К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО МОНАСТЫРЯ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА НА ГОРЕ АФОН (ГРЕЦИЯ)

К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО МОНАСТЫРЯ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА НА ГОРЕ АФОН (ГРЕЦИЯ) 26.04.2014 10:05

Гора Афон расположена в Греции – на одном из отрогов полуострова  Халкидики (сев. Греция). Гору называли Аполлониада, Акти, Афос. (1) В истории греко-восточной церкви значение Афона  достаточно велико. Он был центром византийско-восточного монашества и высшей школы христианского подвижничества.

В разные эпохи территория Афона становилась  ареной бурных исторических событий: в VI в. она пережила набеги гуинов, в 70-х гг. VII в. – нашествие арабов. (2)

Афонское монашество получило начало в глубокой древности, после возникновения христианского иночества на Востоке (3).

Начало распространения монастырской жизни  на Афоне источники относят к VII в.  Шестой Вселенский соборов 676 г. постановил пунктами 18 и 48 отдать Афон монахам. (4) Пройдет еще немного времени и эта, ранее мало   чем примечательная местность превратится в одну из величайших святынь православного мира.

Первое появление русских на Афоне письменные источники относят к X в. Известно, что они имели свою обитель и права наравне с другими Афонскими монастырями (5). К этому периоду на Афонской Горе существовало более 100 обителей.

Основание русского монастыря св. Пантелеймона на юго-западе Афонской горы источники относят к XI в., в период княжения Владимира и сына его Ярослава. (6) Гора Афон стала местом паломничества славян, стремившися на Афон, как в высшую школу христианского подвижнечества.

В первой половине XI в. русские монахи уже имели на Афоне свой собственный, независимый монастырь Богородицы Ксилургу – «монастырь Руссов» (7),  откуда в 1169 г. перешли в монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона («Старый нагорный  Руссик») и навсегда получили права гражданства в свободной «пустыне святого Афона». (8) В благоустройстве Пантелеимоновой обители русским инокам помогали сербские короли, болгарские монахи.

До завоевания Афона турками монашеское население горы достигло 50 000 (9). В истории Афонской горы происходят большие перемены с падением Византийской империи. Независимый Афон со своим христианским населением становится должником Турецкого султана. Монастыри Афонской горы были обложены подушной и десятинной податями.  Русский монастырь св. Пантелеймона при Селиме II (1566–1574) окончательно лишился своих доходных владений вне Афонской горы.

Переселение русских монахов в прибрежный монастырь происходило постепенно. В XVIIIв из нагорного Руссика (1770) «иноки перешли в обитель с храмом Вознесения Господня» (10) (постройка епископа Христофора (11)).

К приезду русских афонитов, эта обитель была достроена греками, находилась в числе двадцати монастырей Афонской горы. С поселением греческой братии в новом месте, ими были унаследованы все права и имущество старого Русского монастыря.

В XVIII в. финансовое положение монастырей Афонской горы приходят в упадок, так как они были обременены долгами, финансовой зависимостью от Османской Порты (12).

Малочисленность русской братии, тяжелое финансовое положение вынудило их временно смириться с приниженным положением. Русский монастырь стоял на краю разорения (конец. XVIII–нач. XIX вв.). К тому же, Афонское управление – протат (13), вопреки вековым мирным связям с славянским православием обратился к Вселенскому патриарху Каллинику с предложением «исключить имя Русской обители  из числа святогорских монастырей, принадлежащие же Руссику земли передать другим греческим монастырям и за уплату остающихся на обители долгов, оставшуюся сумму обратить на общественные нужды афонского правления» (14). Вселенский патриарх Каллиник не только решительно отверг предложение протата, но специальной грамотой (1803 г.) распорядился позаботиться о восстановлении Русской общижительной обители, с разрешением сбора пожертвований в её пользу, в Константинополе (15).  

Русский монастырь св. Пантелеймонва на Афонской горе один из древнейших русских монастырей. В этой обители хранятся «грамоты Русских царей; патриарха всероссийского Иова и архиепископа Константинопольского, вселенского патриарха Каллинника, Иоакима» (16) и др. священнослужителей. Главный собор монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеймону. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, храм святителя Христова Митрофана Воронежского чудотворца и меньший храм Успения Персвятой Богородицы (17) дополняют монастырский комплекс русского Пантелеймоновского монастыря.

