редки случаи, когда молодожены на свадьбах вместо современных свадебных нарядов одевают национальные костюмы. Вот уже два года подряд празднование Дня Флага - 23 июля - становится еще и торжественным шествием в национальных костюмах. Ученики выпускных классов приобретают эти костюмы на выпускные вечера. Необходимо отметить, что спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная повседневная одежда. Спрос рождает предложение и наоборот. Выбор мастеров, занимающихся пошивом национальной одежды также увеличивается.
Среди женщин особым спросом пользуются платья, сорочки. Если платье повседневное, то его, как правило, шьют из сукна, летом - льна. Если праздничное, то используют, к примеру, бархат. Важно понимать, чем больше ручной работы - тем выше цена костюма. К примеру, пуговицы плетут сами мастера, узоры может нашить мастер или использовать готовые аппликации.
Член Союза художников Абхазии и Союза дизайнеров России, директор Центрального выставочного зала СХ РА, художественный руководитель студии по созданию национальной одежды Эльвира Арсалия считает, что ручная работа делает костюм убедительней. «Люди, приобретшие национальный костюм, часто потом обращаются к нам в студию за разными дополнениями к нему. Нам заказывают также свадебные костюмы, костюмы для детей. В студии никогда не создают два одинаковых платья. При создании костюмов используют бархат, тафту, домотканые материалы, натуральные ткани», - рассказала Эльвира Арсалия корр. АПСНЫПРЕСС. При этом она отметила, «должна быть грань между стилизацией костюма и собственно национальным костюмом».
Модельеры, с которыми удалось пообщаться, отмечали большое количество заказов в прошлом году на День Флага, на выпускные вечера. По их словам, уже есть заказы на День Флага и выпускные балы этого года.
Директор салона по пошиву национальной одежды Амра Шакая также отмечает большой спрос на традиционные национальные костюмы, особенно в последние несколько лет. «С одной стороны, это связано с тем, что растет число различных творческих коллективов, а с другой, молодежь стала проявлять интерес к такой одежде. Люди стали одевать ее на различные торжества», - сказала Амра Шакая.
В ее салоне работают пять человек, здесь же можно выбрать ткань для костюма. «Мы принимаем, как индивидуальные заказы, так и коллективные. Естественно, больше всего заказов от различных хореографических ансамблей», - уточнила А. Шакая. Мужской костюм, в который входят: азиатские сапоги, бурка, бешмет, черкеска, башлык, папаха, брюки-галифе, ремень, кинжал, посох, стоит до 50 тысяч рублей. В салоне, что немаловажно, можно взять одежду напрокат. «К нам нередко приходят и за национальными свадебными нарядами. Цена женского платья напрокат - от 15 тысяч рублей», - отметила она. Много заказов на пошив башлыков, папах, галифе». Башлык из сукна, к примеру, стоит три тысячи рублей. Обувь также можно заказать отдельно или приобрести вместе с костюмом. Спросом также пользуется и стилизованная повседневная одежда: рубашки, платья, полу-черкески. Родители часто заказывают одежду для детей разного возраста, даже для грудных младенцев. Детский костюм для малыша до пяти лет может обойтись примерно в шесть тысяч рублей.
По словам модельера Дианы Джинджолия, у нее много заказов на мужскую одежду. У мужчин пользуется спросом башлык, зимний вариант которого шьют из натурального сукна. Также мужчины заказывают черкески, галифе, рубашки.
Художник-модельер Марина Авидзба отмечает, что девушки часто заказывают стилизованную повседневную одежду. Среди девушек стало модно шить башлыки из кружева или с кружевной отделкой, особенно в подарок. Что касается свадебных платьев, то они обходятся от 20 тысяч рублей и выше. Платье можно шить из плотного атласа, тафты, парчи, к нему необходим пояс. Важный элемент - ручная вышивка или аппликации.
Кто-то может сказать, что приобретение национального костюма - удовольствие не из дешевых. В этом, бесспорно, есть своя доля правды. Но, с другой стороны, такой костюм - «не на один день», а облачившись в него, вы сможете почувствовать себя совершенно иначе. Словно приобретя машину времени, вы сможете окунуться в далекое прошлое.
Справка АП:
Этнограф Елена Малиа пишет, что женская одежда XVIII - начала XX веков состояла из: платья - «ацкы», длинного кафтанчика - «акьач», «албаада ду», либо короткого - «албаада кьач», рубахи - «ахарпштанов - «аикуа»; различного рода головных уборов: косынки (платок) -«акасы», шали - «ащал», шапки - «ахылпа». На ноги надевали чулки - «акалпад», постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», либо сафьяна - «ацвышеимаа», сапожки - «амагу», позже, туфли на каблуке - «ащаца». Цветовая гамма одежды была не яркой.
В мужской гардероб середины XIX -начала XX веков входили: рубаха - «ахарп», штаны - «адзикуа», бешмет - «акаба», черкеска - «акумжвы», войлочная куртка - «агубанакь», бурка (ауапа), шубы - «ахамы»; головные уборы: башлык - «ахтарпа», либо войлочной шапки - «ауапцва хылпа» или меховой шапки - «ахылапарч». На ногах носили постолы из сыромятной кожи - «ажвцвеимаа», которые надевали на босую ногу. Зимой постолы носили поверх суконных носков - «амест», либо вязанных шерстяных носков - «акалпад». Поверх штанов на икры ног натягивались ноговицы - «аимсы», либо войлочные чулки - «ашватлеи». На колени одевались специальные наколенники - «ашамхтырпа».
Выходной обувью считались чувяки из сафьяна домашней выделки - «ацвыш еимаа» или кожи - «ачабыр еимаа», надеваемые поверх сафьяновых, либо суконных носков - «амест».
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 5413