Выдающийся ученый, горячий патриот Апсны
Новая история – один из наиболее сложных, противоречивых и в то же время наиболее изученных периодов многовековой истории Абхазии. В ее освещение внесли существенный вклад ученые разных поколений и разных национальностей: С. Басария, К. Кудрявцев, А. Фадеев, А. Олонецкий, И. Антелава, Ш. Инал-ипа, З. Анчабадзе, А. Куправа, Б. Сагария, О. Бгажба, Т. Ачугба, С. Лакоба и др. Однако, несомненно, наиболее весомый вклад в изучение истории Абхазии XIX – начала XX веков внёс выдающийся абхазский историк Г. Дзидзария (1914 – 1988), 100-летие которого мы сейчас отмечаем.
Георгий Алексеевич Дзидзария родился 6 мая (23 апреля по старому стилю) 1914 года в селе Лыхны Сухумского округа, как тогда называлась Абхазия, в крестьянской семье. Рано потерял отца. В 1924 – 1929 гг. учился в Гудаутском детском доме-интернате, затем в Сухумской образцовой абхазской школе-интернате им Н. А. Лакоба (ныне сухумская 10-я горская школа), где стал проявлять интерес к истории. Прекрасное историческое образование он получил в известном Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), одном из ведущих вузов того времени. Окончив его, Г. Дзидзария был принят на работу в Абхазский научно-исследовательский институт (ныне АбИГИ им. Д. Гулиа АНА), где прошел путь от младшего сотрудника до директора. Одновременно Георгий Алексеевич читал лекции в Сухумском госпединституте. В 1953 – 1957 гг. он – заместитель директора Абхазского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. В 1957 – 1966 гг. – директор Сухумского госпединститута, с 1966 г. – директор АбНИЯЛИ. В 1946 г. защитил кандидатскую, в 1958 г. – докторскую диссертацию. Профессор (1960). Член-корреспондент АН ГССР. Заслуженный деятель науки ГССР и Абхазской АССР.
Г. Дзидзария являлся крупнейшим специалистом новой и новейшей истории Абхазии, при этом в сферу его научных интересов входили практически все стороны истории Абхазии указанной эпохи. Ему были одинаково интересны вопросы присоединения Абхазии к России и установления советской власти, социально-экономической истории дореформенной Абхазии и формирования абхазской интеллигенции, проблемы махаджирства и революционного движения и многие другие. При этом он стремился показать события, происходившие в Абхазии, в сравнении с аналогичными событиями в соседних регионах, искал не только конкретные факты, но и общие закономерности.
Ещё в годы учёбы в МИФЛИ будущий ученый проявил склонность к исследовательской работе.
Вскоре после прихода в АбНИИ Г. Дзидзария издаёт первую самостоятельную научную работу – «Борьба за Абхазию в первом десятилетии XIX века». Несмотря на небольшой объём (32 стр.) книга содержит богатый фактический материал. В ней ярко обрисована борьба ведущих держав за Абхазию и Кавказ в целом в начале XIX века, дан яркий образ владетеля Абхазии Келешбея Чачба-Шервашидзе, внешняя и внутренняя политика которого оценивается автором высоко. Дзидзария являлся сторонником традиционной точки зрения по поводу убийства Келешбея, т.е. считал виновником его смерти старшего сына Асланбея.
Период борьбы за советскую власть являлся для Г. Дзидзария – сына киаразовца – одним из любимых: он уделял этому времени много внимания и неоднократно к нему возвращался, введя в научный оборот множество архивных материалов, документов, мемуаров и т.д. В 1946 году Г. Дзидзария защитил кандидатскую диссертацию по теме «Абхазия в 1917 – 1918 гг.», в которой основное внимание уделялось борьбе за установление советской власти в 1918 году.
Занимаясь наукой и педагогической деятельностью, Г. Дзидзария в то же время активно участвовал в общественно-политической жизни Абхазии. Он всем сердцем болел и переживал за свой народ, находившийся в это время в очень непростой ситуации. В 1947 году он стал одним из инициаторов и авторов (вместе с К. Шакрыл и Б. Шинкуба) Письма в ЦК ВКП(б) о грубых нарушениях национальной политики в Абхазии. Авторы этого письма были обвинены как буржуазные националисты и антисоветчики, им были вынесены строжайшие партийные взыскания. Г. Дзидзария был уволен из Сухгоспединститута. По его собственным словам, ему было выражено политическое недоверие и предъявлено требование освободить жилплощадь, принадлежавшую пединституту. Возможно, именно в связи с начавшейся травлей так и не была опубликована написанная в те годы статья «Абхазо-убыхский союз в освободительной борьбе на Западе Кавказа в первой половине XIX века» (включена в III том его «Трудов»), а также монография о Келешбее, за которую на VIII Сухумской городской партконференции Г. Дзидзария был подвергнут резкой критике со стороны директора Сухумского пединститута Р. Цулукидзе, который эту работу и не читал. Дальнейшая судьба монографии не известна, не обнаружена она и в личном архиве ученого.
