«Исполнилась крымская мечта»
Спецкоры «КП» с поговорили с местным экспертом о том, что получает Россия в случае присоединения полуострова
Едва объединение Крыма и России стало реальностью, киевское донельзя «украинизированное» экспертное сообщество стало генерировать совершенно апокалиптические прогнозы будущего полуострова. Разумеется, эксперты живущие непосредственно на крымской земле, смотрят на случившиеся совсем под другим углом. Мы встретились с членом экспертно-аналитического совета при Совете министров Крыма Владимиром Джараллой, чтобы понять — не станет ли полуостров новой «черной дырой» для российского бюджета.
- Мы объездили весь Крым, впечатление удручающее – слишком все запущено. Чем жил Крым в последние 20 лет?
- Крым не жил, а выживал. Прежде всего за счет разграбления и приватизации советского наследства, в первую очередь - промышленности. Курортный бизнес практически весь ушел в теневой сектор. Каждый был сам за себя. Власти жили за счет бюджета и дотаций, которые получали из Киева. В период взлета цен на недвижимость очень сильно подорожала крымская земля и стала важным источником дохода.
- Какие у Крыма самые главные источники доходов?
- Главные наполнители крымского бюджета – химические предприятия на севере, промышленные судостроительные предприятия в Керчи и нефтегазовый комплекс «Черноморнефтегаз». Большое значение имеет сельское хозяйство. Например, уже сейчас начались первые урожаи. Практически все население сельского Крыма живет за счет торговли сельхозпродукцией с Россией. Есть проблемы с курортной сферой – с собственностью объектов. У многих курортных комплексов сложно определить собственников, хотя при желании в этом можно разобраться. Чтобы построить схему, по которой в эти комплексы будут вкладываться деньги – это создание круглогодичного лечебного курорта. В мире не так уж много мест имеющих такие климатические и природные достоинства.
- Какие у Крыма были экономические отношения с Украиной?
- Все это время Крым являлся и донором и получателем помощи. На это накладывалась политическая составляющая, Крым вечно был «мальчиком для битья» и заложником внутриполитических игр Украины, которые всегда увязывались с деньгами. Правда, в последние годы поток денег был большой, и это позволило привести в порядок транспортную инфраструктуру.
- Кому принадлежат основные доходные части крымского бюджета? Это крымские бизнесмены, киевские олигархи, иностранный капитал?
- Нефтегазовый комплекс и химические предприятия – украинские олигархи. С курортной сферой вопрос очень запутанный, существует масса предприятий находящихся в так называемой «профсоюзной собственности». К ней очень много вопросов. Теневое распределение доходов, например. Поднимались вопросы о деприватизации этих объектов, но собственники против, несмотря на то, что курорты разваливаются и требуют инвестиций. Хотя в последние годы в Крыму появились современные курорты, построенные на деньги крупных российских собственников – «Сбербанка» или олигарха Александра Лебедева. Это «точки роста», которые демонстрируют всем, что такое «системные инвестиции», и какой доход они могут принести. Сельское хозяйство в Крыму почти все частное, в этом есть и плюсы, и минусы. Большие инвестиции невозможны, все на уровне кредитования.
- Независимый Крым способен экономически выжить?
- Нет. В этом случае Крым превратится в еще одну гирю на шее России. И Крым можно будет сравнить с нынешней Абхазией, например.
Есть два выхода. Либо Крым остается в составе Украины с расширенными полномочиями, либо уходит в состав России. Независимое государство Крым мало кому интересно.
- А что получит Россия, если Крым войдет в ее состав?
- В случае вхождения, Россия получает регион, которым будет управлять. Потребуются вложения, но будет и отдача.
Поясню на примере. Сочи стал великолепным курортом, но слишком дорогим. Крым в этом случае превращается в дополняющий курортный регион для людей со средним достатком. И с уникальной лечебно-профилактической специализацией. Плюс – химическая промышленность на севере. Производство компонентов для удобрений и реагентов для нефтеперегонной промышленности. Эти химкомбинаты, между прочим, занимают часть мирового рынка в своей сфере производства. Покупатели их продукции – Индия, Китай и Россия.
- Нет опасения, что в случае соединения, цены в Крыму вырастут до российских?
- Соответственно вырастут и доходы.
- У Украины остаются рычаги экономического давления на Крым. Мы знаем, например, что Крым вырабатывает лишь 30% электроэнергии от своего потребления... А пресная вода?
- Да, вода... Без воды, без Северо-Крымского канала сельское хозяйство умрет. Поставка днепровской воды в сельское хозяйство и города – вопрос ключевой и сложный. Но отключение водоснабжения и электричества, потеря доходов производителя. А вопрос с энергоносителями, думаю решится созданием связующих сетей с Краснодарским краем. Это технически просчитано, и на это может уйти до полугода. Создание нефтепровода и газопровода по дну Керченского пролива.
- Каков необходимый объем инвестиций в Крым? Ходят цифры о финансовой помощи в 5 миллиардов долларов...
- Когда я слышу о таких объемах, мне представляется, как каждый крымчанин сидит на мешке с долларами. Такие цифры носят слишком общий характер. Каждая отрасль должна быть детально просчитана. Есть бюджет выживания — то, что будет необходимо на первое время для поддержания экономики. Есть бюджеты развития, когда будет идти речь о создании инфраструктуры. В каждом конкретном случае необходимы подсчеты.
