ЭРИК РШТУНИ: ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ГОСУДАРСТВА МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ СЕРТИФИКАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИВЕДУТ НАС К ЗАМОРАЖИВАНИЮ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

ЭРИК РШТУНИ: ЛЮБЫЕ ПОПЫТКИ ГОСУДАРСТВА МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ СЕРТИФИКАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИВЕДУТ НАС К ЗАМОРАЖИВАНИЮ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 14.11.2017 15:17

Сухум. 14 ноября. Абхазия-Информ. Любые попытки государства монополизировать сертификационную деятельность приведут нас к замораживанию межгосударственных соглашений, касающихся регулирования внешней торговли. В этом случае Абхазия может потерять перспективу признания сертификатов соответствия, выданных на ее территории. В этом случае Абхазия может лишиться перспективы признания сертификатов соответствия, выданных на ее территории, считает бывший председателя Госстандарта Республики Абхазия Эрик Рштуни.

Абхазия-Информ: Сегодня  очень часто обсуждается вопрос о возможности облегчения доступа абхазской сельхозпродукции на потребительские рынки России. Какая работа была проделана  вами в этом направлении?
Эрик Рштуни:  На сегодняшний день в Абхазии увеличивается число сельхозпроизводителей, работают несколько тепличных хозяйств, ориентированных  на экспорт томатов, впервые за долгие годы в номенклатуру экспорта Абхазии вошли такие культуры, как клубника, кабачки, баклажаны. В ближайшие дни начнется экспорт мандарин, продукции -  которая ассоциируется с нашей страной и предстоящим Новым Годом.  В ноябре 2014 года я, будучи, руководителем Госстандарта, инициировал встречу с коллегами из России, которая прошла в Москве. На встрече с абхазской стороны также присутствовал торговый представитель  Абхазии Барциц.  За двадцать лет это была первая межведомственная встреча.  По итогам  встречи была составлена пошаговая  дорожная карта по признанию сертификатов соответствия, выданных на территории РА.
АИ: На тот момент вы реально оценивали, с какими трудностями вам придется столкнуться?
Э. Рштуни: Когда в ходе двусторонних переговоров ты понимаешь, какие возможности открываются перед Абхазией, реальность на время покидает тебя. Но в ходе погружения в процесс стало ясно, что самой большой проблемой являлось отсутствие необходимой нормативно-правовой базы. Чем мы в первую очередь и начали заниматься.
Единственное, чем мы могли апеллировать на встречах, это были подписанное в 2012 году  Межправительственное соглашение  о беспошлинном режиме торговли и новый  российско-абхазский  договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный в  ноябре 2014 года,  в соответствии  с которым, необходимо было реализовать комплекс мероприятий по гармонизации законодательства в сфере таможенного регулирования. Обычно все двусторонние встречи, при которых стартует серьёзное долгосрочное сотрудничество в сфере международной торговли, начинаются с общения именно между представителями органов Таможни  и Госстандарта,  теми, кто отвечает за стандарты и  за техническое регулирование.
АИ: Расскажите поподробнее об этапах на пути признания сертификатов соответствия, выданных органами Республики Абхазия по сертификации?
Э. Рштуни: Речь шла о  следующих этапах: ми:
Создать первичную нормативно-правовую  базу по аккредитации в Абхазии.
Подписать межправительственное соглашение об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации в национальных системах РА и РФ.
Создать лабораторный центр на территории  Абхазии  по оценки соответствия пищевой продукции, исходя из номенклатуры экспорта. (Испытания должны были проводиться по Техническим регламентам ТС 021\2011)
Аккредитовать вышеупомянутый лабораторный центр в системе аккредитации РФ и ввести его в реестр аккредитованных лабораторий.
Подготовить и подписать межправительственное соглашение о взаимном признании итогов сертификации, и форм самих сертификатов соответствия
Здесь ничего не надо было придумывать, это единый путь для всех стран Таможенного Союза.  В виду того, что у нас не было необходимой  нормативно-правовой базы, гармонизированной с правилами ЕАС, нам необходимо было начать с нуля.
Для того, чтобы читателям легче было понять, о чем идет речь, коротко хочу сказать о том, что такое аккредитация. Это официальное признание технической и профессиональной компетентности физического или юридического лица выполнять работы по подтверждению соответствия. А сертификация - это уже следствие аккредитации, процесс подтверждения соответствия продукции, который осуществляет технически и профессионально компетентный орган.  Все вышеупомянутые мероприятия позволяли получить необходимые документы для экспорта в одном «окне» и не нуждались в подтверждении на территории РФ.
АИ: Есть ли в Абхазии лаборатории,  соответствующие критериям аккредитации в национальной системе РФ?
Э. Рштуни: Создание лабораторного центра - это очень дорогой проект. В декабре 2014 года мы направили в министерство экономики РА предварительный проект по созданию лаборатории, по оценке качества и безопасности пищевой продукции, исходя из номенклатуры экспорта.
