"Письмо ста тридцати": как Сухумский пединститут преобразовывали в АГУ
Совет Министров СССР издал приказ о преобразовании Сухумского государственного педагогического института имени Максима Горького в Абхазский государственный университет 13 февраля 1979 года.
О том, как создавался Абхазский государственный университет на базе педагогического института имени Максима Горького, какие исторические события предшествовали этому, читайте в материале Sputnik Абхазия.
Бадрак Авидзба, Sputnik
Предыстория преобразования
Ситуация в Абхазии в 70-х годах прошлого века была сложной из-за того, что грузинские власти еще больше ужесточили свой режим в республике, сказал в интервью Sputnik профессор Абхазского государственного университета, доктор исторических наук Алексей Папаскир.
"Грузия увеличила переселение грузинского населения в Абхазию. Дело дошло до того, что в республике оказалось в два с половиной раза больше грузин, нежели самих абхазов. Абхазский этнос оказывался обреченным, потому что эта ситуация позволяла в недалеком будущем растворить весь абхазский народ в грузинской среде", - рассказал ученый.
В то время в руководстве Абхазии было много ставленников Грузии, через которых они проводили свою политику в республике, отметил историк. В этой ситуации абхазские интеллигенты, среди них Олег Дамения, Артур Аншба, Роман Чанба, Юрий Аргун и другие, решили написать письмо руководству Советского Союза, в дальнейшем получившее название "Письмо ста тридцати".
"Было решено создать политический документ, в котором можно отразить ситуацию в Абхазии. Так было задумано написать "Письмо ста тридцати". Письмо написал Олег Дамения, текст обсуждали единомышленники. Письмо писалось не один день. Было нелегко его создать", - вспоминает Папаскир.
О процессе создания письма рассказал один из его авторов - Олег Дамения.
"Многие читали, вносили правки в текст, помогали нам, давали нужную информацию. Работали мы секретно, на написание письма ушло по меньшей мере около полугода", - рассказал Дамения.
Среди вопросов, которые поднимались в письме, были особенно наболевшие для абхазского общества, отметил он.
"Письмо нужно было составить таким образом, чтобы в нем отражались интересы народа Абхазии и чтобы текст давал понимание необходимости изменений в республике, что нам и удалось сделать в итоге", - сказал он.
В "Письме ста тридцати" впервые ставился вопрос о необходимости выхода Абхазии из состава Грузии.
"После того как было создано письмо, начался процесс подписания, в котором я тоже принял участие, потому что машин тогда было мало, но у меня она была. Мы ездили с ребятами по районам", - сказал Алексей Папаскир.
Подписать письмо предлагалось не всем, а только проверенным и надежным людям. Был риск, что специальные службы могли попытаться пресечь эту работу. Письмо подписали 130 человек.
Когда письмо уже было подписано и направлено в Москву, его перехватили грузинские власти.
"К самому Брежневу это письмо не попало, из Тбилиси его переслали в Обком партии Абхазии. Видимо, было указание из Тбилиси. Нас всех стали вызывать и допрашивать. Насколько мне известно, ни один из ста тридцати подписантов не отказался от своей подписи. Одних стали увольнять с работы, на других заводить уголовные дела", - подчеркнул он.
Вынужденные уступки Грузии
"Письмо ста тридцати" вызвало настоящий переполох не только в Тбилиси, но и в Москве. В республику поспешили крупные чиновники, среди которых был секретарь ЦК КПСС Иван Капитонов.
"Часто собирали авторов письма и старались доказать, что Конституция СССР не позволяет выводить Абхазию из состава Грузии. Наши говорили, что Конституция не исключает этого. Московские и грузинские чиновники начали говорить, что будет отпущена крупная сумма для развития социальной и культурной жизни, было обещано 500 миллионов рублей на эти цели", - рассказывает историк Алексей Папаскир.
"В конце концов, когда стало ясно, что выйти из состава Грузии не удастся, наши ребята согласились на развитие Абхазии, предложенное Москвой и Тбилиси. Было постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию Абхазской АССР", - напомнил ученый.
Этот документ предполагал открытие Абхазского государственного университета, создание Абхазского телевидения, строительство морского порта, Дома печати.
"Деньги на эти работы были отпущены, поэтому Абхазский госуниверситет и телевидение – это детища "Письма 130-ти", это надо помнить", - подчеркнул Папаскир.
Сам Алексей Папаскир начал работать в Сухумском педагогическом институте, на основе которого создавался университет, еще в 1967 году. Он хорошо помнит первое заседание, на котором выступил первый ректор университета Зураб Анчабадзе и заявил о преобразовании института в Абхазский государственный университет.
"Зураб Вианорович Анчабадзе выступил на собрании, поздравил всех и объявил, что мы теперь АГУ. Если педагогический институт был учебным заведением, то теперь университет является научно-учебным заведением, сказал ректор. Он поручил всем руководителям кафедр создать специальные курсы по основам научно-исследовательских работ", - вспомнил он.
Сегодня в Абхазском государственном университете учатся около трех тысяч студентов на восьми факультетах: агроинженерном, биолого-географическом, историческом, педагогическом, физико-математическом, филологическом, экономическом, юридическом.
Агропедагогический институт был основан постановлением Наркомпроса Абхазии от 4 февраля 1932 года. В 1933 году преобразован в Сухумский государственный педагогический институт имени Максима Горького, с 1979 года — Абхазский государственный университет.
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 587