Сельское хозяйство Абхазии на перепутье

Сельское хозяйство Абхазии на перепутье 12.03.2014 17:26

«Сельскохозяйственная отрасль - место и роль в экономике Абхазии» - тема круглого стола, организованного Сухумским медиа-клубом «Айнар» 6 марта в г. Сухум.
Ведущий круглого стола, председатель Совета медиа-клуба Илья Гамисония отметил, что значительная часть населения земного шара живет в странах, в экономиках которых преобладает аграрный сектор.

«Сельское хозяйство даже в структуре экономически развитых стран занимает важное место и играет чрезвычайно важную роль в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Время показывает, что аграрный сектор, сельское хозяйство может быть и локомотивом развития экономики в купе с какими-то другими отраслями. Для нашей страны сельское хозяйство также актуально, село является основой сохранения этнокультурной среды, а наши уникальные климатические условия, термальные воды, чистая экология позволяют развивать аграрный сектор с наибольшим эффектом», - сказал Илья Гамисония.

Он предложил участникам дискуссии обсудить следующие вопросы: может ли сельское хозяйство Абхазии стать ведущей отраслью, на развитие которой может опереться стратегия развития страны? Сможет ли сельское хозяйство стать локомотивом роста экономики в целом? Какие условия для этого нужны? Каково место сельскохозяйственной отрасли в экономике на сегодняшний день?
В дискуссии приняли участие: министр сельского хозяйства Абхазии Беслан Джопуа, директор НИИ сельского хозяйства Лёсик Айба, председатель ассоциации аграриев Джамал Эшба, доцент АГУ, кандидат экономических наук Хатуна Шат-ипа, кандидат сельскохозяйственных наук Рафик Отырба, ведущий специалист НИИ сельского хозяйства Гурам Аршба, член правления Ассоциации аграриев Теваз Ачба.
Илья Гамисония отметил, что в Абхазии идет активный этап развития сельскохозяйственного производства на основе новых научных изысканий, исследований, осваиваются новые сорта, новые направления.

И всеми этими вопросами в последнее время активно занимается НИИ сельского хозяйства.
Директор НИИ Лесик Айба рассказал о том, какая работа проводится в НИИ. «Подход к сельскому хозяйству, особенно, в субтропической зоне, должен быть комплексным - начиная от закладки многолетних культур, завершая переработкой, - сказал он. - Должно быть налажено безотходное производство. Шаблонный подход к сельскому хозяйству вряд ли даст какой-то результат. Нам нужно помнить, какой путь мы прошли, что мы имели при Советском Союзе, насколько наши климатические условия и то, что мы раньше производили, имели рынки сбыта. Сегодня все кардинально изменилось, и требования стали другими. Когда-то ведущими отраслями у нас были чаеводство, табаководство, шелкопряд. Было много консервных заводов, чайных фабрик. Они имели свой рынок, проблем со сбытом не было. Но при нынешней рыночной экономике, при такой конкурентоспособности продукции, нам придется и технологию пересмотреть, и культуры».
Не случайно, по словам Айба, министерство сельского хозяйства выбрало подрядчиком НИИ сельского хозяйства, потому что без науки, без знаний, без подбора технологий невозможно сегодня работать.
Он с сожалением констатировал, что, несмотря на уникальные климатические условия в Абхазии, так сложилось, что в республику практически все овощи и фрукты завозятся из-за пределов нашей страны.
Айба считает необходимым определить основные направления развития сельского хозяйства, что нужно для внутреннего рынка и какую конкурентную продукцию Абхазия может экспортировать.
«Сегодня мы завозим яблоки из Турции, виноград из Испании и т.д. Хотелось бы знать, проходят ли они необходимый фильтр? Это вызывает обеспокоенность. Поэтому разработана президентская программа по отраслям растениеводства и овощеводства, и думаю, что она реально отвечает тем требованиям, которые мы выдвигаем, - сказал директор НИИ сельского хозяйства АНА. –

