НЕ СТОИТ ВВОДИТЬ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ ГРАЖДАН
Интервью вице-премьера, министра финансов РА В.Делба
Выступая на недавнем заседании Кабинета Министров, вице-премьер, министр финансов Владимир Делба заявил, что в некоторых публикациях неправильно трактуется законопроект «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазия». При этом он особо отметил, что журналисты приводят в своих статьях факты, явно не соответствующие действительности. Не все граждане читали эти статьи и уж тем более не все знакомы с полемикой в интернете по этому поводу, и все же… Читатели «РА» уловили прозвучавшую в разговорах на улицах цифру в 900 млн.руб., которую якобы согласно публикациям Президент страны требует на свое содержание, а именно – для своего резервного фонда. И, как следствие, у них возникли соответствующие вопросы… Редакция обратилась за разъяснениями к вице-премьеру, министру финансов В.Делба.
– Владимир Валерьевич, на заседании КМ вы сказали, что резервный фонд Президента РА формируется в составе расходов Республиканского бюджета, который составляет 1,8 млрд.руб. Так откуда взялась цифра в 900 млн.руб.?
– Это вопрос не ко мне, а к тем, кто писал эти статьи! Когда знакомишься с подобного рода публикациями, складывается впечатление, что их авторы либо крайне невнимательно читают нормативно-правовые акты, либо умышленно вводят в заблуждение наших граждан. Поэтому как основной автор законопроекта «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазии» хочу внести ясность в рассуждения о резервном фонде Президента и, в частности, об этих, не дающих покоя 10%. В законопроекте предусматривается создание резервного фонда Президента РА в размере не более, я подчеркиваю, 10% утвержденных расходов именно Республиканского бюджета. Конкретные же объемы резервного фонда Президента, которые могут составлять и менее 10%, будут утверждаться Парламентом в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Кстати, любой, кому это интересно, может лично убедиться в том, что в законопроекте нет фразы об установлении фиксированной нормы отчисления в резервный фонд Президента в размере 10%. То есть речи о 900 миллионах рублей в принципе не может быть. Потому что резервные фонды формируются только исходя из объема расходов Республиканского бюджета. Кроме того, законопроектом устанавливается максимально допустимый предельный размер резервного фонда Президента. Законопроектом также предусматривается и верхний предел резервных фондов Кабинета Министров и глав администраций районов и г. Сухума.
Сегодня ограничивающей нормы размера резервного фонда в действующем бюджетном законодательстве нет вообще. Учитывая то, что резервный фонд Президента РА является одним из видов бюджетных резервов, предусматриваемый в Республиканском бюджете на очередной финансовый год, мы пришли к мнению о необходимости установить предельный уровень, свыше которого законодательно невозможно будет устанавливать размер резервного фонда.
На мой взгляд, это совершенно справедливая, правильная и необходимая норма. Мы подготовили этот законопроект совместно с коллегами из РФ в рамках реализации концепции по совершенствованию бюджетного законодательства страны. Хочу напомнить, что резервные фонды существуют более 15 лет, и за это время не было принято ни одного решения на использование Президентом бюджетных денег ни на личные цели, ни на возрождение общественных организаций. Все средства резервного фонда направляются на расходы общегосударственного значения, которые не могли быть предусмотрены при формировании бюджета на очередной финансовый год.
– Рядовому читателю, извините, сложно понять, что такое Республиканский бюджет… К тому же хотелось бы знать, на что именно были потрачены средства резервного фонда Президента РА в 2013 г.?
– Общий Государственный бюджет республики на 2014 год, а это 8,4 млрд.руб., состоит из следующих составляющих: финансовой помощи Российской Федерации, собственных доходов нашего государства – 3,2 млрд.руб., в т.ч. доходов Республиканского бюджета –1,7 млрд.руб. и местных бюджетов – 1,5 млрд. руб. Республиканский бюджет – это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет налоговых и других поступлений и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных органов государственного управления. Для наглядного примера давайте обратимся к цифрам: в 2013 г. расходы бюджета за счет резервного фонда Президента составили 318,4 млн.руб., из них на лечение граждан, в основном за пределами Абхазии, было выделено 70,2 млн.руб. – помощь получили 751 человек, оказана адресная материальная помощь – 6358 гражданам (60,7 млн.руб.), оплачено обучение 343 студентов – это 16,8 млн.руб., прочие расходы – 170,6 млн.руб. Что включают в себя прочие расходы – это возмещение ущерба гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий (я думаю, у всех в памяти недавнее наводнение в том же г. Сухуме) – 8,3 млн.руб., обустройство таможенного поста «Псоу» в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи – 18,7 млн.руб., ремонтно-восстановительные работы на объектах, пострадавших в результате оползней, паводков и других стихийных бедствий – 79,6 млн.руб. (только на восстановление двух мостов в Очамчырском районе потрачено 41 млн.руб.); ремонт и строительство мемориальных комплексов погибшим воинам в Отечественной войне народа Абхазии – 2, 2 млн.руб., приобретение коммунальной техники для нужд РА и спецтехники для лесной отрасли – 5,9 млн.руб., поддержка хлебной отрасли – 10,3 млн.руб. и т.д.
