Медвенский о защитниках Санчарского перевала: чудовищная бойня, но бойцы шли вперед, стреляли и погибали!
2 августа в селе Псху прошла торжественная церемония захоронения останков 33-х советских бойцов, погибших при штурме Санчарского перевала.
Сухум. 4 августа. Апсныпресс. Лана Цвижба. Останки советских бойцов, погибших 15 октября 1942 года при штурме Санчарского перевала, 75 лет оставались непогребенными, и только в этом году, 2 августа, их с почестями предали земле.
Глава Абхазской Православной Церкви иерей Виссарион Аплиаа и иеромонах Давид Гвазава провели чин отпевания усопших. На траурном митинге солдатам Второй мировой были отданы последние воинские почести, прогремели залпы салютов. В торжественной церемонии захоронения принял участие Президент Абхазии Рауль Хаджимба, министры, депутаты, родственники погибших солдат, представители общественности.
Историк, руководитель экспедиции Николай Медвенский рассказал Апсныпресс об идее и работе Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Санчара. Высокогорный фронт-2017»:
«Осенью прошлого года на одном из интернет-форумов появились фотографии туристов, которые находились на перевале летом 2016, и нашли останки воинов. Это были фрагменты костей, которые лежали незахороненными среди камней и скал на открытом воздухе, подвергались воздействию дождя, ветра, снега. Я посчитал нужным связаться по интернету с этими людьми, выяснить, где конкретно находятся останки. Ситуацию нельзя было оставлять без внимания. Возникла идея организовать поисковую экспедицию. Это дело особой важности, морально-патриотическое, речь шла о погибших защитниках Отечества, которые не пустили немцев на нашу землю. Это не громкие слова, это – наш долг!»
В результате, было принято решение захоронить останки в селе Псху, поскольку это село – последнее место, которое видели солдаты, перед тем, как уйти в бой на перевал. Кроме того, в селе уже есть мемориал, где покоятся солдаты Второй мировой, защищавшие Санчарский перевал.
Николай Медвенский пояснил методику работы экспедиции: «Как мы узнали, что найдены останки именно советских воинов? Потому что немногое, но кое-что осталось из их снаряжения: ремни советские, пуговицы со звездой. На каждого отдельного бойца составлялся протокол эксгумации, плюс – карта захоронения, каждая косточка маркировалась, нумеровалась, вносилась в протокол. Пока у нас нет специалистов в области военно-полевой археологии. Поэтому, было принято решение привлечь ребят из Поискового движения России».
Как сообщил Медвенский, место нахождения останков – насыпь, шириной метров 15 и высотой около 40 метров. «На этой насыпи один на одном – фрагменты останков погибших советских бойцов, которых бросили на штурм перевала. Кроме костей и их фрагментов, было найдено до сотни фрагментов армейских ботинок и несколько хвостовиков от минометной мины», – пояснил он.
Историк представил картину боя: «Бойцов накрыли и устроили месиво справа и слева. Расстояние между немецкими пулеметными точками – метров 60-80. Советская штурмовая группа атаковала, слева и справа шел перекрестный огонь, с обратных скатов немецкая минометная батарея забрасывала наступающих минами. Бойня, чудовищная бойня! Люди погибали настолько быстро, что успевали выстрелить по врагу только один раз. Рядом с первым бойцом, которого я нашел, была только одна гильза винтовки Мосина, то есть, человек выстрелил один раз по противнику и погиб. С остальными произошло, практически, то же самое. Они под ураганным огнем карабкались по камням… Представьте, человеку неподготовленному и так достаточно сложно это сделать, склон высокий. Но они шли вперед, стреляли и погибали».
«Мы начали работать. По возможности грузили останки каждого бойца по отдельности. Каждый день из лагеря поднимались на стену, работали целый день, возвращались груженые, каждый нес минимум один мешок с останками. Я вернулся на второй день с мешком, полным человеческих черепов. Честно говоря, было не по себе. Все мы испытывали одновременно и шок, и радость, потому что эти герои, наконец-то, обретут покой. Но солдатский медальон нашли только один. Мы тут же обратились в Обобщённый электронный банк данных «Мемориал» Министерства обороны России, узнали фамилии тех, кто погиб. Полный интернационал – там значились русские, украинские, польские фамилии, и кроме того, две абхазские – Ажиба и Куция», – рассказал Медвенский.
Ученый уверен – такая акция не должна быть одноразовой: «Там лежат сотни непохороненных воинов. Нужно продолжать работу, спустить все останки и похоронить. По прошествии 75 лет воины Второй мировой должны обрести покой!»
(АП): На Санчарском направлении группой советских войск было остановлено наступление врага. Немцы уже спустились через перевалы вниз, заняли Псху, Гудаутский перевал, начали выходить на Ачандару и Ахбюк, а с другой стороны подошли к Перевалу Доу, в их планах было выйти на Сухум. Но в результате подвига защитников Санчарского перевала, эти планы были сорваны. По данным экспедиции, солдаты 66 стрелкового полка 61 стрелковой дивизии погибли 15 октября 1942 года.
От Республики Абхазия в мероприятии приняли участие: Николай Медвенский и Тенгиз Тарба (соорганизаторы экспедиции), Геннадий Бобуа (кандидат медицинских наук, судмедэксперт), Шандор Кайтан (археолог), Гелий Какубава (спасатель МЧС РА), Алхас Джинджолия (врач), Герой Абхазии Мзия Бейя (завхоз). Российские представители экспедиции: кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН, антрополог Татьяна Шведчикова, сводная группа «Поискового движения России»: Алексей Гуськов, Лусеген Хейгетов, Иван Анохин и другие поисковики, а также режиссер Сергей Язвинский.
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 2371