НУГЗАР ШОУА: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК НА ДОРОГАХ, МЫ ДОЛЖНЫ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ»

НУГЗАР ШОУА: «ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК НА ДОРОГАХ, МЫ ДОЛЖНЫ НАВЕСТИ ПОРЯДОК В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ» 26.11.2015 12:39

ГАИ МВД РА: проблемы и их решения

Свою историю служба безопасности дорожного движения отсчитывает с 3 июля 1936 года. Первые правила дорожного движения были очень просты и умещались в одном предложении: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу». Только спустя почти тридцать лет в стране изменилось отношение к дорожной обстановке. Связано это было с тем, что Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении. А первые единые правила начали действовать с 1 января 1961 года. Тогда же служба Госавтоинспекции стала обретать современные черты государственного органа безопасности дорожного движения. Почти 40 лет служит в ГАИ ветеран Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг., полковник милиции Нугзар Махайдович Шоуа. По просьбе читателей он дал интервью газете «РА», в котором были подняты наболевшие вопросы и проблемы службы ГАИ МВД РА.

– Нугзар Махайдович, за последние годы Государственная инспекция безопасности дорожного движения возмужала и окрепла, технически оснастилась, превратилась в мощное, высокопрофессиональное звено в системе органов внутренних дел. Какова её роль в этой системе?

– Во все времена служба в ГАИ была и остаётся сложной, ответственной и тяжёлой работой, требующей проявления самых высоких человеческих качеств – силы и доброты, мужества и самопожертвования. В наше время переоценить роль ГАИ, или как сейчас ее называют – ГИБДД, невозможно. С каждым годом возрастает численность транспорта, все более интенсивным становится движение на дорогах. В этой ситуации работа инспекторов крайне трудна, но и крайне необходима. Ведь помимо контроля за дорожным движением, фиксирования нарушений инспекторы проводят ряд важных профилактических мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения для всех его участников. Статистика свидетельствует, что в последний месяц число жертв ДТП на наших дорогах сократилось. Сокращается и число «пьяных аварий». С приходом нового министра внутренних дел Леонида Дзапшба наша работа активизировалась. Сотрудники работают и днём, и ночью, без выходных и праздников. За неделю, с 9 по 16 ноября, по линии ГАИ было зафиксировано 791 нарушение правил дорожного движения, что на одну тысячу меньше, чем на предыдущей неделе. Причём из них лишь 25 нарушителей находились в нетрезвом состоянии, что также наполовину меньше по сравнению с этим периодом. Объясняется это тем, что министр, его заместители, все руководители и начальники отделов внутренних дел 24 часа находятся на трассе. Такая работа даёт определённый результат. Например, в августе было зарегистрировано 15 ДТП со смертельным исходом, в сентябре – 17, а в октябре было лишь 2. Конечно, для Абхазии и эта цифра трагична. К сожалению, уровень аварийности и нарушений со стороны участников движения остаётся высоким. В первой половине ноября произошло 3 аварии со смертельным исходом. Причина одна – управление транспортом в нетрезвом состоянии. В ДТП в Очамчырском районе пьяный водитель находился ещё и под воздействием наркотиков – метадона и марихуаны. Он лежит покалеченный в больнице, а его пассажир погиб. А в селе Ачадаре Сухумского района пьяный водитель на иномарке врезался в «Жигули», в котором сидела армянская семья. Глава семьи погиб на месте происшествия. А пьяный водитель попал в больницу с серьёзными переломами. Основными причинами ДТП сегодня являются: управление в нетрезвом состоянии, неподчинение светофору, нарушение скоростного режима и выезд на встречную полосу.

– Может, состояние наших дорог зачастую вынуждает водителя отступать от правил? В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин. В результате водители, долгое время «ползущие» за фурой, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

– Согласен, никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Если учесть, что правила дорожного движения меняются часто, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются. Таких нерадивых сотрудников мы наказываем. Но и нарушители не уходят от наказания. Причём закончилось время «звонков», когда звонили ходатаи и нарушителей отпускали. Каждый понедельник в МВД проводится совещание с участием всех руководителей отделов и подразделений. На последнем из них министр Леонид Дзапшба сообщил, что за последний месяц не было ни одного звонка с подобными просьбами, а также и по вопросам кадровых перестановок. Он пришёл навести порядок в республике, и руководство страны его полностью поддерживает. В минувшие выходные ночью министр собрал шесть экипажей из разных служб МВД, в том числе и нас, и мы вместе патрулировали трассу от Сухума до Псоу. Заезжали в отделы ВД Гудауты, Пицунды, Цандрипша. С 12 ночи до 6 утра мы задержали 13 водителей в нетрезвом состоянии, причём среднего возраста – от 30 до 50 лет. Этим было спасено много жизней.