Г. Дзидзария был среди тех, кто наиболее активно боролся за преодоление последствий «культа личности» Сталина и его приспешников в Абхазии. В многочисленных выступлениях на различных съездах, собраниях, конференциях он ставил вопросы о грубых нарушениях национальной политики в Абхазии, искажениях и преступлениях, допущенных в освещении истории и настоящего абхазского народа.
В эти годы выходит его первая большая монография – «Восстание 1866 г. в Абхазии». В этом фундаментальном исследовании автор использует документы, многие из которых были впервые введены им в научный оборот. Главный упор делается на раскрытии антифеодального характера восстания 1866 года. Автор вскрывает и обосновывает причины восстания, широко освещает его ход, определяет характер и движущие силы. Ученый приходит к заключению, что восстание 1866 года было, прежде всего, направлено против крепостнических отношений и что главной его движущей силой были крестьяне. Исследователь считал, что привилегированные сословия преследовали цель использования этого движения в своих классовых интересах. Правда, ряд положений данной монографии не выдержали испытания временем. Основная причина этого, конечно же, кроется в господствовавшей тогда концепции исторического материализма – попытке объяснять все события с точки зрения классовой борьбы. В частности, именно с этим связана недооценка роли феодальных кругов Абхазии в восстании и их негативная оценка. Однако несмотря на эти недостатки огромный фактический материал делает эту книгу по-прежнему основным источником для исследователей Лыхненского восстания и в целом крестьянского движения в Абхазии в XIX веке.
Г. Дзидзария проявлял серьёзный интерес к вопросам социально-экономического развития Абхазии дореформенного периода. В докторской диссертации «Народное хозяйство и социальные отношения в Абхазии в XIX в. (до крестьянской реформы 1870 г.)» ученый обобщил свои исследования по этой теме. Диссертация была успешно защищена в Тбилиси в 1958 г. Г. Дзидзария стал первым абхазом – доктором исторических наук.
«Народное хозяйство...» является одной из вершин абхазской исторической науки. Работа содержит много ценнейшего материала и таким образом содействует значительному расширению наших взглядов на историю Абхазии XIX века.
Ещё одним вкладом в изучение истории Абхазии стала монография Г. Дзидзария «Присоединение Абхазии к России и его историческое значение», вышедшая к 150-летию этого знаменательного события.
Хотя вопрос о присоединении Абхазии к России давно привлекает историков и получил частичное освещение в целом ряде работ, в данной монографии он специально исследуется впервые. Автор вводит в научный оборот значительный конкретно-исторический материал из различных архивов, использует большое количество опубликованных источников.
В своей работе Г. Дзидзария придерживается мнения, что присоединение к России являлось единственно правильным решением, избавившим абхазский народ от этнической раздробленности и междоусобных войн, усугублявших замкнутость хозяйственной жизни. В присоединении к России автор видит устранение угрозы окончательного порабощения Абхазии со стороны султанской Турции. Он считал, что султанское правительство в годы своего господства над Абхазией стремилось консервировать отсталые способы производства, уничтожало христианские памятники, превращало местных феодалов в прямых своих пособников, поощряло работорговлю, опустошало край во время своих нашествий. Присоединение Абхазии к России в 1810 году явилось, по мнению автора, закономерным итогом предшествующей борьбы абхазского народа против турецких завоевателей.
Несмотря на то что Г.Дзидзария считал присоединение Абхазии к России исторически прогрессивным, это не помешало ему, опираясь на большой архивный и источниковедческий материал, показать отрицательное значение колониальной политики царизма, жестокость царских военачальников, произвол местной администрации. При этом автор тепло отзывается о прогрессивном влиянии русского народа на развитие края, показывает деятельность передовых русских людей в Абхазии, внёсших неоценимый вклад в развитие культуры абхазского народа.
Затем учёный возвращается ко второй главной теме своих исследований, а именно – к событиям революционных лет и борьбе за установление советской власти. В 1963 г. вышла в свет очередная капитальная монография Г. Дзидзария «Очерки истории Абхазии. 1910–1921». В этой работе автор освещает панораму весьма сложной и противоречивой жизни Абхазии начала XX века. Подробно рассмотрены народное хозяйство Абхазии и глубочайший кризис, фактически разрушивший всю ее экономику в годы Первой мировой войны и особенно меньшевистской оккупации. В книге показана деятельность большевиков Абхазии, их роль в борьбе против царизма в ходе войны. Специальные главы посвящены истории советской власти в Абхазии в 1918 г., обстановке в Абхазии в конце 1918 – начале 1919 года, революционному движению 1920 г., победе советской власти в Абхазии в марте 1921 года. Богатый фактический материал, научная достоверность, глубокий анализ делают эту книгу одним из главных исследований по данному, очень сложному периоду истории Абхазии, несмотря на имеющиеся недостатки объективного и субъективного свойства. К ним относятся выпячивание классового фактора, чрезмерное значение, придаваемое большевистской партии и её влиянию в народе. Отсюда заметное принижение роли других партий и организаций, негативное отношение к Абхазскому Народному Совету и т.д.