Сегодня в Абхазии есть объекты, которые оснащены всем необходимым лабораторным оборудованием в соответствии со своей областью. Это  лаборатории на базе ООО «Вина и Воды Абхазии» и ООО «Напитки и Ко».
АИ: На каком этапе сейчас этот процесс по взаимному признанию итогов сертификации?
Э. Рштуни: Госстандарт Абхазии выполнил два первых пункта, мы подготовили постановление «О временном порядке аккредитации» и проект межправительственного соглашения, который был принят Кабинетом Министров РА  28 декабря 2015 года.
29 сентября 2016 года в Сухуме  было подписано межправительственное соглашение об аккредитации.  В ноябре 2016 года я не был утвержден в новом составе Правительства Абхазии и дальнейшую судьбу процесса признания  определяло новое руководство. Насколько мне   известно,   15 сентября 2017 года правительство Абхазии по инициативе Госстандарта вообще отменило единственный нормативно-правовой акт по аккредитации, а именно Постановление Кабинета  Министров РА «О  временном порядке аккредитации» №192 от 28.12.2015 года, оставив тем самым целую отрасль без регулирования, парализовав процесс признания сертификатов соответствия и и  срывая международные соглашения, регулирующие аспекты внешней торговли. Это беспрецедентный случай, когда личные интересы руководителя Госстандарта, превалируют над интересами наших экспортеров.
АИ: Объясните, пожалуйста, в чем вы видите заинтересованность Госстандарта в отмене данного нормативно-правового акта?
Э. Рштуни: Попытаюсь быть корректным. В первую очередь -  это отсутствие должного профессионализма в деятельности органа, отвечающего за техническое регулирование, а также желанием, самого Госстандарта вместо надзорной деятельности участвовать в хозяйственных процессах по сертификации.
Монополизация  деятельности по сертификации нарушает нормы международного права. В сфере сертификации должны быть задействованы несколько органов по сертификации. Так происходит  и в России,  и в других странах. Наличие нескольких органов по сертификации необходимо в том числе и для того, что, при возникновении хозяйственных споров между одним органом по сертификации и предпринимателем, другой орган по сертификации по решению спорящих сторон должен быть задействован в качестве экспертного с целью досудебного урегулирования спора.   Вообще,  важным элементом аккредитации является создание института независимой экспертизы.
В октябре 2016 года была подготовлена единая программа, база данных для ПК, для выписки всех сертификатов соответствия. Это  основной инструмент контроля за выданными сертификатами.
Самым опасным фактом является то, что все действующие лаборатории, в том числе и медицинские,  должны были пройти оценку своей компетентности, и соответствовать критериям. К сожалению, сегодня нет законодательно действующих критериев, которым должны соответствовать лаборатории. Это может очень существенно повлиять на качество оказываемых услуг населению.
Заинтересованность Госстандарта Абхазии в создании одного единственного органа по сертификации нарушает аспекты антимонопольного законодательства, и кстати закона «О противодействии коррупции», действующего на территории Абхазии с 1 марта 2016 года. Все это делается для того, чтобы,  не участвуя в конкурентной борьбе, забрать себе готовую клиентскую базу ООО «Абхазсертификат».
В связи со сложившейся ситуацией вокруг отмены Постановления об аккредитации мы не раз отправляли предложение журналистам и руководству Госстандарта участвовать в дискуссиях, посвященных  данной тематике. Но почему-то всегда получали отказ.
АИ: Сегодня на территории Абхазии создан  российский специализированный таможенный орган. Будет ли его деятельность связана с техническим регулированием?
Э. Рштуни: Деятельность СТО регламентируется рядом межгосударственных соглашений с Россией. Все  испытательные лаборатории, созданные на базе СТО  для функционирования органа Россельхознадзора и фитосанитарной инспекции Абхазии,  не смогут выдавать протоколы испытания, признанные на территории обеих государств для оценки безопасности и соответствия продукции без национальной и российской аккредитации.  Нормативно-правовые акты по техническому регулированию в Абхазии создавались в результате межгосударственных договоренностей. Следовательно,  прекращение их действия в угоду интересам  определенных лиц наносит непоправимый вред внешней торговле.
АИ: Как Вы считаете, есть ли у Абхазии перспективы создания благоприятных условий для экспорта?
Э. Рштуни: Перспективы есть всегда. В условиях существующей действительности в Абхазии перед нами стоит широкий спектр задач, которые надо решать: выпуск конкурентоспособной продукции; возможность обеспечения всех экспортеров необходимым пакетом документом непосредственно в Абхазии. И все эти вопросы должны решаться совместно со всеми органами, регулирующими процесс экспорта товаров. Также необходимо стимулирование тех отраслей, чья продукция пользуется высоким спросом.

Размещено: Apsny-online
Источник: Абхазия-Информ
Количество просмотров: 2097

Возврат к списку

Наверх