ПОЧЕМУ ДЕПУТАТЫ «ПРОКАТИЛИ» ПРИНЯТИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД
Сухум. 27 декабря 2019. Абхазия-Информ. В четверг 26 декабря на очередном заседании сессии парламента рассматривался проект республиканского бюджета на 2020 год. Обсуждение, длившееся более двух часов, было очень эмоциональным, порой переходящим на повышенные тона. В конечном итоге депутаты «прокатили» принятие бюджета.
Предлагаем вниманию читателей выступления депутатов.
Дмитрий Дбар: Нужно отдать должное профильному комитету, который основательно поработал и внес свои поправки в документ, но ни один депутат, который мало-мальски умеет читать, такой бюджет не должен принимать. Мое личное мнение: этот бюджет написан кое-как, он написан «на корточках». Я считаю, что нам не стоит просто нажать кнопку для голосования и потом пойти отдыхать. Нужно подойти строго к такому вопросу. Да, мы не должны парализовать работу власти, не можем сделать так, чтобы страна не работала. Но, в то же время, мы не можем такой бюджет принимать, потому что он полностью провальный. Я не буду его разбирать по полочкам, это не имеет смысла. И я не собираюсь на этом какие-то политически дивиденды получать или еще что-то. Но я буду голосовать против бюджета.
Натали Смыр: Уважаемые коллеги, хочу напомнить, что от исполнительной власти поступило предложение принять ранее представленный правительством бюджет без изменений. Либо мы должны проголосовать за бюджет с поправками, внесенными депутатами.
Вначале я зачитаю вам предложенные нами поправки.
Вам представлен на рассмотрение во втором чтении проект Закона «О Республиканском бюджете на 2020 год», который неоднократно обсуждался на заседаниях профильного комитета в разрезе ведомственной структуры доходов и расходов.
На основании заключения Контрольной палаты, впервые представленного Абхазским Госуниверситетом экспертного заключения, а также рекомендаций коллег - депутатов профильный комитет предлагает внести следующие изменения по доходам и расходам в представленный министерством финансов проект республиканского бюджета на 2020 г.:
По доходам - в общей сумме 72 млн. руб., а именно:
- Ввозной НДС увеличить на 7,7млн руб..
- Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах организаций или дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Абхазия – 50 млн рублей, которые не были предусмотрены. Данные поступления предусмотрены по дивидендам от долевого участия ГК «Абхазтоп» в ООО «РН-Абхазия».
- Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных организаций - 8 млн руб. от Рицинского реликтового национального парка.
- Доходы, полученные от приватизации государственной собственности - увеличить на 6,3 млн руб.
По расходам - предусматривается увеличение на 82 млн руб.:
- 2 млн руб. - на Государственный комитет по языковой политике;
- 1,5млн руб. – на Государственное архивное управление;
- 50 млн руб - на СГБ;
- 1,5 млн - МИД РА для приобретения автомобиля для представительства в Турции.
- 500 тыс. руб. – на обеспечение содержания питомника самшита в АБНИЛОСе.
- 9 млн руб. – на приобретение оборудования для медицинского освидетельствования при употреблении наркотических веществ;
- 2 млн руб. - доплата педиатрам на осуществление деятельности в ФАП
- по подразделу 0402 «Строительство» - на 12, 5 млн руб., на основании судебных решений.
- по подразделу 1000 «Физическая культура, спорт и молодежная политика» - 1 млн руб., в том числе на ДЮСШ игр – 500 тыс. руб. для проведения текущего ремонта, 500 тыс. руб. – на содержание футбольной площадки в Новом районе г. Сухум
- по разделу 0901 «Культура и искусство» - 1 млн руб. на Русский драматический театр им. Искандера
- по разделу 1101 «Социальная защита» - 1 млн руб. на Дом-интернат для престарелых и инвалидов.
При этом сокращен объем дотации Галскому району на 15 млн руб.