– Встреча с работником ГАИ – не самое приятное, что может случиться с нами на дороге. Еще менее приятно, если повстречавшийся инспектор культурой не блещет и о правах водителя понятия не имеет. В такой ситуации что самое правильное – помнить свои права, четко знать обязанности инспектора и не давать ему расслабиться?

– Не надо нарушать правила дорожного движения, и тогда никто не попадёт в неприятные ситуации. Культура поведения, конечно, должна быть как у инспектора ГАИ, так и у водителя. А если её нет, то права и обязанности уходят уже на второй план. С хамством на дорогах встречаются как водители, так и наши сотрудники. Порой бывает, что желторотый пацан на машине стоимостью в 5 миллионов оскорбляет нашего сотрудника, который прошёл войну и ему в дедушки годится. Для искоренения таких инцидентов в помощь сотрудникам ГАИ действующий министр усилил посты ГАИ: раньше за каждым постом были закреплены 12 человек на трёхсменной работе, а сегодня число сотрудников увеличилось до 20. Улучшилось и техническое оснащение постов. Кроме того, зарплата наших сотрудников в ближайшее время будет приравнена к зарплате российских коллег.

– Остановит ли инспектор ГАИ сотрудника силового блока, нарушающего правила дорожного движения?

– Затрудняюсь ответить, но знаю точно: прежде чем наводить порядок на дорогах, мы должны навести порядок в своей структуре. Не скрою, к большому нашему стыду, некоторые сотрудники МВД ведут себя некорректно по отношению к коллегам. Иногда при задержании они бывают под воздействием алкоголя и наркотиков. Именно они и попадают в кадровую «встряску». На нас смотрит народ, от нашего поведения зависит многое. Я замечаю, что в последнее время на свадьбах многие отказываются от алкоголя. Даже слышал однажды, как наш сотрудник, отказавшись пить, сказал: «Стыдно будет перед Юрьевичем…».

– Нугзар Махайдович, наших читателей интересует, почему за одно и то же нарушение штраф предусматривается разный: например, колеблется от 600 до 1800 рублей. Почему?

– Этот вопрос в компетенции начальников отделов ГАИ. Инспекторы докладывают им, при каких обстоятельствах произошло правонарушение, и как вёл себя при этом водитель. Инспектор не имеет права штрафовать водителя на месте происшествия и выдавать квитанции. Он имеет право лишь забрать водительское удостоверение. Сегодня пьяного водителя лишают прав, но, в зависимости от обстоятельств, могут и оштрафовать на 12 тысяч рублей. Водители, конечно, с радостью платят штраф, лишь бы не лишиться прав. Стоило чуть зажать гайки, и мы сразу стали законопослушными гражданами. Но если у водителя вообще нет водительского удостоверения, то у него забирают транспортное средство и суд отправляет его в камеру на 15 суток. Некоторых нарушителей мы штрафуем по материалам видеосъёмок камер наблюдения. Многие возмущаются, но отвечать должен хозяин машины, независимо от того, кто сидел за рулём. За неделю по этим материалам мы оштрафовали более 700 человек. Кроме того, наши патрульные машины оснащены видеорегистраторами, и эти съёмки очень помогают нам в нашей работе. Сегодня водители могут ездить в городах, не пристёгиваясь ремнями безопасности. Но на трассе это считается нарушением – штраф 600 рублей. За пересечение сплошной линии и выезд на встречную полосу предусматриваются штрафы от 3 до 6 тысяч рублей.

Боремся мы и с водителями большегрузных фур, которые превратили улицы в личные стоянки и мешают проезду автотранспорта. Есть у нас в центре города и свалка аварийных машин прямо на тротуаре. Этим лицам мы дали срок очистить улицы. Не решается только проблема разгула скота на трассе. Этот вопрос, думаю, должны решать главы городских и районных администраций.

– О ночных уличных гонках до сих пор мы знали исключительно из американского кино и компьютерных игр. С некоторых пор нечто подобное стало устраиваться и в Сухуме.

– Инкриминировать участникам таких гонок что-нибудь серьезнее превышения скорости мы не можем. Иногда сотрудники ГАИ, убедившись, что из машин торговля наркотиками не ведется, спокойно уходят. Но чаще просто разгоняют их. Тревогу они вызывают большую, ведь рискуют не только «каскадеры», но и мы с вами – зрители или просто прохожие, ежесекундно имеющие шанс превратиться в «участников». Но не гонки, а трагедии, которая не обходится без жертв.

Беседу вела Русудан БАРГАНДЖИЯ

Размещено: Apsny-online
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 2177

Возврат к списку

Наверх