Русский Пантелеймоновский монастырь являлся общежительным монастырем (киновит). Монастыри по управлению делятся на два разряда. К первому относятся монастыри, которые, руководствуясь уставом апостольского общежития, избирают несколько старцев, составляющих собор, управляющих всем монастырем (идиоритмы). Ко второму разряду относятся монастыри (общежительные),  управляемые одним лицом – игуменом, которому подчиняется вся братия монастыря. Русский Пантелеймоновский монастырь относится ко второму разряду. В общежительных, управляемых выборными пожизненными игуменами при помощи соборных старцев, все общее: и содержание братии, и молитвенное правило.

Внутренняя жизнь монастыря определялась строгими правилами устава: «Ничего не считать своим, но всем иметь   общее», (18) т.е. пищу, одежду, обувь и т.д. Каждый из братии обязан работать, кто на кухне, кто в трапезной и  в различных мастерских, причем трудовая деятельность начинается только после «общественного богослужения в церкви». (19) Трапеза в монастыре состояла из овощей, рыба предлагалась по праздникам. Размножение скота на Афонскй горе воспрещалось Святогорским уставом. Пребывание лиц женского пола строго запрещалось. (20)

После подписания Адрианопольского мирного договора (1829г.) положение русских монахов несколько улучшилось.

К 1840 г. русские иноки продолжают активную деятельность по устройству обители, уплачены долги монастыря (21). Экономическая жизнь обители приняла правильную организацию.

Посещение монастыря в 1845 г. вел. Князем Константином Николаевичем подняло престиж русских на Афоне. Вскоре, последовало новое поколение русских иноков и «значительный приток пожертвований в руки русского духовника.» (22). Тем не менее, богатая в прошлом обитель, «владевшая значительными землями на основании царских (сербских и московских) и султанских грамот», (23) в последующие годы дошла до такой нищеты, что монашеское управление запретило выдавать Пантелеймонову монастырю что-либо в долг и объявило монастырь несостоятельным. Количественное преобладание греческой братии привело к отмене славянского богослужения. Связь с Россией была прервана, лишь некоторой оставшейся русской братии было разрешено исповедоваться у русского духовника. (24) Наблюдаются складывающиеся противоречия между русско-славянским и греко-восточным направлениями в церковной жизни.

Русский монастырь на Афоне в ноябре 1851 г. посетил  о. Макарий (М.П.Сушкин) и застал монастырь в крайней бедности. С этого момента начинается активная деятельность о. Макария в благоустройстве обители, которая совпала и с Крымской войной (1853–1866 гг.).  

После войны связь с Россией стала восстанавливаться; стали поступать оттуда обильные пожертвования. Большая часть  пожертвований попадала в руки греческого монашества.  Русский монастырь продолжал испытывать тяжелое материальное положение и полное бесправие. Игумен и все управление монастыря было греческое. Когда численность русской братии превысила 100 человек, о. Макарию удалось добиться некоторого соглашения  с греками. Некоторые требования русского братства, при их приниженном положении в Пантелеймоновом монастыре, истолковывались со стороны греческой братии, как посягательство на их преобладающее в монастыре право. В течение 16 лет  русские монахи с аскетичеким терпением переживали свое приниженное положение. До 1856 г. ни одно из «начальственных послушаний не поручалось русским» (25).   Русская братия заявила игумену и греческой братии требование – «слышать на трапезе чтение по-русски или по-славянски, хотя бы два раза в неделю, а именно в среду или пятницу, причем и трапезу в эти дни благословлял бы русский  иеромонах». (26) Это требование русской братии  греческие монахи большинством голосов не приняли.

  Макарию удалось добиться некоторых уступок от греков в 1866г. Была установлена очередь греческих, славянских чтений и богослужений (27). Совершенно очевидным было то, что совместная жизнь монахов разных национальностей в одном монастыре недолговечна. Греческое влияние  преобладало в русском монастыре и встал вопрос о его упразднении. Греки не хотели признавать равенства  в правах. Греками был выработан «устав» совместной жизни. Русской братии, иметь  до одной четверти, или по крайней мере, до одной трети всего количества греческой братии, а также чтобы монашествующие греки занимали господствующее положение в монастыре. (28) Вопрос о русском игумене вообще не рассматривался. Русские отказались от утверждения устава. В монастыре начались волнения. Борьба между русскими и греками, захватившими русский монастырь, была направлена на овладение монастырем. (29)  Греки возмущались «…Земля  эта не принадлежит ни России, ни Турции, а есть достояние греческой нации, и надеемся, что нам помогут всем избавиться от русских, даже сами стены и камни, и постараемся не иметь не только в нашем монастыре, но и на всем Афоне ни одного русского» (30). В 1873 г. в Пантелеймоновской убители произошло важное, по своим последствиям событие. По желанию Герасима 15 октября 1973г. о. Макарий был объявлен «нареченным преемником» старца игумена (31). Вся греческая братия горы Афон выступила против этого назначения. Вселенский патриарх не утвердил кандидатуру избрания и предложил провести переголосование  в присутствии, «специально назначенных для этого патриарших экзархов» (32), «двух архиереев – Иоанникия  Никейского и Иоакима Деркийского и двух уполномоченных советом  Святой горы» (33) Греки подняли вопрос об упразднении русского монастыря. Протат, в котором преобладали греки по количеству голосов, утвердил это решение. В результате, Макарий переносит дело  на суд Вселенской церкви (грамота святейшего Иоакима, патриарха Константинопольского, в Русской киновии святого Пантелеймона на Афоне по случаю прекращения в ней разногласия). Именно в этот критический период возникает идея «устройства на Кавказе Нового Афона… без ухода русских со св. Горы». (34)