Исходя из вышеизложенного, объем государственного бюджета по доходам составит 10 334 013,7 тыс. руб., по расходам - 10 582 691,7 тыс. руб., дефицит составит 248 677,0 тыс. руб.
С учетом вышеизложенных изменений, доходная часть Республиканского бюджета составит 8 187 485,3 тыс. руб., расходная – 8 415 430,0 тыс. руб., дефицит – 227 944,7 тыс. руб.
В части дивидендов от долевого участия ГК «Абхазтоп» в размере 50 млн. руб. Профильным комитетом принято такое решение в связи со сложившейся ситуацией, а именно: общая сумма погашенной с 2015 г. и имеющейся на 09.12.2019 г. задолженности ГК «Абхазтоп» перед ООО «PH-Абхазия» в результате несанкционированной отбора нефтепродуктов, принадлежащих ООО «РН-Абхазия» и хранящихся на нефтебазе ГК «Абхазтоп» составляет 259 974,3 тыс. руб., в том числе:
- 74 797,9 тыс. руб. - погашение задолженности за счет дивидендов от долевого участия ГК «Абхазтоп» в ООО «PH-Абхазия» по материалам Контрольной палаты,
- 40 554,5 тыс. руб., зачтено в счет выявленных недостач нефтепродуктов по Соглашению о зачете взаимных требований от 28.05.2019г.
- 144 621,9 тыс. руб. - задолженность на 09.12.2019 г.
Это государственные деньги – это наши с вами деньги!
Таким образом, в связи с непринятыми своевременно мерами со стороны надзорных органов, не способствовавших прекращению факта несанкционированной выборки нефтепродуктов, принадлежащих ООО «РН-Абхазия» и хранящихся на нефтебазе ГК «Абхазтоп», усматривается нанесение материального ущерба государству в лице госкомпании в сумме 259 974,3 тыс. руб., а также нанесение вреда деловой и инвестиционной репутации государству.
Руководитель «Абхазтоп» – это нанятый государством менеджер, который должен осуществлять свою деятельность в пользу государства. Фактически - это недостача, а вернее - грабеж!
По этому вопросу должен был выступить мой коллега Каха Пертая, но мы договорились, что это будет обсуждаться в рамках следственных мероприятий.
Прежде, чем мы перейдем к голосованию по законопроекту, хочется отметить, что до сих пор имеет место огромная разница в оплате труда у государственных служащих, то есть отсутствует единая бюджетная сетка.
Также отсутствует единый подход к формированию уровня пенсионного обеспечения граждан.
Так, например, гражданин, отработавший в таможенных органах 20 и более лет, будет получать пенсию в размере 15-20 тыс. руб., а с аналогичным стажем работы учитель, врач или научный деятель – 500 руб.
Еще больший разрыв у нас сложился в судебной ветви власти. Причем это связано не только с пенсиями, но и с окладами действующих судей и социальными гарантиями, представляемыми государством – это парадоксы нашей жизни.
Хочется отметить, что все озвученные выплаты, в том числе и пенсионные, осуществляются из средств Республиканского бюджета, что является существенной нагрузкой для Республиканского бюджета.
Озвучу только несколько цифр, в частности по судьям: согласно смете расходов на 2020 год количество штатных единиц 240 чел., при этом только фонд оплаты труда составляет 100 млн руб., не считая остальные расходы. Так же у них пенсионное вознаграждение просто колоссальное. Хочу спросить: в чем виноваты наши учителя и врачи, которые пенсию получают 500 рублей в месяц. За какие такие блага получает высокие пенсии и зарплаты «самый гуманный суд в мире»? За то, что они выносят такие «объективные» решения в судах? У меня вся смета по судьям на руках. Я предлагаю коллегам в 2020 году пересмотреть закон о судьях. Такая социальная расслоённость и несправедливость в государстве!
