Ботаник: в абхазских лесах нужно выращивать секвойю

Ботаник: в абхазских лесах нужно выращивать секвойю 13.10.2016 16:53

По мнению ученых, вырубка буковых и пихтовых лесов в республике должна быть остановлена.

О том, как обстоят дела с экологией абхазских лесов, рассказал корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову Академик АНА, профессор, доктор биологических наук, заведующий отделом интродукции растений Института ботаники Сергей Бебия.

— Сергей Михайлович, Сухумский ботанический сад — экспериментальная база для Института ботаники, сейчас количество растений в нем увеличивается, или уменьшается?

— Увеличивается. Мы достигли довоенного количества таксонов (семейств, видов, разновидностей) растений, хотя время от времени некоторые виды выпадают. К примеру, одно из первых деревьев сада, секвойя вечнозеленая, родом из Калифорнии, посаженная в 1845 году, сейчас пропадает после того, как в нее пару лет назад ударила молния. Ничего не можем сделать, но дубли этого вида есть. А вот, к примеру, дуб северный, родом из Северной Америки, которому шестьдесят лет, мы не смогли размножить. Думали, успеем еще, но его поразила корневая гниль, и дерево на днях свалил ветер. Этот вид потерян. Семян его у нас нет. Когда-то мы поддерживали связи с 700 научными ботаническими учреждениями мира, сейчас эти контакты восстанавливаются, но больше держатся на личных связях.

— У Ботанического сада есть прикладное значение, кроме чисто научного интереса?

— Да, конечно. Наши исследования позволили рекомендовать больше двадцати видов деревьев, которые увеличат производительность наших лесов в пять раз. Сейчас в Абхазии бездумно вырубаются буковые леса, а эти леса выполняют первостепенные почвозащитные и климаторегулирующие функции в горных условиях. Когда вырубаются чрезмерно буковые деревья, реки начинают размывать берега, случаются наводнения, пересыхают старые русла. Государство тратит огромные средства налогоплательщиков на преодоления последствий от этих наводнений. Бук достигает возраст рубки в 120-150 лет, а если массово высаживать, к примеру, секвойю вечнозеленую, то через пятьдесят лет она даст две тысячи кубометров леса с гектара. Такой объем буку и не снился, кроме того, это безопасно для экологии. Для этих целей подходит еще метасеквойя, глиптостробоидная, дуб каштанолистный, ликвидамбар смолоносный. В некоторых районах кедр гималайский можно сажать. Еще один интересный для посадок на древесину вид – тюльпанное дерево. Оно быстро дает огромную массу ценной древесины, которая во многих странах идет на производство денег и ценных бумаг.

— Что мешает все это сделать?

— Это должна быть государственная программа. Создать питомник, выращивать саженцы, рассаживать их в лесах, создавая лесокультурные плантации. Сейчас и то, что существует, губится. К примеру, в Бзыбском ущелье есть роща секвойи. Ее заложил в 1937 году главный лесничий Абхазии Николай Турчинский. В 1987 году мы подсадили туда новые деревья. Там больше сотни секвой высотой в пятьдесят метров и больше метра в диаметре. Пять лет назад там решили построить пищеблок, оборудовать места для пикников. Мы тогда добились остановки этого строительства и статуса особо охраняемого объекта, памятника культурного наследия, в котором не допускаются никакие постройки. Недавно у нас была научная конференция, и я повез туда коллег похвастаться, какие у нас уникальные охраняемые природные объекты есть. Приехали и ахнули, там построили апацху и шашлычную прямо на корнях этих деревьев, на их кроны валит дым, полно туристов. Об этом уже писалось в прессе. Сомневаюсь, что наш протест услышат, за этим строительством стоят большие люди и большие деньги.

Сажали мы когда-то метасеквойю в Новом районе Сухума. Колышки местное население повыдергивало на дрова, а саженцы вытоптал скот.

— Вы показывали свои разработки Президенту?

— Предыдущему показывал, с нынешним все никак не удается встретиться.  — Что еще могут дать массовые посадки новых видов деревьев?

— Увеличить медосбор. У нас в Ботаническом саду растут три вида липы. Они цветут одна за другой через две недели. Если высаживать все три вида, то время цветения липы увеличивается до пятидесяти дней и медосбор увеличится раз в двадцать.

Еще у нас в республике проблема с новогодними елками. Их варварски вырубают, где ни попадя. У нас в Ботаническом саду срубили верхушки редкой тайвании криптомериевидной на елку, хорошо, хоть деревья не погибли после этого. Питомник для выращивания новогодних елок так же необходим. Лет пять назад специальная  комиссия ездила в Кодорское ущелье, нашла там место для обустройства питомника, договорилась с людьми, которые считали этот участок своим. Но вопрос остается нерешенным.

Кроме того нашим институтом разработан перечень из более чем трехсот таксонов  декоративных растений для озеленения парков и улиц Абхазии. Там много новых видов, которые сейчас не используются, хотя они очень красивы. К примеру, багрянолистник — это красивое дерево из Японии. В листопад его яркие листья пахнут кармином. У нас в Ботаническом саду они есть, есть все условия для его размножения, но нет производственного питомника для выращивания необходимого посадочного материала.  

Ситуация печальная не только с лесами Абхазии, но и с парками. За последние годы не создано ни одного парка.  

— А со специалистами проблем нет?

— Специалистов не хватает. Меня радует, что у нас в институте восемь аспирантов, но зарплаты у них мизерные – три-четыре тысячи рублей, нет преподавателей, которые им должны читать лекции по некоторым дисциплинам. Надо вызывать из России, а денег на это нет. Со студентами на кафедре лесного хозяйства и ботаники АГУ, которой я руковожу и где читаю лекции с 2001 года, ситуация тяжелая. Студенты при поступлении обладают очень низким уровнем знаний, ничему учиться не хотят, ничем не интересуются. Желание одно – получить диплом. Некоторые просто не ходят на занятия. Сейчас, к примеру, передо мной стоит вопрос об отчислении двух студентов. Отчислить не сложно, но выбора, как такового, нет. Более того эти горе-студенты – наши дети и останутся за бортом жизни. Это большая беда для нашей небольшой страны.

В обществе считается, что проблемы лесоводства и ботаники далеки от жизни, но сейчас по всему миру идет процесс глобального потепления. Как на него отреагируют леса Абхазии –  большой вопрос. Поэтому научная работа, подготовка специалистов в этом направлении чрезвычайно нужна. Горные леса Абхазии выполняют, прежде всего, первостепенные защитные экологические функции. Вести хозяйство в них рационально, можно и нужно осуществлять, и без заготовки древесины. Резервы в этом направлении огромные. Но необходима разработка научной, социально-экономически обоснованной стратегии развития лесной отрасли страны. Прежде всего, осуществление лесоустройства — инвентаризации лесных ресурсов страны. Решение этих проблем, при всей сложности экономической ситуации в стране, жизненно необходимо. От состояния лесной отрасли во многом зависит успешное, устойчивое  развитие экономики Абхазии.

Размещено: Apsny Online
Источник: Спутник-Абхазия
Количество просмотров: 2019

Возврат к списку

Наверх