ПОЧЕМУ ДОРОГА ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ

ПОЧЕМУ ДОРОГА ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ 26.04.2014 13:10

Злободневная проблема

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что ежедневно автомобильный парк в нашей стране пополняется не менее чем на десяток единиц. И сегодня у нас на дорогах можно встретить любую престижную марку. Когда видишь на телеэкране европейские улицы с современными машинами, впору гордиться: да ведь и у нас такие же бегают, а «джипов» даже, пожалуй, побольше…

Но отчего же такая сплошная автомобилизация, свидетельствующая о росте жизненного уровня немалой части населения, вызывает тревожную озабоченность и у государственных органов, и у Госавтоинспекции, да и у самих водителей, не говоря уже о пешеходах? Ответ прост: беда в удручающе низкой культуре вождения автотранспорта, поведения за рулем многих водителей, проявляющих явное пренебрежение Правилами дорожного движения. Почитание их проявляется лишь с выездом за пределы нашей республики, туда, где вряд ли отыщется «свой человек» – отец, дядя, чиновник, которые встанут горой за нарушителя.

А вот на наших дорогах, получается, можно куролесить сколько вздумается. Приведу несколько примеров. Двигаясь по центральной трассе в сторону Псоу, водитель автомашины «Ниссан» выезжает на сплошную полосу. Зафиксировав это нарушение, сотрудники ГАИ останавливают его и приступают к составлению протокола. Владелец авто приходит в гнев: «Вы что, не знаете, кто мой отец?» Но при чем тут отец, даже если он, как напомнил нарушитель, является одним из крупных руководителей? Говорить о его причастности к инциденту можно лишь в привязке к тому, что как видно, сына своего он не воспитал в рамках приличного поведения. Порою можно услышать по телевидению, как такого рода чиновники поучают граждан, что следует жить по законам Конституции. Почему бы такой ликбез не провести прежде всего у себя дома? А потом уже одаривать отпрыска дорогим автомобилем, если позволяют средства. Квитанцию нерадивому водителю все же выписали. Штраф оплатил папа – опять же выручил. А гаишники, как они мне рассказывали, попали в немилость семье, которую они «обидели».

На подъезде к Новому Афону была остановлена машина, которая неслась со скоростью 140 километров в час. Но водитель не стал соглашаться с таким зафиксированным показателем: дескать, это вы, гаишники, подкрутили цифры на приборе… Его все же наглядно убедили, что скоростной режим был нарушен. Пришлось заплатить штраф. Но потом лихач еще долго уверял знакомых, что сотрудники ГАИ, используя фальшивую технику, просто издеваются над владельцами авто.

Но где гарантия того, что, если бы его гонку не прервали, она бы не закончилась аварией? Как известно, их случается много на наших дорогах. В том числе со смертельным исходом. В одной из недавних таких трагедий на трассе погиб молодой человек. Собравшиеся на панихиде горестно говорили о случившемся, выражали искренние соболезнования родным и близким парня. А отойдя потом в сторонку, как это водится, вспоминали, что не раз видели этого паренька, несущегося за рулем на большой скорости. И таких свидетелей недозволенной езды оказалось немало. То есть все они понимали, чем это чревато, да вот ему-то или его родителям не говорили о своих опасениях, хотя и были знакомы с ними. А ведь не будь этого принципа равнодушия – моя хата с краю, выразили бы они свое беспокойство родственникам или друзьям молодого человека, да в ту же ГАИ сообщили бы, и он сегодня был бы жив. Этот факт еще раз подтверждает, как важно, чтобы в борьбу за порядок на дорогах активно включалась наша общественность. Не в нашем это менталитете, могут сказать, сигнализировать о том или ином факте и тем более обращаться по этому поводу в автоинспекцию. Но куда же девается эта сдержанность, когда ГАИ намеревается принять законные меры к нарушителям ПДД! Вот тут уже, для того чтобы «спасти от произвола постовых» своих родных, близких родственников или друзей, готовы в поисках покровителей обрывать телефоны и обивать пороги начальников разного калибра. А порою еще без тени смущения поучают сотрудников силовых структур, как им надлежит поступать в том или ином случае.

Порою такие опекуны добиваются своего, освобождая нарушителя от ответственности. Это и способствует вседозволенности, а заодно ведутся разговоры о поборах на дорогах. Но если бы в ГАИ стригли купоны, как доводится то и дело слышать, то, наверное, не было бы отбоя от желающих встать на дорожные посты. Между тем в этой структуре и сегодня кадровый дефицит.