Мы получаем письма, в которых люди просят поднять зарплату до уровня 5-7-8 тысяч рублей, а наши судьи по 150 тысяч получают, не говоря уже о их отпускных, которые достигают полумиллиона.
Комитет рекомендует исполнительной власти повысить эффективность работы администраторов доходов Государственного бюджета, также привести в соответствие систему оплаты труда, разработать бюджетную сетку, упорядочить систему пенсионного обеспечения граждан, иначе в конце 2020 года будет остро стоять вопрос о принятии бюджета на 2021 г.
Уважаемые коллеги, профильный комитет рекомендует к принятию во втором и окончательном чтении проект Закона «О Республиканском бюджете на 2020 год» с учетом выше озвученных изменений.
Министр финансов Джансух Нанба: Я не буду вас загружать цифрами. Единственное, что я хотел бы сказать: на наш взгляд, взгляд исполнительной власти, в частности Минфина, представленный президентом законопроект о республиканском бюджете на 2020 год является наиболее оптимальным и реальным к исполнению.
Я не умоляю значение работы, проделанной комитетом, в которой и мы принимали активное участие. Более того, в части поправок по увеличению расходной части – я тоже согласен, как рядовой гражданин, потому что я тоже хотел бы определенным организациям, особенно в сфере силовых структур, увеличить финансовые возможности. Но, учитывая отсутствие реально обоснованных доходов на 2020 год, я не могу поддержать предлагаемые депутатами корректировки. Дело в том, что в случае увеличения расходной части в следующем году не будет возможности исполнить взятые на себя обязательства. Более того, мы столкнёмся с ситуацией, когда мы не можем обеспечить организации, которым мы увеличили финансирование, и естественно обеспечить потребности государства по другим направлениям.
Если вносить в бюджет предложенные депутатами поправки, то 232 млн рублей – это рекордный уровень дефицита бюджета.
Это приведет к дисбалансу, и безусловно возникнут вопросы в части предлагаемых корректировок. Нам видится возможность предусмотреть такие изменения уже в следующем году на этапе корректировки бюджета 2020 года. Когда мы будем иметь реальную картину по доходной части, тогда более объективно и обосновано мы сможет рассмотреть увеличение расходной части. Я обращаюсь к вам, уважаемые депутаты, рассмотреть поступивший от президента вариант проекта закона и проголосовать за него, безусловно учитывая все пожелания к бюджету и бюджетной работе в будущем.
Илья Гуния: Бюджет должен соответствовать потребностям и запросам общества, и в нем должна быть отражена забота о гражданах. Это первая задача. Парламентский комитет по бюджету провел кропотливую работу для того, чтобы этот документ соответствовал своему предназначению и внёс туда немало поправок. Но есть одно но.
Я хочу спросить нас всех, уважаемые коллеги, можем ли мы поддержать принятие этого бюджета, в котором мы не имеем министерство сельского хозяйства и министерство по курортам и туризму, в то время как мы позиционируем себя, прежде всего, аграрным и туристически направленным государством? Хочу спросить, можем ли мы принять бюджет, если расходы на содержание министерств и ведомств, превышают затраты на реальный сектор экономики?
Можем ли мы проголосовать за бюджет, в котором судебная власть, бюджет которой на 240 судей составляет около 140 млн рублей, при своей высокой заработной плате, ежемесячно может делать себе начисления и премии, доводя заработную плату до 150 000, 170 000 рублей в месяц, в то время как КРУ Минфина уже полгода не пускают в Верховный суд для проверки его финансовой деятельности? Это вообще нонсенс.
Можем ли мы принять бюджет, если Кабинет министров закладывает более 15 млн рублей на закуп автомобилей, в то время как в некоторых школах мы не можем обогреть классы и дети ходят в санузел на улицу, а погорельцы годами стоят в очереди, чтобы получить материальную помощь. Я не буду голосовать за бюджет, который удовлетворяет только потребности государственных мужей и обслуживает их благосостояние. Абхазия осталась без бюджета!
