Российские компании нацелились на экспорт
Низкие цены на нефть дали толчок к развитию российского несырьевого экспорта: согласно планам Минэкономразвития РФ к 2020 году размер выручки от продажи несырьевых товаров и услуг составит от 467 до 513 млрд. долларов. В то же время снижение курса рубля сделало продукцию российского производства более конкурентоспособной на мировом рынке. По словам экспертов, именно экспорт станет в этом году одним из основных факторов экономического роста в России.
Хороший год
По данным Минэкономразвития РФ, внешнеторговый оборот в России в январе - ноябре 2015 года составил 490,1 млрд. долларов США - это меньше на 34,0% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом экспорт снизился на 32,0%, импорт - на 37,4%. Эксперты связывают отрицательную динамику с ухудшением конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров. «Как следствие, резко снизились средние экспортные цены, в первую очередь, на топливно-энергетические товары, металлургическую продукцию и продукцию химической промышленности», - говорит директор по стратегическому развитию Российского экспортного центра Михаил Снег. При этом эксперт отмечает, что рост физических объемов экспорта по отдельным товарам даже опережал темпы роста их производства и составил, по разным оценкам, от 5 до 10%.
Доля экспорта во внешнеторговом обороте России за 11 месяцев прошлого года составила 63,8%, в то время как на долю импорта пришлось 36,2%. Статистика по Ростовской области подтверждает общероссийскую. В Минэкономразвития региона рассказали, что данные за 2015 год будут получены в марте этого года. По итогам же девяти месяцев прошлого года внешнеторговый оборот в регионе составил 4 млрд. 652 млн долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года снизился на 23,8%. При этом по итогам девяти месяцев 2015 года сложилось положительное сальдо торгового баланса в сумме 1 млрд. 760 млн долларов. Доля экспорта - 69%, импорта - 31%. Отметим, что доля Ростовской области во внешнеторговом обороте ЮФО выросла с 26,9% до 32,2% стоимости товарооборота.
Как следует из статистики, доля экспорта значительно превышает импорт в общем товарообороте и России, и Ростовской области. По мнению Михаила Снега, это обусловлено, в том числе, особым вниманием со стороны государства к вопросам поддержки российского экспорта, а также политикой импортозамещения.
Директор Центра поддержки экспорта Ростовской области Юрий Щекатурин отмечает, что для российских экспортеров 2015 год был удачным: из-за курса валют экспортировать продукцию стало выгодно. «От года к году экспортеров становится больше: сейчас в нашем центре мы фиксируем в среднем одно новое обращение в день», - рассказывает он. По словам Юрия Щекатурина, интерес к экспортной деятельности сейчас проявляют и средние предприятия, которые раньше о выходе на зарубежные рынки не задумывались.
Руководитель проекта «Экспортеры России» Юрий Шурыгин говорит, что за последний год интерес российских производителей из общего числа МСП к экспорту возрос многократно. Однако пока доля небольших предприятий в экспорте остается скромной. «Существуют различные оценки доли субъектов МСП в российском экспорте. Так, Минэкономразвития оценивает их вклад на уровне 6%. Оценки МСП-банка значительно скромнее - 0,4%. Для сравнения: доля экспортеров МСП в КНР составляет около 60%, во многих европейских странах эта цифра приближается к 50%, - объясняет Юрий Шурыгин. - Конечно, есть много объективных факторов, объясняющие текущие показатели в России: высокая доля крупных сырьевых предприятий, недостаточно высокий уровень развития малого и среднего бизнеса в целом. По сути же, эти цифры свидетельствуют, что российский бизнес только начинает присматриваться к внешним рынкам».
Опрошенные «Городским репортером» предприятия-экспортеры Ростовской области тоже назвали 2015 год удачным: многим удалось увеличить объемы поставляемой продукции, выйти на новые рынки и увеличить прибыль. «Слабый рубль действительно дал толчок к развитию тех предприятий, которые ориентированы на экспорт. Наши клиенты из числа экспортеров показали в 2015 году хорошую прибыль», - отмечает управляющий филиалом банка ВТБ в Ростове-на-Дону Юрий Авдеев.
Интерес к Востоку
В части торговых партнеров России сейчас происходит переориентация интересов отечественных производителей с Запада на Восток, считает Михаил Снег. По его словам, усиливаются внешнеторговые связи с такими странами, как Вьетнам, Китай, Индия, Иран, Египет. «Это не значит, что страны Запада перестали рассматриваться российскими экспортерами как потенциальные торговые партнеры: существует множество товарных категорий, по которым объемы поставок на Запад едва ли не увеличиваются. К таким товарам можно отнести, к примеру, высокотехнологичные титановые комплектующие для автомобилей и воздушных судов, продукцию АПК высокого передела, некоторые виды медицинского оборудования и др. Однако внешнеторговое сотрудничество со странами Востока сейчас имеет недораскрытый потенциал и пользуется определенным приоритетом у российских экспортеров», - поясняет Михаил Снег. По его словам, сейчас ведутся переговоры по поставкам товаров отечественного автомобилестроения в Алжир и Вьетнам, машиностроения - в Иран, АПК - во Вьетнам, Гонконг и Иран.