Резервный фонд Кабинета Министров РА: расходы составили 116,5 млн.руб. Из них на лечение граждан выделено 24,1 млн.руб. (329 человек), оказано материальной помощи на 8,8 млн.руб., ее получили 912 человек, оплата за обучение студентов, в том числе и за пределами Абхазии, – 1,1 млн.руб. – 16 человек, прочие расходы – 52,5 млн.руб. Общая сумма расходов двух фондов в 2013 г. составила 434 893 млн.руб.: на лечение – 94 338 млн.руб. (1119 человек), оказание адресной материальной помощи – 69 479 млн.руб. (7261 чел.), на обучение – 17 895 млн.руб. (359 человек), прочие расходы – 253 181 млн.руб. Такие расходы в бюджете предусмотреть невозможно, и тогда используются резервные источники.
– Да, но судя по цифрам, суммы обоих фондов, а они составляют 100 и 50 млн.руб., – значительно превышены…
– Действительно, общий объем расходов превышает предусмотренные суммы. Но в любом случае расходы на эти цели осуществляются за счет общих средств Республиканского бюджета. Информация для сведения: ни одного непрозрачного решения по резервным фондам принято не было, каждая копейка у нас учтена, имеются соответствующие подтверждающие документы, в которых отражены конкретные получатели, целевое назначение выделяемых средств, информация об их использовании. И еще: на руки наличными деньги никто не получает, в том числе и те, кто выезжает за пределы страны на лечение, кроме тех, кто получает единовременную материальную помощь, при наличии всех необходимых документов.
– А как вы относитесь к предложениям отдельных граждан вообще ликвидировать резервный фонд Президента?
– Практика использования резервных фондов существует во многих странах, в том числе в Российской Федерации, Белоруссии, США и ряде европейских государств. В частности, эти фонды существуют во всех странах с президентской формой правления. Это стандартная, международная практика: такие резервные фонды создаются для финансирования непредвиденных расходов непредусмотренных в соответствующих бюджетах, а также для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В этой связи резервный фонд для нашего государства необходим и его ликвидация недопустима.
Как быть без резервного фонда, когда возникает критическая ситуация – размыло мосты, снесло крыши, затопило людей или человеку срочно потребовалась медицинская помощь? Где взять на это деньги, если такие расходы не предусмотрены в бюджете, особенно в районном бюджете? Мы не можем прогнозировать стихийные бедствия, оказание экстренной медицинской помощи инвалидам и участникам Отечественной войны в Абхазии и другим категориям социально незащищенных граждан, расходы на оказание материальной помощи семьям погибших, в том числе и тех, чьи близкие погибли при исполнении служебных обязанностей. Где взять средства на иные расходы, носящие непредвиденный характер? Не стоит забывать и о других непредвиденных ситуациях. К примеру, хоть мы и учитываем уровень инфляции при прогнозировании бюджета, но кто мог предугадать столь стремительный рост курса доллара или евро.
Что касается закона… Законы пишутся не под конкретного человека, и кто бы ни был президентом, ему все равно понадобится и резервный фонд, и этот закон.
По сути своей Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в Республике Абхазии» – это основополагающий финансовый закон страны, отвечающий современным мировым стандартам.
– Хотелось бы также спросить: какова причина задержки выплаты российских пенсий?
– Это произошло по организационным причинам: ОАО «Банк Москвы» уведомил Банк Абхазии о реорганизации в первом квартале 2014 года своего Сочинского филиала, который осуществлял обслуживание счетов Банка Абхазии. Соответственно Сочинский филиал ОАО «Банк Москвы» прекратил свое существование с 1 апреля 2014 года, и с этой даты был прекращен доступ к счетам банка, через которые осуществлялось зачисление пенсий на счета пенсионеров. 17 апреля текущего года был подписан новый договор, и в этот же день осуществилось зачисление российской пенсии на счета пенсионеров в кредитных организациях Республики Абхазия. В этой связи заявления отдельных журналистов об умышленной задержке пенсий абхазским пенсионерам, а тем более об использовании их не по назначению, не уместны и не соответствуют действительности.
Интервью подготовила Наталья ШУЛЬГИНА
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 4950