О каком бюджете мы говорим, если правление Нацбанка устанавливает себе премии и заработные платы, получая до 200 000 в месяц, в то время, как кредиты населению на пенсионные карточки и заработные карточки выдаются под 48% годовых.
Что мы обсуждаем, если на всё сельское хозяйство выделено 15 млн рублей. Это ровно столько, сколько выделено на закуп машины, а на содержание руководства тратится 7 млн рублей.
Как мы должны реагировать, если у госкомпании «Абхазтоп» растрата превышает 240 млн рублей, а прокуратура не находит в этом состава преступления. Если другая госкомпания считает нормальным не выплачивать долг в 170 млн рублей Пенсионному фонду?
Что делать нам, если государство финансирует министерство по репатриации в размере 150 млн рублей в год, а мы за это время даже 1000 семей не смогли переселить к нам.
Если министерство обороны от собственного бюджета не получает ничего, а в нашем военном госпитале оборудование не менялось уже 20 лет. Хочу завершить свое выступление четверостишием:
«Героев победили мародеры,
у мародеров праздник пир горой.
Сегодня к мародерам в полотеры
за грош пойдёт угробленный герой».
Вот, что у нас сегодня происходит. Это мое мнение по бюджету, исправленному и неисправленному тоже. Я не буду за него голосовать.
Батал Табагуа: Решить проблему просто, нужно принять закон о госслужбе и многие вопросы будут сняты. Нужно людям платить хорошо, и уж тем более, не отнимать или урезать зарплаты у тех, от кого зависят моменты, связанные с большими финансовыми ресурсами.
Крупнейшим руководителям банков мира выплачивают огромные бонусы в конце года, в несколько млн долларов. Меня это удивляло, но потом стало понятно: когда люди оперируют огромными ресурсами, вы можете потерять гораздо больше, чем если им нормально заплатить, и это правильное решение. Поэтому нужно поставить вопрос не о том, чтобы у кого-то что-то отнять из зарплаты, а о том, чтобы другим добавить.
Что касается системы правоохранительных органов, в частности судей. Я думаю, что к зарплатам судьей нужно подтягивать зарплаты и МВД, и СГБ, и прокуратуру и других. У судей, кстати, заработные платы не такие высокие – от 20 тысяч, а все остальное – это квалификационные чины, выслуга лет, должность, и все это суммируется.
Никто не мешает нам вместе с правительством разработать специальный закон по должностям и оплатам. Давайте сделаем это! По некоторым моментам мы уже ушли вперед – кое-кому повысили зарплаты. Я считаю, что человек, который решает судьбу других людей, должен быть обеспечен, чтобы выносить правильное решение на основании закона и справедливости.
Илья Гуния: Они так и делают! У них под домашним арестом сидят убийцы.
Батал Табагуа: Если вы знаете конкретных лиц, у нас здесь находится генеральный прокурор, обратитесь к нему, и он примет меры…
Илья Гуния: Он об этом тоже знает..
Батал Табагуа: Джансух Эдуардович, я не согласен с вами в том, что комитет просто представил поправки. Это достаточно отработанный документ. Это не просто «хотелки» членов комитета, которым захотелось у кого-то что-то убрать, а кому-то добавить. Депутаты вам конкретно сказали: возьмите деньги там-то и там-то. Это случилось по одному из районов. Далее, вы можете изымать у государственного предприятия любую прибыль от 10 до 20%, достаточно лишь принять соответствующее постановление КМ. Вы вообще можете их расформировать, а имущество пустить в казну в том или ином виде.
Может быть Вас, как министра финансов не поддерживают в этом плане? Я думаю, что премьер все понимает. Он опытный человек и он это поддержит. Здесь нет огромных денег, самая большая сумма – 50 млн рублей для СГБ, которая занимается не только вылавливанием шпионов, они помогают МВД и напрямую участвуют в задержании преступников. Большие и крупные преступления раскрываются именно с их участием.
