На высоте 2000 метров. На Кавказе построят автотрассу до Черного моря
На Северном Кавказе заговорили о строительстве автомобильной дороги, которая могла бы связать горную часть с черноморским побережьем. Если проект будет реализован, самая высокогорная часть пути будет проходить на высотах выше двух тысяч метров. Таких автомобильных дорог в стране еще нет.
После завершения Зимней Олимпиады в Сочи на юге страны и в северо-кавказском регионе продолжат реализовывать крупные проекты, так или иначе связанные с туризмом и спортом. Об этом уже заявили первые лица страны. Одной из идей, бывших на повестке дня перед началом олимпийского строительства, стало строительство автомобильной дороги Черкесск-Сухум, которая свяжет республики Северного Кавказа и Абхазию, и тем самым откроет северокавказскому региону дорогу к берегу Черного моря.
Предполагается, что самая высокогорная часть пути будет проходить на высотах выше двух тысяч метров. Длина трассы составит около 270 километров. Таких автомобильных дорог в стране еще нет.
Еще в 1998 году была проведена первая экспертиза возможности восстановления дороги. Участники экспертной группы даже нашли русскую женщину, которая в детстве, в 1945 году, вместе с отцом на «полуторке» переезжала через Военно-Сухумскую дорогу. Обещал восстановить дорогу на Сухум и Борис Березовский, когда баллотировался от КЧР в Государственную Думу России. И наконец, в 2010 году в ходе межрегиональной конференции партии «Единая Россия» по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, проходившего в Нальчике и Кисловодске 5-6 июля, будучи тогда премьер-министром, Владимир Путин заявил, что одним из приоритетов развития транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе является восстановление Военно-Сухумской автомобильной дороги.
Военно-Сухумская дорога - это древний горный тракт. Караваны с грузами пересекали Главный Кавказский хребет еще в Римскую эпоху. Попытка организовать здесь автомобильное движение была предпринята в первой половине 40-х годов прошлого века, во время Великой Отечественной войны, но сложности с освоением рельефа помешали тогда воспользоваться преимуществами этой дороги. В более позднее советское время здесь пролегал один из самых популярных в стране горных туристских маршрутов.
Самая высокогорная часть пути, на высотах выше двух тысяч метров, недоступна никакому автомобильному транспорту. Но с двух сторон, и со стороны Карачаево-Черкесии, и со стороны Абхазии к высокогорному перевалу подступают автомобильные дороги по обе стороны Главного Кавказского хребта.
У проекта есть как сторонники, так и противники. На данный момент против выступает официальный Сухум. Президент республики еще 2 года назад выссказался по этому поводу:
"Я, как гражданин и руководитель республики, против этого проекта, поскольку Кодорское ущелье для нас – уникальный природный памятник. Мы должны сохранить его в первозданном виде. Вот мое твердое убеждение" - Александр Анкваб, президент Абхазии, информационное агентство «Апсныпресс»
Президент Абхазии Александр Анкваб говорит о том, что дорога пройдет через заповедные места с совершенно дикой природой, которые никогда не видели урбанизации. Но в Абхазии политическая позиция по этому вопросу может меняться в зависимости от текущей конъюнктуры.
Сергей Багапш, предшественник Анкваба на посту президента республики был сторонником проекта. И в абхазском обществе, и в республиках Северного Кавказа, где живут родственные абхазам народы — абазины, черкесы и кабардинцы, — очень много желающих поддержать строительство дороги.
"Экономические выгоды в данном случае будут способствовать репатриации соотечественников (абхазов, черкесов и т.д.) на историческую родину. Будут решаться проблемы с демографией, поскольку развитие подразумевает рост качества жизни, люди будут заняты делом. Я вижу только положительные тенденции в связи со строительством этой дороги" - Джанибек Кужев, член Совета общественной организации «Абаза», Черкесск
Сейчас добраться из республик Северного Кавказа на побережье Черного моря можно только по дороге через Краснодар, это - крюк длиной больше 300 километров. Поэтому, с экономической точки зрения, запуск новой дороги, безусловно, полезен.
Экспертное мнение
Сергей Маркедонов - политолог, эксперт по проблемам Северного Кавказа
— После Олимпиады ценность такого проекта, как Военно-Сухумская дорога, может возрасти. Этот опыт, может быть, повлияет и на опасения абхазской стороны. Но, другое дело, что в России акцент делается на крупных проектах, требующих больших инвестиций. А здесь, чтобы регион мог получить за счет этого очевидные преимущества, надо развивать вдоль дороги малый частный бизнес. Хотя понятно, что автомобильная магистраль - это всегда большие деньги. Но нужно сделать так, чтобы этот проект был интересным всем.
Источник: http://smartnews.ru
Количество просмотров: 6791