Вряд ли нам удастся снизить аварийность на дорогах и связанную с нею гибель людей, если будет продолжаться порочная практика выгораживать любой ценой нарушителя правил автомобильной езды. Понятно, что у каждого автовладельца есть близкие люди. Так пусть же они вразумляют тех, кто не уважает предписанные правила, внушают им, что негоже это делать, разъясняют, какие могут возникнуть проблемы, и предупреждают, что за допущенные нарушения придется отвечать им самим. И еще очень важен личный пример. Но как часто наши чиновники, да и вообще степенные граждане, которым надлежит показывать пример молодым, норовят проехать на красный свет, наезжают на «зебру», и припарковываются под запрещающим знаком… Расхожее мнение «больше машин – больше аварий» никак не может нас устраивать. Уж лучше придерживаться другого принципа: больше транспорта – больше порядка.

Ну а теперь обратимся к деятельности Госавтоинспекции. В прошлом году в сравнении с 2012-м удалось снизить такие показатели, как количество ДТП и гибель на дорогах. Так, в 2012 г. было зарегистрировано 158 ДТП, унесших жизни 71 человека, а в прошлом году аварий случилось на 10 меньше и погибло 67 человек. Принесли свои результаты регулярные рейды в Гагрском и Гудаутском районах: в этих регионах автопроисшествий было соответственно на 8 и 10 единиц меньше, чем прежде. Снижение, конечно, небольшое, но ведь за каждой цифрой жизнь и здоровье людей. Снизилось число нарушений также в Очамчырском и Гулрыпшском районах. Несмотря на то что возрос автопарк и в Галском районе, здесь за год не зафиксировано ни одной аварии.

Многое значит, сказали мне в ГАИ, то, что нарушителям стали предъявлять убедительные свидетельства нарушений – к примеру, кадры, зафиксировавшие превышение скорости. Сказывается и освещенность трассы от Сухума до Псоу. Нельзя сбрасывать со счетов и увеличение штрафных санкций.

Показала свою эффективность и такая практика, когда сотрудников ГАИ одного региона направляют в рейды и на дежурство в другие города и районы. Об одном из рейдов недавно рассказывалось в нашей газете. Словом, идет планомерная работа, направленная на снижение аварийности на дорогах. И не надо мешать автоинспекции. Хочется обратить внимание тех, кто всеми правдами и неправдами старается оградить нарушителей ПДД от наказания, на данные статистики, которые не могут не вызвать тревоги: в числе погибших в авариях больше всего представителей коренного населения – абхазцев, этот показатель более чем вдвое превышает число представителей других национальностей, для которых езда закончилась трагическим исходом. При этом надо учесть, что чаще всего мы теряем людей в возрасте от 20 до 35 лет. Удручающая статистика и относительно получивших ранения в ДТП. У многих увечья, другим уготовано длительное лечение. Как тут не согласиться с теми, кто восклицает: «Да ведь это просто война на дорогах!»

Конечно, многое зависит от повышения эффективности работы ГАИ. Но вряд ли уместно списывать все беды на эту службу. Ведь нельзя не видеть, как много ею делается. С помощью государства по мере возможности расширяется сеть камер видеонаблюдения как на городских улицах, так и на трассах, устанавливаются светофоры, обновляются дорожные знаки. Уже давно установлены «лежачие полицейские». Проводятся мероприятия в детсадах и школах. Выпускаются брошюры с изложением Правил движения. И если следовать этим правилам хотя бы на 70 процентов, то ситуация на дорогах станет значительно спокойнее.

И, повторюсь, очень важна активная позиция общественности. Именно по сигналам граждан в прошлом году были уволены двое нерадивых сотрудников ГАИ. Если мы сталкиваемся с таковыми, позволяющими себе недостойное поведение, в том числе поборы на дорогах, надо информировать об этом соответствующие органы – с указанием конкретных данных. Это благоразумнее, чем впустую злословить в адрес ГАИ, как это, признаемся, чаще всего бывает.

Однако не стоит забывать и о позитивных фактах. Разве мало случаев, когда в экстремальных ситуациях водителям помогают именно сотрудники ГАИ? В редакцию нередко обращаются местные и приезжие граждане, рассказывающие о том, как работники этой организации, не дожидаясь приезда спасателей УЧС, вызволяли человека из перевернувшейся и искореженной машины, как помогали разобраться с заглохшим двигателем, шли навстречу, когда бензобак оказывался пустым и т.д.

Деятельность Госавтоинспекции открыта, прозрачна, у всех на виду, что дает возможность каждому оценивать ее. И это хорошо. Но важна еще и водительская самооценка. Если каждый, кто садится за руль, будет внимателен, уважителен к другим участникам движения, к пешеходам и требователен к себе, то и у автоинспекторов не появится причин, чтобы кого-то лишний раз тормозить. А главное – прекратится, наконец-то, эта сущая «война на дорогах», от которой страдают все, по сути каждый из нас и страна в целом.

Юрий КУРАСКУА

Размещено:
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 4948

Возврат к списку

Наверх