- Что с проектом моста через Керченский пролив?
- Да, это легендарный проект, который пока существует только на стадии подготовки технической документации. Но этот вопрос тормозился исключительно украинской стороной. Если останется только одна заинтересованная сторона — Россия, - речь уже пойдет только об инвестициях.
- Представим, что деньги, которые Москва платит Киеву за аренду базы Черноморского флота, пойдут напрямую Симферополю. Это большое подспорье?
- В нынешней ситуации Крыма любые финансовые потоки будут благом. Но тут стоит заметить, что Черноморский флот и так является крупнейшим работодателем в Севастополе. И по сути его градообразующим предприятием. Без него Севастополь существовать не сможет.
- А еще в Крыму предлагают создать «Силиконовую долину». Оказывается, весь дизайн крупнейшего российского поискового интернет-сервиса создавался здесь.
- Потенциал оффшорного программирования здесь действительно очень высокий. Это та сфера, которая в силу обстоятельств мало попадала в поле зрения и налоговиков, и общественности. Но уровень подготовки здесь реально высокий. Здесь речь идет и о промышленном созидании. Нужны инвестиции в учебные предприятия, промышленное производство.
- Помимо экономики, с какими еще проблемами может столкнуться Россия? Крымско-татарский вопрос?
- С крымскими татарами произошла ловушка пропаганды.
На протяжении всех последних лет молодое поколение татар старшие воспитывали в ненависти к России, называя ее чуть ли не врагом. Конечно, эта пропаганда не пустила такие глубокие корни, как кому-то хотелось бы. Но в целом среди крымских татар сейчас царит растерянность и опасения. Тот, кого они всегда считали врагом, сейчас может стать их страной проживания. Здесь требуются большие усилия по разъяснению, которые уже предпринимаются. Их права будут не только не ущемлены, а пожалуй впервые за последние годы получать реальную возможность быть реализованными на общегосударственном уровне.
Что касается проблем с земельным самозахватом, то на самом деле после кризиса 2008 года они исчезли. Объяснение простое — это были схемы теневой приватизации земли, заказчиками самозахватов выступали представители коммерческих структур из Киева. Это был вопрос собственности, и это сейчас большая проблема. Инвестициям придется столкнуться с вопросами, кому что принадлежит.
Настроения в частях четко определились по территориальному признаку. Выходцы из Западной Украины готовы собраться и покинуть территорию Крыма. А те, кто связан с Крымом, юго-востоком страны, предпочтут остаться.
Настроения в частях четко определились по территориальному признаку. Выходцы из Западной Украины готовы собраться и покинуть территорию Крыма. А те, кто связан с Крымом, юго-востоком страны, предпочтут остаться
- Велико ли представительство крымских татар в нынешней власти?
- Они здесь представлены разными группировками. Есть меджлис, который всегда занимал антирусскую, антироссийскую позицию. Работать с ним сложно, но, насколько я понял, сейчас выстраивается схемы взаимодействия с ними, в том числе при посредничестве России. Кроме них есть такие группы, как «Сибат», «Милле Фирка», которые настроены весьма доброжелательно по отношению к России. Сейчас ведутся разговоры о создании политических партий крымских татар на региональном уровне, что позволит реализовывать свое влияние на политическом уровне.
- Для вас решение о присоединении Крыма к России закономерно?
- Это было довольно неожиданно. Это же была своеобразная крымская мечта. Всегда говорили, что неплохо было бы оказаться в России, но.. И дальше — множество обстоятельств. Теперь же, когда это стало реальностью, надо настраиваться на серьезную работу. В том числе — пропагандистскую.
Но до сих пор остаются противники такого развития, некоторые войсковые части не хотят переходить под контроль автономии.
Здесь все идет от командования, от так называемых паркетных генералов. Они получили свои должности не в результате боевых действий, а благодаря карьерному росту. Настроения же в частях четко определились по территориальному признаку. Выходцы из Западной Украины готовы собраться и покинуть территорию Крыма. А те, кто связан с Крымом, юго-востоком страны, предпочтут остаться. Командиры не вполне владеют ситуацией, но вопросы армейской дисциплины никто не отменял.
- Что ожидаете от референдума?
- Он будет одним из самых высоких по явке мероприятий. Вопрос о присоединении к России может набрать большинство, хотя и с небольшим перевесом. Все будет зависеть от того, что произойдет за ближайшие две недели. Тут требуется большая подготовка.
ПОДРОБНОСТИ
События в незалежной продолжают развиваться со сверхзвуковой скоростью. Сначала референдум о дальнейшей судьбе Крыма вновь перенесли - вместо 30 марта выбирать свой путь крымчане будут уже 16 марта. В четверг вице-премьер Крыма Рустам Темиргалиев рассказал, что на плебисците будут поставлены два вопроса: «Выступаете ли вы за вхождение Крыма в состав РФ в качестве субъекта Федерации?» и «Выступаете ли вы за восстановление конституции Крыма 1992 года?»
Источник: http://www.kp.ru
Количество просмотров: 5806