В Абхазии отмечают 21-ю годовщину мартовской наступательной операции
Сегодня в Абхазии отмечают 21-ю годовщину мартовской наступательной операции в Отечественной войне народа Абхазии 1992 – 1993гг.
15 марта 1993 г. абхазские соединения форсировали реку Гумиста и овладели стратегически важными высотами близ Сухума. Мотострелковые подразделения должны были форсировать несколько участков реки Гумиста, при поддержке с воздуха и с моря прорвать первый оборонительный рубеж противника и развить дальнейшее наступление по освобождению Сухума.
Однако операция, начавшаяся в ночь с 15-го на 16 марта, не имела успеха. После кровопролитных боев 17 и 18 марта абхазские части вынуждены были отойти на исходные позиции.
По признанию ветеранов, мартовское наступление по освобождению Сухума было самым тяжелым. В мартовских боях погибло 222 бойца абхазской армии, несколько сотен человек получили ранения, а 23 человека пропали без вести.
Сегодня в память о тех трагических событиях в Парке Славы в Сухуме состоялась церемония возложения венков и цветов к Мемориалу погибшим в Отечественной войне народа Абхазии 1992- 1993 гг.
На церемонии возложения присутствовали ветераны войны, президент Александр Анкваб, премьер-министр Леонид Лакербая, депутаты парламента, члены правительства, военные, представители общественности.
«Дни мартовского наступления 1993 года навсегда останутся в истории Абхазии как самые трагичные, потому что в течение короткого времени погибло огромное количество бойцов, - сказал Герой Абхазии Закан Нанба журналистам. - Тогда никто не думал, что операция захлебнется, все были уверены, что мы сможем освободить Сухум. Но по многим причинам, в том числе незнанию военного дела, несогласованностью, наступление ослабло, а затем и вовсе остановилось. Больше всего ребят погибло во время отступления. Отступать оказалось сложнее, чем наступление… Но это неудавшееся наступление стало для нас большим уроком, благодаря которому были исправлены ошибки и удалось в дальнейшем победить врага».
Светлана Тания – Чачхалия, мать погибшего в мартовской операции Резо Чачхалия рассказала, что тело сына удалось найти только через три месяца после войны в той огромной яме, в которой были похоронены погибшие в мартовском наступлении ребята, и тела которых грузины не выдали родным.
«Невозможно передать словами, что несчастные родители пережили в те дни, когда пытались узнать своих детей, кто-то был без ноги, кто-то без головы, это был сущий ад. Но Резо был легко узнаваем», - сказала Светлана Чачхалия. Ее сын похоронен в Парке Славы в Сухуме.
«Может нескромно звучит с моей стороны, но я горжусь своим сыном. Начиная со школьных лет, мы с отцом только и слышали положительные отзывы о нем от его учителей, друзей, сослуживцев. Нам никогда не приходилось за него краснеть», - отметила мать.
Светлана Чачхалия пожелала молодому поколению никогда не испытать того, что пришлось испытать их отцам, чтобы они дорожили миром, за который сложили головы молодые парни 21 год назад.
Нина Тарнава, мать Мераба Транава, погибшего в мартовской операции, рассказала, что у ее сына был военный опыт, поскольку служил в Ашхабаде и часто бывал в командировке в Афганистане. «Мераб был моим единственным сыном, и сколько таких же, как он, погибли тогда, - подчеркнула она. – Для матерей двойное горе, что их дети погибли в наступлении, которое оказалось безрезультатным».
«Дай Бог, чтобы больше не было войны, пускай молодежь помнит о пережитом, не забывает тех, кто сложил свои головы ради их будущего», - подчеркнула Нина Тарнава.
Представительница Движения матерей «За мир и социальную справедливость» Заира Лагвилава, мать погибшего Тимура Лагвилава, говорит, что «мартовское наступление никогда не забудется, потому что это - одно из самых страшных наступлений, хотя в войне не бывает легких наступлений». «Самое тяжелое, что грузинская сторона не стала выдавать тела погибших ребят, надеясь тем самым столкнуть народ с правительством. Но нашлись такие мамы, которые сказали, что где бы ни покоились их дети, они лежат в абхазской земле, и что нельзя поддаваться на провокацию, надо думать о том, как освободить Абхазию от оккупантов. Владислав Ардзинба тогда не ожидал от матерей другого ответа», - сказала Заира Лагвилава.
Она считает большой радостью, что спустя 21 год все же удалось опознать останки некоторых ребят, погибших в том наступлении. «Через 20 лет заново пережить весь этот кошмар, очень тяжело, но это - радость для родителей, которые могут прийти на могилу своих детей и зажечь свечи», - сказала Заира Лагвилава.
Количество просмотров: 6271