С помощью имеющихся у нас сегодня новых технологий, мы заложили более 100 га, и в течение двух-трех лет мы ожидаем с каждого гектара не менее 50 тонн яблок. Параллельно строится хранилище, поскольку в летний курортный сезон потребность в овощах и фруктах резко увеличивается. Хранилище позволит сохранить фрукты и до осени. Мы также получили новые сорта киви. В этом году заложен первый гектар под голоплодный сорт киви. Через 2-3 года появится первый урожай. Над выведением такого сорта киви наши ученые работали около 20 лет».
«Развивая те или иные отрасли, мы должны разобраться, чего хотим. Для решения этих проблем недостаточно министерства сельского хозяйства и НИИ, нужны общие усилия всех специалистов в области сельского хозяйства, которые остались не задействованными, - считает Рафик Отырба. - Нам надо вынести вердикт приоритетности культур. Мы живем в субтропической зоне и не можем сегодня назвать культуру №1 в Абхазии! Виноград, яблоки, огурцы, помидоры - что является в нашей республике культурой №1? Мы не можем распыляться, 50% должна занимать одна ведущая культура».
По его мнению, необходим рынок сбыта, переработка внутри страны произведенной продукции. «Если мы сумеем наладить производство соков, то нужно наладить и рынок сбыта, завозить денежную массу. Для концептуального решения аграрных вопросов необходимо создать экспертную группу, куда бы входило министерство сельского хозяйства, в качестве куратора, НИИ в качестве координатора. Обязательно нужны экономисты. При закладке яблок, винограда нам надо просчитывать степень вступления плодоношения, но при составлении агротехники нам необходимо учитывать трудовые ресурсы. Эти моменты надо решать сообща», - подчеркнул Отырба.
Директор НИИ сельского хозяйства не согласился с Р. Отырба по вопросу приоритетности одной культуры. «Надо различные сельскохозяйственные культуры размещать зонально, т.е. знать, в какой зоне какую культуру размещать. Создание монокультур – это утопия, – сказал Лесик Айба. - Параллельно надо выращивать фундук, чай, цитрусы. Все мероприятия, которые Вы перечислили, практически разработаны. Только надо осуществить их, подкрепив финансово».
Рафик Отырба считает, что необходимо использовать внутренний резерв. «Человек, работающий в деревне, сам закладывает не менее гектара, но у всех возникает проблема с реализацией продукции. Я сам фермер, у меня около 10 тонн мандарин и всегда возникает проблема с их вывозом и реализацией, то же самое и с фейхоа», - сказал Отырба. По его словам, крестьянам не нужны никакие средства, им нужны гарантии того, что их продукция будет реализована и их труд не будет напрасным.
Отырба также считает необходимым провести ревизию земель. «С землей надо обращаться аккуратно, потому что там, где были приоритетные субтропические культуры, сейчас мы сажаем плодовые культуры», - сказал он.
«Сегодня на разных площадках звучит актуальность возрождения сельского хозяйства. Два года назад в университете была проведена конференция по этой тематике. Результаты были опубликованы, рекомендации, которые, в общем, были сформулированы, тоже были приложены к публикациям. Но, к сожалению, дальше обсуждений у нас пока дело не идёт, - сказала доцент АГУ Хатуна Шатипа. - На мой взгляд, нужно обозначить основные болевые точки в этой отрасли. Большая проблема - занятость сельского населения, хотя эта проблема существует в целом и по Абхазии. Всего, по данным министерства экономики, в сельскохозяйственной отрасли работает 3 000 человек, когда трудоспособное население в сельской местности составляет 60 000 человек. Это - кричащая проблема, которую сама отрасль не в состоянии решить без помощи государства».
