Необходимо создать условия для возвращения специалистов в Абхазию
О перспективах развития системы образования в Абхазии рассказал Sputnik первый замминистра образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Гварамия.
О проблемах предвузовской подготовки учеников, о качестве среднего специального образования и перспективах развития науки в Абхазии рассказал Sputnik первый замминистра образования, науки, молодежи и спорта Дмитрий Гварамия. Беседовал Инал Лазба.
— Как оцениваете уровень координации между центральным аппаратом системы образования и ее элементами? Планируется ли пересмотреть правовую базу взаимоотношений между АГУ и Министерством образования?
— Проблема в том, что в рамках нашего государства нет такой системы обмена информацией, которая позволяла бы в оперативном режиме отслеживать работу всей образовательной системы. Существует задача создания такой информационной системы, то есть это единый документооборот, увязка региональных органов управления образования с министерством для координации политики и получения данных о состоянии уровня образования в режиме реального времени.
Сейчас все проходит в ручном режиме "запрос-ответ", это очень сильно замедляет процесс. Это регулирование позволит сократить время принятия решений и качественно поднять уровень получаемой статистики. Для того чтобы к этой задаче перейти, помимо технического оснащения необходимо и повышение профессионального уровня работников управления системы образования.
Инициативы, которые идут от министерства, по факту исполняются конкретными управленцами. Если их уровень квалификации и мотивации недостаточен, любое начинание может быть загублено на местах.
Что касается пересмотра правовых взаимоотношений с образовательными учреждениями, таких планов на сегодняшний день нет. В свое время было принято решение об особом статусе Абхазского государственного университета. Даже если АГУ с правовой точки зрения не завязан напрямую с министерством, это не значит, что мы не ведем прямой диалог и не координируем действия, чтобы проводить изменения и внедрять новые идеи. Задача не в том, чтобы пересмотреть правовые взаимоотношения. Университет имеет такие же проблемы, какие есть во всей системе образования. Задача министерства в том, чтобы организовать общие новые правила игры, которые позволят качественно изменить ситуацию в системе, изменив их во всех областях.
— Как вы видите перспективы развития в области средне специального образования?
— Сегодня порядка 1000 человек обучаются в колледже, но этого абсолютно недостаточно для экономики страны. За все эти годы не было стратегического прогнозирования в необходимости тех или иных специалистов, принимаемые решения происходили "на глаз".
Оснащение учреждений среднего специального образования абсолютно не соответствует никаким стандартам. Мировой опыт показывает, что поднятие уровня колледжей значительно помогает развитию экономики. Эти кадры и являются ее основным движущим механизмом.
Например, в Финляндии колледжи — это довольно высокий уровень прикладных знаний, вуз же дает больше теоретическое, научно-исследовательское направление. Сегодня, сохранив свое название, колледж не дает тот уровень знаний, который необходим конечному работодателю. Необходимо сотрудничать с представителями бизнеса и коммерческих предприятий, которым нужен работник, чтобы сформировать запрос и уровень требований к выпускнику. Работа будет проходить в тесном контакте с Министерством экономики республики.
— Большое количество школьников вынуждены обращаться к репетиторам перед поступлением в вуз, не говорит ли это о необходимости введения профильного образования в республике? Как вы оцениваете эффективность этой модели обучения?
— За последние десять лет количество учеников, отправляющихся к репетитору, значительно выросло. Эта услуга востребована в виду того, что родители не удовлетворены качеством знаний, которые дети получают в школе. При этом это довольно затратная, но вынужденная мера. Решить эту задачу волевым решением, запретив репетиторство, невозможно. Необходимо, чтобы знания, которые получает ученик в школе, были достаточны для продолжения учебы.
Одна из мер — это введение профильных классов. Профильное образование уже введено в некоторых школах, есть определенный накопленный опыт. Мы рассматриваем введение профильного образования повсеместно.
При этом ищем правильную форму, есть мировой опыт, когда профильные классы идут как внеклассная работа. Ученики по желанию идут в профильные классы дополнительно. Возможно, это один из способов замещения репетиторства. Родитель экономит финансовые средства, а школа предоставляет ту услугу, которую должна предоставлять, то есть качественное образование. Есть много вариантов решения подобных проблем, говорить о законченной модели пока нельзя. Мы склоняемся к тому, чтобы применить в системе образования республики сразу несколько различных моделей. Затем из работающих выбрать лучшие для внедрения повсеместно.
— Наука — это еще одно направление, которое нуждается в поддержке. Какие механизмы поддержки и финансирования этой отрасли предусмотрены?
— У нас несколько научных институтов, которые занимаются прикладными исследованиями. Задача стоит в целом в том, чтобы наука соответствовала требованиям экономического развития. Экономика ставит цель, наука ищет пути ее реализации. Привлечение молодых специалистов возможно в тот момент, когда научные институты станут таким же местом экономической активности, как и другие отрасли. В науку необходимо привлекать также и бизнес-сообщество, которое заинтересовано в получении различных инновационных моделей и приборов.
Необходимо создать условия для того, чтобы наши высококлассные специалисты, которые проходят дополнительное образование за рубежом, возвращались в Абхазию. В условиях рыночной экономики и естественной конкуренции это сделать непросто, нужно выработать механизмы, чтобы человек чувствовал свою необходимость и значимость в республике. Необходимы современные лаборатории, соответствующая оплата научных сотрудников. В мировой практике научные сотрудники — одна из самых оплачиваемых должностей. Необходимо социальное обеспечение для молодых ученых — это жилье, возможности для образования семьи. Когда человек решил свои бытовые проблемы, он может увлеченно заниматься наукой. В противном случае, речи об этом быть не может.
При таком комплексном решении, наука будет отвечать развитию экономики республики и впоследствии даже сможет определять направления экономического и культурного развития в определенных областях.
В рамках республики это могло бы стать одной из бюджетообразующих сфер. Организация правовой базы работы тех или иных научных сообществ позволит создать международные научные центры, привлечь финансовые средства и специалистов из разных стран.
Источник: sputnik-abkhazia
Количество просмотров: 3298