"Страна не выученных уроков"
Представители абхазской общественной и экспертной среды комментируют отставку премьер-министра Беслана Бутба и положение в стране.
Политолог Лейла Тания
"Отставка премьер-министра Бутба выявила ряд ключевых моментов в нынешнем состоянии системы государственной власти в Абхазии. Прежде всего, следовало бы вспомнить, что кандидатура Бутба была едва ли не единственной среди новых назначений после последних президентских выборов, которая вписывалась в логику коалиционного правительства, поскольку Бутба представлял не себя лично, а являлся лидером отнюдь не номинальной, но реально существующей политической партии. Другие кандидатуры руководителей ведомств не являлись выдвиженцами партий или общественных сил, что позволяет характеризовать прежнее правительство не как коалиционное, а скорее как техническое.
Отставка Бутба в этом смысле показала неготовность власти функционировать по принципу коалиционности, что следовало и из первых комментариев об отставке самого Бутба. Между тем коалиционное правительство является хорошо зарекомендовавшим себя во многих развитых странах механизмом для преодоления внутриполитических кризисов, а в нашем случае и установления общественной стабильности при лидирующей роли президента в соответствии с действующей Конституцией. Не секрет и тот факт, что абхазское общество все еще не смогло преодолеть традицию формирования власти по принципам клановости и узкогрупповых интересов, что в корне отличается от политической конкуренции партий и общественных сил на основе ясных и четких программ развития страны. Именно включенностью в кланы объясняется, на мой взгляд, тот факт, что некоторые ключевые фигуры из прежней власти сохранились на важных должностях, определяющих стратегический курс страны, без прозрачной процедуры их выдвижения определенными политическими силами. Вся эта, как правило, закулисная кадровая интрига в итоге привела к тому, что ожидания и политических оппонентов, и общества в целом по серьезной диверсификации стратегии страны во внутренней и внешней политике в большинстве своем пока не оправдались.
На данном этапе перед президентом Хаджимба стоит довольно сложная задача по формированию нового правительства страны, которое отвечало бы и политическим, и социально-экономическим запросам всего общества, а не только приближенных к нему групп политико-финансовых интересов. От фигуры премьер-министра на самом деле должно зависеть очень многое, если, конечно, президент не решится на радикальную реформу по объединению администрации президента и кабинета министров (во многом дублирующих друг друга и создающих часто нездоровую конкурентную атмосферу) в единый исполнительный орган. Критерии, которым должна отвечать кандидатура нового премьера, очевидны:
1. Это должен быть человек не с коррупционно-клановым мышлением, а с государственным, и, что особенно важно, очевидным для большинства, а не только для президента лично.
2. Это должен быть человек с долгосрочным видением развития страны, в наличии или отсутствии которого легко можно убедиться на основании предложенной им президенту программы развития страны в целом, а не только ее отдельных отраслей.
3. Это должен быть человек не обязательно нейтральный по политическим взглядам (такого в Абхазии найти сложно даже среди непартийных людей и обывателей), но, во всяком случае, вызывающий доверие в обществе своей предшествующей деятельностью на благо страны – в любой сфере.
4. Это должен быть человек с характером, с политической волей для принятия важных решений, а не конформист, думающий только о своей карьере или удовлетворении корпоративных интересов. Именно в таком человеке, близком к нуждам простых людей, нуждается президент, если он рассчитывает на политическую поддержку и доверие разных слоев общества.
5. Установка на то, что для Абхазии приоритетом на ближайшие годы должна быть именно экономика не вполне корректна, поскольку экономическое развитие страны сегодня тормозится прежде всего общим международным контекстом вокруг Абхазии. Поэтому вряд ли возможно преодолеть препятствия и использовать весь спектр разнообразных возможностей для экономического возрождения Абхазии, если не рассматривать перспективу ее экономического развития именно в международно-региональном контексте. Поэтому премьер страны должны обладать соответствующим кругозором и политической решимостью для выбора креативных решений и новой стратегической платформы для оптимизации процессов развития государства" - считает аналитик Лейла Тания.