Кроме того, по ее словам, крестьянам трудно реализовать свою продукцию на внутреннем рынке, «благодаря посредникам» они вынуждены за бесценок отдавать свои фрукты и овощи. А вывозить за пределы республики для них слишком накладно. Поэтому государство должно позаботиться о пунктах заготовки сельхозпродукции.
Хатуна Шатипа считает полезной площадку ежегодного российско-абхазского Делового форума, участники которого проявляют большой интерес к сельскохозяйственной отрасли. По ее словам, эту площадку можно было бы использовать. «У Абхазии заключены соглашения со многими субъектами Российской Федерации, но не налажен дальнейший механизм для реализации хотя бы одной культуры и ее централизованного вывоза. Следует заинтересовать бизнес, большую помощь в этом может оказать Торгово-промышленная палата, - сказала Шатипа. - Следующее, с чем не может справиться крестьянин и сама отрасль - это импорт, который давит на наше сельское хозяйство. Если мы производим по разным подсчётам продукцию на 8 миллиардов, то на 4 миллиарда с лишним мы завозим официально через российско-абхазскую границу по реке Псоу и еженедельно 35 тонн, по подсчётам международных организаций, завозится нелегально из Грузии. Есть такое понятие, как продовольственная безопасность страны, и там есть цифры учёных 12-20%. Мы давно прошли этот красный рубеж и становимся зависимыми от импорта. Это не означает, что надо резко остановить импорт, поскольку сахар, например, мы никогда не производили, естественно, он к нам будет поступать. Но речь идёт о том, что мы сдаём позиции по тем культурам, которые сами производим. Нужна программа, чтобы защитить нашу отрасль, и это возможно сделать только на уровне государства».
Министр сельского хозяйства Беслан Джопуа отметил, что даже в таких развитых государствах, как Россия, Америка, Япония, Китай, сельское хозяйство является дотационным - государство выделяет средства для того, чтобы поддерживать отрасль. «Я не согласен с тем, что сельское хозяйство может стать локомотивом для экономического развития, потому что оно всегда нуждается в дотациях, - отметил министр. - Я бы не сказал, что сельское хозяйство и государство независимо друг от друга работают. В последнее время в прессе больше критики, чем советов. Раз критикуют, значит, сельское хозяйство не стоит на месте, значит, что-то делается. Я не согласен с тем, что чай является традиционной для нас культурой. Чайная отрасль стала «традиционной» во времена СССР, когда партийная система навязала его народу. Ранее были виноград и плодовые культуры, которыми мы сегодня занимаемся. Они, действительно, всегда были приоритетными и традиционными для нашего государства».
Министр согласен с необходимостью разработки программы развития сельского хозяйства, но, по его словам «неподкрепленная серьезными финансовыми средствами программа будет мертворожденной».
«Сегодня, чтобы не стоять на месте, исходя из того, чем располагает наш бюджет, а также российских инвестиций, мы реализуем отдельные программы и проекты, которые могли бы повлиять на сельскохозяйственную отрасль, - сказал Беслан Джопуа. - Я согласен, что мы должны заниматься и животноводством, и растениеводством, и перерабатывающей промышленностью. Если мы не наладим переработку нашей сельскохозяйственной продукции, мы не будем иметь реализации. Единственное, что мы реализуем без переработки – это цитрусовые, в основном, мандарины. 20% нестандартных плодов, которые остаются на месте, можно направить на переработку. Но это недешевое удовольствие. Средств, выделяемых из Комплексного плана, а также собственных, недостаточно для реализации дорогостоящих проектов. Поэтому совместно с НИИ сельского хозяйства создаем небольшие предприятия в районах по переработке продукции, которую выращиваем».