Как сообщили в Минэкономразвития Ростовской области, основным контрагентом региона во внешней торговле, по данным за девять месяцев 2015 года, выступила Турция (997,2 млн. долларов США, или 21,4%). Далее идут Украина, Китай, Швейцария, Египет, Саудовская Аравия, Италия, США и Германия.
Ухудшение двусторонних отношений между Россией и Турцией, которое наблюдается с конца 2015 года, эксперты называют вызовом для экспортеров из Ростовской области.
Однако это, скорее всего, не станет трагедией для ростовских экспортеров, считает Юрий Щекатурин, а лишь подтолкнет к поиску новых рынков, среди которых эксперт называет, в частности, Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Индию. По словам Юрия Щекатурина, уже в этом году экспортеры будут усиленно работать над замещение турецкого рынка новыми. «Китай и Иран — наши две ближайшие цели, на этих рынках экспортеры Ростовской области будут востребованы. Кроме того, мы нацелены на рынки Сербии, Македонии, Черногории, прорабатывается вопрос по сотрудничеству с Индией, а также странами Южной Америки», - говорит Юрий Щекатурин. По его словам, сельхозпродукция и продукты питания из Ростовской области хорошо знакомы китайским потребителям и пользуются там спросом. Это подтверждается и общероссийской статистикой: за 11 месяцев 2015 года экспорт из России в Китай увеличился в стоимостном выражении на 24,2%, составив 1,2 млрд. долларов. Это произошло за счет роста физических объемов поставок кукурузы, муки, орехов, рыбы, соевых бобов и т. д. Добавим, что в 2015 году экспорт сельхозпродукции из России в другие страны показал шестикратный рост за 10 лет, передает vesti.ru.
В структуре экспорта Ростовской области лидируют продовольственные товары и сырье для их производства - 56,9%. Затем следуют минеральные продукты -22,7%, металлы и изделия из них - 10,9%, машиностроительная продукция - 4,3%.
При этом эксперты высоко оценивают потенциал экспортеров из Ростовской области. «Это касается и производителей продуктов питания, и производителей изделий из черных и цветных металлов, и прочих компаний. У нас на портале («Экспортеры России» - прим. ред.) зарегистрированы свыше десятка экспортеров из Ростовской области», - рассказывает Юрий Шурыгин.
В 2015 году общий объем поддержанного страховым агентством России ЭКСАР (дочерняя организация РЭЦ) экспорта компаний из Ростовской области составил более 100 млн долларов США, сообщил Михаил Снег. Крупнейшим клиентом ЭКСАР в регионе является производитель сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш». «Также в 2015 году велось активное сотрудничество с компанией „Амилко“, - отмечает Михаил Снег. - На фоне роста спроса на продукцию отечественного АПК такие предприятия, как „Агромакс“ и „Аксайская птицефабрика“, „ДонМаслоПродукт“, „Маяк“ имеют возможность расширить географию поставок. У предприятий, специализирующихся на выпуске текстиля и продукции машиностроения, тоже есть шансы увеличить объемы сбыта за счет поставок в страны дальнего зарубежья».
Экспортеры выходят на новые рынки
Сейчас в каталоге экспортоориентированных предприятий Ростовской области, размещенном на сайте donexport.ru, более 70 компаний из разных сфер производства. Один из самых крупных экспортеров - компания «Ростсельмаш». Продажа техники завода осуществляется в 32 странах мира, экспортируют, по большей части, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны. Как отмечают в компании, доля экспорта ежегодно увеличивается. Генеральный директор компании «Ростсельмаш» Валерий Мальцев рассказал в интервью агентству «Интерфакс», за 2014–2015 сельхозгод экспорт продукции завода вырос на 30% по сравнению с предыдущим сезоном. «Еще в 2013 году мы поставили для себя целью ежегодно расширять географию присутствия, открывая свои представительства в „новых“ странах. И с тех пор успешно ее выполняем, - сообщил Валерий Мальцев. - Так, прирост поставок в страны Евросоюза в 2015 году составил 30%. Этого удалось достичь за счет планомерного освоения 2–3 новых рынков в год. На 2016 год мы планируем дальнейший рост в районе 40%. Что касается прогнозов по объему экспорта, то предполагаем дальнейший рост сравнимыми темпами. В этом году первые машины отправлены в Великобританию, Сербию, Хорватию, Иран, Таджикистан».