В продолжение темы изучения борьбы за советскую власть в 1967 году выходит книга, посвящённая видному абхазскому революционеру, первому руководителю Советской Абхазии Ефрему Эшба. Через год она вышла на абхазском языке. В ней показано формирование Эшба как революционера, превращение его в крупного деятеля общегосударственного масштаба после победы советской власти.
В 1970 г. увидела свет книга Георгия Алексеевича «Декабристы в Абхазии». Она содержит весьма ценный материал по истории Абхазии первой половины XIX века. События в Абхазии того периода связаны с пребыванием здесь ссыльных дворянских революционеров-декабристов. Показано, что многие из них – А. Бестужев-Марлинский, П. Бестужев, С. Кривцов, В. Норов – делали всё в меру своих возможностей, чтобы оказать плодотворное влияние на развитие Абхазии.
В начале 70-х годов основное внимание Г. Дзидзария уделял событиям, связанным с революционной борьбой в 1917 – 1921 годах. В 1971 году вышла его небольшая книга «Роль Советов и «Киараза» в истории революционной борьбы в Абхазии». Вообще необходимо отметить выдающуюся роль Г. Дзидзария в изучении «Киараза». Этой теме он посвятил несколько статей и написал указанную специальную работу. Г. Дзидзария исследовал историю зарождения «Киараза», всесторонне осветил его участие в установлении советской власти в Абхазии в 1918 году и её героической защите, роль киаразовцев в борьбе против меньшевиков в 1919 – 1920 гг. и в победе советской власти в 1921 году. Той же тематике была посвящена книга Г. Дзидзария «Советская власть в Абхазии в 1918 году».
Вслед за серией исследований, посвящённых борьбе за советскую власть, учёный возвращается к истории XIX века. В 1975 году вышла в свет, несомненно, главная книга Г. А. Дзидзария – «Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия», ставшая классическим трудом не только абхазоведения, но и всего кавказоведения. Это исследование отличается необычайной глубиной и размахом, охватывая почти все стороны истории Абхазии XIX века, начиная от присоединения Абхазии к России и до конца столетия. Проблема махаджирства всегда волновала историков-кавказоведов, но была недостаточно глубоко изучена. Долгое время эта тема была под негласным запретом. Её изучение не поощрялось, так как, по мнению кремлёвских идеологов, могла повредить дружбе народов и привести к национальной розни. Даже когда тема перестала быть закрытой, практически не было никаких специальных исследований по этому вопросу, вплоть до появления монографии Дзидзария. И хотя впоследствии, особенно с конца 80-х годов, появилось много работ, посвящённых изучению махаджирства, особенно в республиках Северного Кавказа, работа Г. Дзидзария до сих пор остаётся основным фундаментальным исследованием по этому вопросу. Он ввёл в научный оборот много ценных документов, десятилетиями пылившихся в архивах.
Абхазское махаджирство рассматривается на широком фоне международной политики ряда европейских держав на Востоке, что позволило автору глубоко и всесторонне вскрыть его основные причины. Из содержания книги совершенно ясно вытекает, что махаджирское движение не имело причинной связи с внутренними процессами развития края, наоборот, оно было чуждо народу, который был крепко привязан к родной земле и на протяжении тысячелетий мужественно защищал её от многочисленных завоевателей.
По мнению Г. Дзидзария, главными причинами переселения являлись: колониальная политика царизма на Кавказе; агрессивные акции султанской Турции, стремившейся к удержанию этого края; провокационная роль западных, особенно английских колонизаторов, стоявших за спиной Турции и добивавшихся ослабления России на Ближнем Востоке; предательская роль местной реакционной туркофильствующей феодальной знати, религиозный фактор. Также, по мнению исследователя, переселению содействовали стремление царских властей и местной знати избавиться от «ненадёжных» и «вредных» элементов и получить дополнительные земельные фонды; родоплеменные и псевдородственные отношения и т.д.