Константинопольский патриарх, Иоаким – «Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и патриарх Вселенский» в отличие от протата, признал все права русских монахов на монастырь св. Пантелеймона и утвердил о. Макария игуменом монастыря. (35)  26 сентября 1875 г. о. Макарий был избран игуменом Пантелеймонова монастыря на Афоне, «во время литургии, в присутствии патриарших Экзархов, он был возведен на игуменское место».  Этим завершилась распря греков и русских, продолжавшаяся 20 лет.

Таким образом, знаменитый «греко-русский Пантелеймоновский процесс», возникнув в 1870 г., завершился через 5 лет победой русских иноков. Интересы русской братии поддержал Константинопольский Патриарх Иоаким, перед которым интересы русских иноков защищал посол России в Турции граф Н.П.Игнатьев.

Сущность «греко-русского Пантелеймонова процесса» состояла в борьбе греков и русских за право владения Пантелеймоновым монастырем.

Содержание многочисленной братии (70-80 гг. XIX в. около 800 человек), монастырские потребности удовлетворялись пожертвованиями русской церкви. Помощь русской православной церкви монастырю св. Пантелеймона была значительной, она определила дальнейшую судьбу монастыря.

Братия русского Пантелеймонова монастыря, предвидя неблагоприятные   политические обстоятельства на Востоке, принимает решение – не разрывая связи с Афоном, устроить себе обитель на родине, в России. Незадолго до принятия этого решения, инокам предлагалось «в случае смуты на Востоке и невозможности дальнейшего пребывания на Афоне поселиться в Абхазии». Кстати, заметим, что  главное управление наместника Кавказского предложило «…давать преимущество русским переселенцам, но не отказывать в поселении христианским переселенцам из Закавказского края, из Анатолии, из славянских земель и пр.». По утверждению царских чиновников, на первых можно рассчитывать, «как на ядро населения, обеспечивающее этнографическое соединение этого края с Империей, на вторых же, как на деятелей для основания сообразных климату и почве отраслей хозяйства». (36)

Итак, выбор места будущей обители был делом нелегким. Необходимо было найти местность, отвечающую требованиям хри¬стианского подвижничества. Местность должна была быть, во-первых, уединенной и нуждающейся в распространении православной христианской веры,  во-вторых, удобной расположением для поддержания связей, т.к. новая обитель должна была стать «отделением или отраслью» Пантелеймонова монастыря, (37) «во всем от него зависимым, по уставу и чиноположению Афонской горы» (38).

Детально ознакомившись с архивными документами относительно основания Ново-Афонского монастыря,  нельзя не заметить, что царизм с одобрением отнесся к ходатайству афонских монахов. В течение одного года для них были созданы все условия для переезда в пределы империи. Основанию монастыря в Абхазии, придавалось очень важное значение. Монастырь в Абхазии должен был стать крупным центром религиозной пропаганды на Кавказе, проводником колониальной политики самодержавия в крае. Однако, следует отметить, что все хозяйственные расходы на устройство новой обители Синод отнес на счет Пантелеймонова монастыря.

С разрешения Синода, настоятель Пантелеймонова монастыря вступил в управление новой обители, «подчиняясь духовному в Российской империи начальству на одинаковом с остальными русскими монастырями основании». (39)

Громадное просветительское влияние горы Афон на греческий Восток, славянский православный мир, способствовало и возрождению православия в Абхазии. Гора Афон, не смотря на все политические перевороты и более чем четырехвековое подчинение Оттоманской Порте и сегодня продолжает оставаться хранилищем православной культуры.

ЧКОК-ЭШБА Эльвира Михайловна – Ученый секретарь АбИГИ

Размещено:
Источник: Кавказовед
Количество просмотров: 5610

Возврат к списку

Наверх