Добавим, что в 2015 году объем экспорта российской сельскохозяйственной техники вырос на 70% по сравнению с 2014 годом, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Увеличить объем экспорта в 2015 году удалось и ГК «Турбулентность-ДОН», которая специализируется на производстве средств учета газа, жидкости, тепловой энергии - проще говоря, счетчиков. По словам менеджера отдела внешнеэкономической деятельности «Турбулентность-ДОН» Павла Щербатых, компания поставляет свою продукцию в Республику Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Туркмению. «Конечно, ситуация на мировых финансовых рынках дает о себе знать - это влияет на спрос на приборы учета, - считает Павел Щербатых. - Однако низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам позволяет производимой нами продукции быть привлекательной для потребителя - для экспорта время благоприятное». Как рассказал Павел Щербатых, в этом году компания планирует выйти на рынки стран Персидского залива.
В компании «ПластФактор» говорят о том, что на стабильный уровень поставок продукции в другие страны им удалось выйти еще в 2014 году, а в прошлом году - сохранить объем отгрузок: предприятие поставляет свою продукцию в Абхазию, Армению, Республику Беларусь, Казахстан, Узбекистан. «Мы производим и поставляем модульные напольные покрытия из ПВХ, а также разрабатываем индивидуальные решения из полимеров, которые могут применяться не только в строительной сфере, но и в медицинской и бытовой», - поясняет начальник дилерского отдела «ПластФактор» Антон Обоев. По его словам, вошедшие в Таможенный союз страны открыли для производителей новые горизонты: в частности, к списку стран ТС, в которые стало проще экспортировать, присоединилась Армения. Сейчас продукция компании проходит испытания для сертификации соответствия требованиям Евросоюза. Среди потенциальных рынков в «ПластФакторе» называют Болгарию, Сербию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Иран, ОАЭ, Израиль. «Хочется отметить, что сейчас достаточно благоприятное время для производителей, которые создают качественный продукт, - не только Ростовской области, но и всей России», - говорит Антон Обоев.
Экспортные перспективы
В 2016 году, как рассказали в Минэкономразвития Ростовской области, продолжат поддерживать экспортеров. «Государственная поддержка российских экспортоориентированных предприятий на зарубежных рынках - одна из важнейших задач, поставленная губернатором Ростовской области донскому правительству», - ранее заявил министр экономического развития региона Александр Левченко. В министерстве отмечают, что в этом году продолжат поиск новых рынков для предприятий-экспортеров, а также работу по повышению конкурентоспособности отечественной продукции. Запланированы взаимодействие с торговыми представительствами России в других странах и меры финансовой поддержки экспортеров.
Кроме того, в Ростовской области может появиться представительство Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР, возвращает экспортерам 90% убытка, а по отдельным решениям совета директоров - до 100% убытка) - в 2015 году регион и «дочка» РЭЦ подписали соглашение о сотрудничестве, которое в ближайшее время намерены расширить до всей группы РЭЦ, сообщил Михаил Снег. «За счет открытия в 2016 году в Ростове представительства компании планируем усилить взаимодействие с регионом, в том числе в форме проведения серии обучающих семинаров для экспортноориентированных компаний», - отмечает Михаил Снег.
По его словам, отечественным экспортерам чаще всего не хватает базовых знаний о рынке и собственной первичной экспертизы, а частности, компании не всегда могут оценить перспективность товара на международных рынках, а также основных конкурентов.
В числе фундаментальных проблем Юрий Шурыгин называет также отсутствие кадрового резерва: в России сейчас не готовят экспорт-менеджеров. «Кроме того, у руководителей российских МСП не всегда присутствует понимание, что начало экспортной деятельности во многом схоже со средне- и долгосрочным инвестированием, - говорит эксперт. - Первоначальные затраты на запуск экспортных поставок обычно дают первый результат не раньше, чем через 6–9 месяцев, а полностью окупиться могут через несколько лет».
Тем не менее специалисты указывают, что у российских экспортеров - большие перспективы. По мнению Валерия Мальцева, нужно повышать узнаваемость российских марок, а также целесообразно было бы субсидировать затраты компаний на участие в профильных международных выставках за рубежом.
Защитить интересы отечественных экспортеров на ранках иностранных государств призваны торговые дома, созданием которых сейчас занимается Российский экспортный центр, уверен Михаил Снег. «Уже в ближайшее время планируется открыть несколько таких торговых домов в приоритетных странах - это Китай, Вьетнам, Индия, Аргентина, ЮАР, Австрия, Казахстан и Таджикистан, Иран. Ожидается, что торговые дома начнут работу уже с середины 2016 года», - рассказывает Михаил Снег.
На фоне падения курса рубля конкурентоспособность российских товаров растет, и компании будут более активно выходить на внешние рынки, делают вывод эксперты. Специалисты советуют экспортерам в этих условиях быть более уверенными в себе.
Источник: http://cityreporter.ru
Количество просмотров: 2537