Монография не ограничивается только изучением махаджирства, а рассматривает это явление в комплексе со всем историческим процессом. Отдельная глава посвящена завершению Кавказской войны и её результатам. Активизация военных действий вызвала отчаянное сопротивление горцев Западного Кавказа, их попытки объединиться для совместной борьбы против царской России. Показано, что именно западные абхазы-садзы и убыхи являлись последним оплотом сопротивления горских народов Кавказа. Г. Дзидзария убедительно показал, что на завершающий этап Кавказской войны приходится одна из самых крупных волн махаджирства. По подсчётам Г. Дзидзария, общее количество махаджиров в этот период достигло около миллиона человек, из них почти 100 тысяч абхазо-абазинской и убыхской этнической принадлежности.
Большая глава посвящена Лыхненскому восстанию 1866 года и его последствиям. Подробно рассматриваются причины восстания, к которым в первую очередь Георгий Алексеевич относил неумелую подготовку царской администрации к проведению крестьянской реформы, усилившийся после завершения Кавказской войны и упразднения Абхазского княжества национально-колониальный гнёт и т.д. Показаны ход самого восстания, репрессии, обрушившиеся на его участников, подробно описывается массовое махаджирство 1867 года и особо подчёркнут его насильственный характер.
Автор данного труда крайне негативно оценивает колониальную политику царизма в Абхазии, считая её важнейшей причиной махаджирства. Но вместе с тем через всю книгу проходит мысль об объективно прогрессивном значении присоединения Кавказа к России. Народы Кавказа, в том числе и абхазы, после присоединения к России были тем самым избавлены от угрозы порабощения султанской Турцией и шахским Ираном и вступили в новый период своей истории.
Конечно, с точки зрения современного исследования в монографии о махаджирстве есть и определённые недостатки, в первую очередь они связаны с идеологическими установками того времени. Среди них традиционно характерное для марксизма преувеличение роли классовой борьбы в истории.
Книга Г.Дзидзария «Ф.Ф. Торнау и его кавказские материалы» посвящена жизни и деятельности (литературной, военной, политической и дипломатической) Ф. Торнау – одного из ярких представителей русского общества периода присоединения Кавказа к России. Торнау собрал и опубликовал многочисленные материалы по истории, этнографии, исторической географии, топонимике Западного Кавказа, дающие широкую картину жизни кавказских народов первой трети XIX века. Дзидзария дал подробную характеристику этих материалов.
Итогом многолетних исследований Г. Дзидзария по изучению истории, культуры и общественного движения в Абхазии в XIX – нач. XX вв. стала очередная капитальная монография «Формирование абхазской дореволюционной интеллигенции». Эта проблематика частично затрагивается и в прежних работах автора, и в трудах других ученых, но специального исследования данной темы не было.
Автор прослеживает процесс формирования абхазской интеллигенции от времени присоединения Абхазии к Российской империи до установления советской власти в Абхазии. Отмечается, что если в начале это были представители высших сословий, в основном члены владетельской фамилии и их приближенные, то затем и более широкие слои, включая и крестьянство. К началу ХХ в. интеллигенция составляла уже достаточно значительную прослойку в абхазском обществе.
Монография Г.Дзидзария «Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции» имеет и недостатки. Среди них – недостаточное внимание к представителям интеллигенции Абхазии, не ставшим на сторону советской власти. Но, конечно, отдельные недостатки не снижают научного и познавательного значения этого фундаментального труда, по праву отмеченного Госпремией имени Д.И.Гулиа.
Г. Дзидзария являлся одним из соавторов первого учебного пособия по истории Абхазии, написанного совместно с другими ведущими абхазскими историками З. Анчабадзе и А. Куправа. Из-за многочисленных препон (даже название «История Абхазии» вызывало недовольство многих чиновников и учёных в Грузии) книга смогла выйти лишь в 1986 году, когда одного из авторов (З. Анчабадзе) уже не было в живых. В ней охватывается вся история Абхазии от возникновения первобытнообщинного строя вплоть до середины 80-х годов XX столетия.
У Г. Дзидзария есть и немало научных статей, посвящённых различным вопросам истории Абхазии XIX – начала XX веков. Кроме того, он подготовил к печати и был редактором целого ряда сборников, документов. Учёный также являлся главным редактором и членом редколлегии «Трудов» АбНИИ и Сухумского госпединститута.
После смерти Г. Дзидзария были изданы два тома его «Трудов». Значительно позднее вышел 3-й том, включивший в себя неопубликованные работы учёного, и подготовленный им сборник материалов по истории Абхазии.
Занимаясь научной и преподавательской деятельностью, Г. Дзидзария в то же время активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Был депутатом Верховного Совета СССР и Верховного Совета Абхазской АССР, председателем Абхазского отделения общества «Знание» и Исторического общества и т. д. За свою научную и общественную деятельность награжден орденами и медалями СССР и другими правительственными наградами и званиями.
Пройдут века, но имя Георгия Алексеевича Дзидзария не померкнет никогда. То, что он сделал в абхазской науке, времени не подвластно.
Сослан Салакая, зам.директора АбИГИ, кандидат исторических наук
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 4910