Общественный деятель Рамиль Ажиба
"Мы страна не выученных уроков. Я глубоко уверен, что дело вовсе не в Беслане Бутба, а в системе, которую нужно менять. Об отставке Бутба начали говорить с первого дня его назначения. При таком общественном мнении, которое формировалось не по легкомыслию, а по злому умыслу, бывший премьер мало, что смог бы сделать. Здесь можно добавить и то, что Бутба по своей сути, человек не системы. Как мне видится, он ушел с легкостью, потому, что он сам понимал, что его уход, всего лишь дело времени, и по большому счету ему нечего терять. Конечно об истинных причинах его отставки смог бы рассказать только он сам, но почему-то этого делать он не стал. Будут ли еще отставки или нет, мне трудно предугадать. Но логично предположить, что перестановки будут. Полагаю, что премьер-министр должен быть беспартийный. Мне легче было бы сформулировать, какой должен быть премьер, если бы мы так сильно не зависели бы от России. В нашей же ситуации и при данных условиях, премьером будет и долго проработает только тот, кто умеет работать в нынешней системе, тот, который хорошо ориентируется во всех хитросплетениях, обладает информацией. Ну и конечно у кого есть хорошие и долговременные связи в высших кругах Российской Федерации", - сказал общественный деятель Рамиль Ажиба.
Политик Саид Лолуа
"Сегодня самым реальным кандидатом на пост премьер-министра будет тот, кто будет пользоваться уважением среди широкого круга людей, в том числе и с разными политическими взглядами. Власть должна твердо стоять на ногах. И сильный премьер - одна из основных точек опоры. В этой связи, деловые качества предполагаемого главы правительства будут скорее дополнительным плюсом, чем приоритетом".
Общественный деятель Бота Ажиба
"Почему то с первого дня его назначения по стране шли слухи , что его назначение временное. Думаю причина в том что приходя к власти данная коалиция объединила под себя людей с разных политических кругов, с совершенно противоположными взглядами на жизнь. И естественно, брак основанный на расчете, не может быть вечным. Президенту виднее конечно же кого назначать, кого увольнять, но самое главное, для пользы страны важнее всего, чтобы во всех сферах назначались именно профессионалы, а не политические соратники или же бизнесмены, для которых коммерческие интересы превыше всего".
Политолог Беслан Камкия
"В целом, следует отметить, что отставка такой фигуры как премьер - министр за такой короткий период правления - неблагоприятное событие. Даже, сказал бы, настораживающее. Действительно, возникает много вопросов в связи с этим. Очевидно, что есть и много причин, почему это случилось. Однако политическая картина не будет полной до того момента, пока не будет предложена новая кандидатура на пост главы правительства. Тем не менее, некоторые причины можно предположить: во- первых, существующая форма правления в Абхазии, хотя и называется президентской, она на самом деле является смешанной по факту наличия поста премьер - министра. В определенной степени, это нестабильная модель. Данную модель управления правительством именуют "бицефальной" (двуглавой), то есть одновременно правительство управляется и президентом, и премьер-министром. Либо происходит дублирование функции исполнительной власти администрацией президента РА. Бутба, комментируя свою отставку, так и сказал, что все функции главы кабинета по факту на себя взяла администрация президента. А такая модель требует высокой совместимости президента и премьера, кстати, это проблема могла бы быть обсужденной в контексте конституционной реформы.
Во, вторых, конечно же, это завышенные притязания и ожидания общества на перемены к лучшему. Этих перемен общество требует от власти.
В - третьих, причина может быть связана с особенностями личностного плана. Беслан Бутба, безусловно, опытный и состоявшийся бизнесмен, но в частной, предпринимательской деятельности. А теперь - в публичной деятельности, я подчеркиваю - в публично-политической деятельности. Там он хозяин своего дела, а здесь ты - слуга. Здесь нужна особая харизма. Президент Рауль Хаджимба, понимая ответственность перед избирателями, требует высокоэффективного подхода к своей работе от премьера.
Возвращаясь к существующей форме правления, и к тем задачам, которые стоят перед Абхазией, нужно чтобы: либо президент был сильным, либо премьер - министр. Но не двое одновременно, и это основание для некоторых размышлений" - сказал заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сочинского института РУДН, кандидат философских наук, доцент Беслан Камкия.
Мнения собрала Стелла Адлейба
Источник: http://www.sukhum-moscow.ru
Количество просмотров: 3512