Совершенно правильно сказал Илья Гуния: какие могут быть служебные машины при таком бюджете? Мы предлагали еще на первой сессии отказать от служебных машин и тем самым показать всем пример. Но не смогли решить этот вопрос, и сегодня идет соревнование за приобретение новых машин.
Джансух Нанба: Может я неправильно высказался… Я подчеркнул важность предлагаемых депутатами поправок, но у меня сомнения возникают в наших возможностях. Сможем ли мы исполнить те обязательства, которые предлагаются депутатами?
Что касается 15 млн рублей на закуп машин, то этот вопрос у нас очень живо обсуждается в обществе. Речь идет о целевой программе и приобретении специализированной техники для подведомственных Минздраву организаций.
Натали Смыр: Оклад судьи Верховного суда 16 900 рублей, плюс несколько надбавок и в итоге выходит 70-90 тысяч рублей. Говоря о судьях, вы забыли упомянуть их обязательное санаторно-курортное лечение, плюс 40 дней отпускных, плюс доплаты за чин, за стаж работы. Все вместе составляет порядка полмиллиона рублей. Только пенсионное обеспечение судей составляет 120 млн рублей. То же самое происходит и в таможне.
Омар Джинджолия: Необходима реформа судебной власти.
Валерий Агрба: У нас все переросло в политико-эмоциональные выступления. Любого гражданина беспокоит справедливое распределение государственных средств. У судей общей юрисдикции нет таких зарплат, средняя их заработная плата составляет 30-35 тысяч рублей. Высокие зарплаты у председателей судов из-за высокого квалификационного класса. Впрочем, это не влияет на качество выносимых ими судебных решений – очень многие из них несправедливые.
Целью повышения зарплат было стимулирование судей к принятию законных решений и избавлению этой ветви власти от коррупционных моментов.
Я считаю, что должен быть тщательный отбор на должность судей и сотрудников прокуратуры.
Нужно помнить, что наш бюджет несет серьезную социальную нагрузку, у нас много инвалидов и семей погибших. Поэтому необходимо не просто механически на 15% проводить оптимизацию штатов в госаппаратах, а полностью пересмотреть структуру государственного устройства. Эффективность работы чиновников невысокая. Следует начать реформу госуправления и решить вопрос содержания госаппарата.
Доходную часть нужно увеличивать за счет наших средств. Может быть скоро вообще не будет российской помощи, большая часть которой идет на содержание правоохранительных органов и Минодороны. У нас в ужасном состоянии детская и инфекционная больницыа, вот куда нужно вкладывать средства.
Я предлагаю голосовать за оба проекта – один с учетом депутатских поправок, второй – предложенный правительством.
Я правда не знаю, насколько реалистично это будет выглядеть: я не уверен, что и предложенный правительством госбюджет будет реализован. Думаю, нам придется вносить изменения в доходную часть бюджета.
Спикер Валерий Кварчия: Один и тот же разговор мы ведем каждый год при принятии бюджета. Все это происходит потому, что при составлении бюджета исполнительная власть не привлекает к работе представителей профильного комитета парламента. Бюджет - это серьезный вопрос, но депутаты без конца то выходят, то заходят в зал заседаний, нарушают регламент обсуждения.
Рауль Лолуа: Тема «Абхазтопа» и завышенных зарплат отдельным бюджетникам – весьма интересна. Но я хочу вам напомнить, что каждый год исполнительная власть не выполняет бюджетные показатели. Руководство страны гонится за необеспеченными цифрами. Мы не приняли отчет об исполнении бюджета 2017 года и ничего в государстве не произошло. И если сегодня не примем бюджет 2020 года, также ничего не произойдет. Проголосовать за такой бюджет – это значит расписаться в бездействии. Нам нужно что-то делать и в первую очередь думать о повышении зарплаты бюджетникам.
Источник: Абхазия -Информ
Количество просмотров: 1906