Выступление секретаря Общественной палаты Республики Абхазия Нателлы Акаба на Третьем российско-абхазском гуманитарном форуме "Абхазия и Россия: традиции и современность. Сотрудничество на благо будущих поколений".

Выступление секретаря Общественной палаты Республики Абхазия Нателлы Акаба на Третьем российско-абхазском гуманитарном форуме "Абхазия и Россия: традиции и современность. Сотрудничество на благо будущих поколений". 11.04.2014 21:00

Прежде всего, позвольте мне поприветствовать всех участников Третьего Российско-Абхазского Гуманитарного Форума. Для меня большая честь выступать перед таким авторитетным собранием, и это прекрасная возможность поговорить о наших совместных достижениях и о проблемах, которые, естественно, возникают в процессе выстраивания не статичной, а весьма динамичной модели взаимоотношений - отношений теплых и дружеских, и в то же время основанных на взаимной выгоде и учете интересов друг друга.

Сегодня в Абхазии трудно найти человека, который не ценил бы стратегическое партнерство с Россией, те гарантии безопасности, которые получила Абхазия после признания ее РФ, а также российскую финансово-экономическую помощь, позволяющую нашей израненной войной стране восстанавливаться. В то же время, надо еще немало сделать для того, чтобы и широкая российская общественность более четко осознала роль Абхазии, как стратегического союзника России в отстаивании российских национальных интересов. И бережное отношение к наработанному опыту столь же необходимо, как своевременная корректировка стратегии и тактики нашего сотрудничества.

Российско-абхазские отношения должны укрепляться не только за счет хороших и доверительных отношений на уровне официальных лиц - сегодня это присутствует в полной мере. Я рассматриваю как позитив тот факт, что установились регулярные контакты российских властей разного уровня не только с представителями абхазской власти, но и с лидерами оппозиции. В то же время, и России, и Абхазии принесло бы пользу расширение пространства для общения и сотрудничества общественных деятелей, экспертов, журналистов, деятелей науки и образования, создание форматов для укрепления личных и профессиональных контактов. Такие форматы могли бы, на мой взгляд, работать не только при проведении Гуманитарных форумов, но и в промежуточный период.

Поскольку я представляю один из институтов гражданского общества, хочу, пользуясь случаем, отметить, что в Абхазии сформировалось довольно сильное гражданское общество, при этом его природа несколько иная, чем в ряде других стран постсоветского пространства. Как можно видеть, нередко институты гражданского импортируются извне и внедряются в совершенно другой социо-культурный контекст, а их деятельность порой идет вразрез с национальными интересами. В Абхазии иная картина: здесь- гражданское общество по сути выросло из национально - освободительного движения, зародившегося и окрепшего в советский период в ходе сопротивления ассимиляторской и репрессивной политике Тбилиси. Лидеры и участники этого движения и были теми, кто собирался на народные сходы и протестовал против грузинской политики. В период Отечественной войны народа Абхазии именно эти люди составили ядро сил самообороны, это они дали отпор значительно превосходящим силам противника и завоевали свободу. При этом поддержка братских народов Северного Кавказа и Юга России имела решающее значение.

В тяжелые послевоенные и блокадные годы, когда перед руководством никем непризнанной Абхазии были наглухо закрыты многие двери, именно люди из гражданского общества старались донести до мировой общественности правду о войне, активно участвовали в строительстве основ абхазской государственности, осуществляли социальные проекты, связанные с помощью инвалидам войны, психосоциальной реабилитацией уязвимых групп населения. И сегодня гражданские организации активно участвуют в процессе государственного строительства, оказывают населению правовую помощь, осуществляют образовательные проекты для пострадавших от войны, молодежи, женщин и других категорий населения. В периоды обострения внутриполитической борьбы, например, в ходе избирательной кампании 2004 г. гражданские активисты взяли на себя роль медиаторов, да и в любой конфликтной ситуации они стремятся способствовать достижению консенсуса между властью и оппозицией.    

Учитывая, что ГО традиционно играет заметную роль в абхазском социуме  и то обстоятельство, что в абхазских НКО сосредоточен серьезный интеллектуальный потенциал, вероятно, было бы продуктивно развивать связи между институтами и отдельными представителями гражданских обществ России и Абхазии, совместно осуществлять социально и политически значимые проекты в обеих странах. Одним словом, надо наполнить реальным содержанием подписанные сторонами соглашения о сотрудничестве в разных сферах.

Хотелось бы еще отметить, что для граждан Абхазии российские телеканалы являются важнейшим источником получения информации, и российская версия событий является для нашего населения преобладающей. Однако нельзя не заметить, что сама Абхазия очень слабо присутствует в российском информационном пространстве, что несколько озадачивает. Большинство россиян мало что знают об Абхазии, ее яркой и драматической истории, ее удивительной природе, своеобразных традициях, абхазской кухне, наконец. Но рассказывающих об этом телепередач и печатных в России практически нет. Зато в некоторых российских СМИ с завидной регулярностью появляются статьи об Абхазии, посвященные пресловутому квартирному вопросу, при этом, большинство материалов отличаются откровенно заказным характером и тенденциозностью.

Действительно, квартирный вопрос существует. И это неудивительно в стране, где тысячи жилых строений были целенаправленно уничтожены агрессором в ходе войны 1992-93 гг. и где десятки тысяч людей из-за этого стали вынужденными переселенцами в своей стране. Также трудно отрицать, что правовая система молодого государства, находящегося в процессе становления, далеко не всегда работает эффективно и также имеет место коррупционная составляющая. Однако нечестно и непродуктивно рассматривать данные факты сквозь призму межэтнических отношений, поскольку это явление совершенно другого порядка. Да, квартирный вопрос «испортил» многих, но нельзя допустить, чтобы он же испортил российско-абхазские отношения, чего с нетерпением ожидают недруги как Абхазии, так и России. Вместо публикации «жареных фактов» стоило бы оказывать нашему молодому государству помощь в укреплении правовой системы и институтов защиты прав человека.

Наблюдая за последними событиями на Украине, мы, граждане Абхазии, как бы заново переживаем драматические события, предшествовавшие началу грузинского вторжения в Абхазию в августе 1992-го - те же националистические лозунги, тот же антироссийский угар в Киеве, как тогда в Тбилиси. К тому же на Майдане муссировалась, видимо с подачи Саакашвили, тема Абхазии - по украинским каналам транслировались какие-то непонятные видеосюжеты об ужасах, якобы, творящихся в Абхазии. Понятно, что это делалось с целью показать, как плохо живется тем, кто сделал свой выбор в пользу России, и было это рассчитано на подрыв российских позиций в Украине. И данный пример еще раз показывает, как тесно связаны, и как сильно зависят друг от друга маленькая Абхазия и огромная Россия. Пора признать, что любые промахи и ошибки Абхазии негативно отражаются на имидже России и наоборот. И мы не должны забывать, что все происходящее в Абхазии внимательнейшим образом отслеживается не только в Грузии, но и, без преувеличения можно сказать - по всему миру. В этом году мы отметим 6-летие признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. И для нашей страны 26 Августа всегда будет праздничным днем, днем рождения новой Абхазии и возрожденной России.

Размещено:
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 4511

Возврат к списку

Наверх