Что касается чайной отрасли, то, по словам министра, государство вкладывало в ее развитие немалые средства, какие не вкладывало в животноводство и плодоводство. «Но, к сожалению, поднять эту отрасль и сделать ее бюджетообразующей, не смогли. Ни одного, ни двух миллиардов не хватит, чтобы поднять чайную отрасль на должный уровень, поскольку многие плантации уже не подлежат восстановлению, их надо заново закладывать», - сказал Джопуа.
Он не согласен с критикой, звучащей в адрес министерства по поводу закладки яблоневых садов. По его словам, не только закладкой яблоневых садов занимается минсельхоз, уделяется особое внимание традиционным культурам, таким, как цитрусовые, субтропические культуры и виноград. По мнению министра, эти культуры имеют большую перспективу.
«В тоже время мы должны разрабатывать проекты по животноводству, но невозможно развивать такие отрасли без привлечения инвестиций, а для этого необходим закон, создающий благоприятные условия для инвесторов, которые хотят вложить средства не в плане оказания помощи, а в плане зарабатывания денег, - сказал Джопуа. – Что касается импорта, то мы не можем повлиять на импорт, мы не в силах перекрыть границу, не позволить, чтобы сюда завозили продукцию».
По словам председателя Ассоциации аграриев Джамала Эшба, любая заготовительная организация, которая будет создана в Абхазии, будет убыточной. По его мнению, нужен стратегический план развития на 20-25 лет. «На внутреннем рынке, чтобы мы ни производили, бизнес в этой отрасли сложно выстроить. Нам надо выстаивать логистику, чтобы вывозить на российский рынок. Единственное, реальное преимущество, что у нас есть - это вода, - сказал Эшба. - С продовольствием у нас происходит катастрофа. Мы провели свой эксперимент, прошлись по магазинам и купили 12 консервов, чтобы посмотреть срок годности, и все было просрочено минимум на год. В Германии есть министерство продовольственной безопасности, сельского хозяйства и защиты прав потребителей, которое контролирует производство. Я считаю, что наше министерство сельского хозяйства должно заниматься и продовольственной безопасностью, и сельским хозяйством, и защитой прав потребителей».
По мнению Джамала Эшба, «средства, поступающие от земельного налога должны идти на поддержание крестьян, на улучшение качества земли, на производство, нужен максимальный упор делать на производство тех культур, где труд более механизирован. Это - овощеводство, переработка».
«Началась полная миграция из села в город, есть села, полностью опустевшие, где остались по 3-4 семьи. И программа, которую мы начали внедрять в селах, направлена именно на сохранение сел. Много молодежи вернулось в село благодаря этой программе. В 2012-2013 г.г. 700 сельчан, работающих в разных проектах, получили в виде зарплаты 170 млн. рублей», - сказал директор НИИ сельского хозяйства Лесик Айба.
За эти годы, по его словам, во всех районах Абхазии в зависимости от состояния почвы на площади 1200 га посажено 12 сортов растений, и люди работают. «Эта программа свидетельствует о том, что при желании работать на земле, будет и результат. Если завод по переработке можно построить в течение года, то сады нужно ждать около 8 лет, пока они начнут давать урожай. Поэтому вначале нужно было начать с посадки, а параллельно вести работу по переработке. Так жизнь требует», - сказал Лесик Айба. По его словам, сегодня в селах создано более 60 групп по 15-20 человек, занятых в разных проектах.
Он также рассказал о том, что более 150 га садов обеспечены капельным орошением – а это гарантия урожая, хотя и недешевое удовольствие. «На установку системы капельного орошения на 1 га требуется 100 тысяч рублей, - сказал Айба. - Частники приходят и просят, чтобы и им помогли с орошением. Нет вопросов, мы им помогаем в этом. Все культуры, которые мы сегодня развиваем, рассчитаны на экономическую эффективность - когда она может дать отдачу, когда начнет окупать себя. Все эти расчеты мы передаем в правительство, и только после этого программы утверждаются, и мы начинаем работать».
В ходе беседы за «круглым столом» поднимался вопрос пчеловодческих хозяйств, которые также из-за отсутствия рынка сбыта страдают. У некоторых тоннами дома стоит мед, и им негде его реализовать.
«После вступления России в ВТО в бидонах мед перевозить через границу невозможно, нужно его расфасовывать, - объяснил министр сельского хозяйства. - У многих в домах тоннами стоит трехгодичной давности мед, который не смогли реализовать и их на самом деле жалко. К сожалению, из-за сбоев в финансировании, мы не смогли завершить строительство предприятия по фасовке меда. Тогда бы проблема с пчеловодами была решена. Наш мед, как и мандарины, востребован на российском рынке. Такая же ситуация с хурмой. Если из яблок можно произвести джем или варенье, то хурму, которой у нашего населения большое количество, можно только сушить или хранить в определенных условиях в хранилищах для дальнейшей реализации. Хранилища будут построены в Очамчырском районе и Гудауте. Проекты уже утверждены. Это снимет проблему по закупу у населения фруктов. Хранилище не будет государственным. Их будут арендовать предприниматели, которые и будут заниматься закупом фруктов и их реализацией».
Ведущий специалист НИИ сельского хозяйства АН РА Гурам Аршба сообщил, что прошлом году около 50% пчел в Абхазии погибло. «Чтобы развивать пчеловодство, надо заняться пчелопитомниками. До войны в Абхазии было 150 тысяч пчелосемей, сегодня около 50 тысяч, которые могут дать до 2 тысяч тонн меда при благоприятных погодных условиях», - сказал он. Гурам Аршба считает важным реализацию государством проекта по расфасовке меда, благодаря которому разрешится актуальная проблема с реализацией меда. Он также подчеркнул важность пчеловодства в Абхазии для урожайности плодовых деревьев.
Член правления Ассоциации аграриев Теваз Ачба выразил благодарность медиа-клубу «Айнар» за проведенный «круглый стол» на столь актуальную тему.
«Я знаю многих молодых людей, которые имеют большое желание заняться сельским хозяйством, но им нужна финансовая поддержка. Также для многих, занятых в сельском хозяйстве, важна консультация ученых. В этом плане НИИ сельского хозяйства проводит полезную работу по анализу почвы, изучению климатических условий, дренажу, закладке земель», - сказал Теваз Ачба.
Подводя итоги круглого стола, председатель Совета медиа-клуба «Айнар» Илья Гамисония выразил удовлетворение состоявшейся беседой. «Состоялся заинтересованный и профессиональный разговор, и, что очень важно, мы видим, что идет подъем важнейшей для нашей страны отрасли. Большую работу проводит министерство и НИИ сельского хозяйства – начиная от разработки новых прогрессивных технологий и внедрения новых сортов вплоть до подготовки молодых специалистов. Огромную научную работу проводит и наш университет, - отметил он.
«Мы подняли только маленький пласт проблематики – есть еще множество направлений, о котором следует поговорить. Мы готовы продолжить серию круглых столов по вопросам сельского хозяйства, науки, подготовки кадров»,- сказал И. Гамисония.
Анаид Гогорян, Анжела Кучуберия

Размещено:
Источник: http://www.ainar-media.ru
Количество просмотров: 11564

Возврат к списку

Наверх