Сурен Керселян: людей с лопатами должно быть больше, чем людей с ложками
Для многих семей проблема пенсий – вопрос жизненно важный. На бабушкины деньги, подчас, существуют все работоспособные, но безработные члены семьи. О том, что в ближайшем будущем изменится в сфере пенсионного обеспечения и трудоустройства корреспонденту «Апсныпресс» рассказал вице-премьер, министр труда, занятости и социального обеспечения Сурен Керселян.
Сурен Арутюнович, о том, что минимальная абхазская пенсия составит 1500 рублей – уже известно. Что еще поменяется?
Повысится и российская пенсия у жителей Абхазии, имеющих гражданство РФ. Уже готовится Соглашение с РФ по пенсионному обеспечению, работает специальная рабочая группа. В течение трех лет размер российской пенсии для Абхазии должен достичь уровня Южного Федерального округа. Что касается абхазской пенсии, будет произведен перерасчет в сторону увеличения, начиная с 1 января.
Конечно, если придерживаться норм цивилизованного мира, то положение дел, когда человек получает сразу две пенсии, как у нас – российскую и абхазскую, а кое-кто даже три пенсии – это не правильно. Причем, сейчас российская пенсия будет очень даже неплохой, и дальше она продолжит индексироваться. Поэтому, если вычленить из общего числа пенсионеров, тех, кто получает две пенсии и оставить им одну, то появились бы хорошие средства для увеличения размера абхазской пенсии. Такие меры, может быть, не совсем популярны, но они справедливы по отношению к тем, кто не имеет российского гражданства. Ситуацию нужно разъяснять людям. Здесь нужно наводить порядок!
В этой связи предполагается какая-то законодательная инициатива?
Уже подготовлены два законопроекта Трудового Кодекса РА. Один вариант предлагает Парламент, другой – Кабинет Министров.
Но самое главное, чтобы люди работали и зарабатывали свою пенсию, отчисляя взносы в пенсионный фонд. Помните, как в школе учили… Человек покупает три булки и на вопрос, почему именно три, отвечает: одну – себе, вторую – в долг отдаю, третьей – долг покрываю. То есть, одну – себе, другую – детям, третью – родителям. Это закон жизни! А у нас до сих пор существует проблема, когда человек работает, получает прибыль от своей деятельности и ничего не отчисляет в пенсионный фонд. Потом, со временем, сам же будет недоволен размером своей пенсии.
Как предполагается менять ситуацию?
Прежде всего, стране нужен собственный пенсионный Кодекс. Поэтому в Минтруде создан правовой отдел, который, в том числе, займется и законотворческой деятельностью. По протоколу о сотрудничестве с РФ планируется гармонизация законодательства в области пенсионного обеспечения граждан. Например, готовится внедрение персонифицированного учета пенсионеров. Именно об этом у нас пойдет речь с российскими специалистами, которые приедут в Абхазию в феврале. Думаю, это перспективно и даст свои результаты.
Еще одна актуальная проблема – размер минимальной заработной платы. Получается, что предприятия вынуждены не сокращать, а увеличивать штатное расписание, чтобы иметь возможность выплачивать работникам по несколько ставок. Когда, наконец, зарплата будет соответствовать должностным обязанностям?
Думаю, нужно идти по пути оптимизации штатного расписания предприятий и организаций. Но при этом, важно бюджет не сокращать, а перераспределять среди реально работающих сотрудников.
Сегодня у нас минимальный размер оплаты труда (МРОТ) определен на уровне 60 рублей. Например, есть таблица о должностном соответствии оплаты труда в структуре высших органов власти. И по ней получается, что Президент РА получает 166, 2 МРОТ. Хотя, по-хорошему, надо определять выплаты – и зарплату, и пенсию,- исходя из прожиточного минимума. В Абхазии минимальная потребительская корзина составляет около 5000 рублей. Получается, все должны получать выплаты, в том числе и пенсионные, не меньше этой цифры, а рабочий человек – больше. Иначе, он просто не проживет! Но все зависит от финансов. То есть, все снова упирается в количество рабочих мест: людей с лопатами обязательно должно быть больше, чем людей с ложками. А у нас только пенсионеров – 49664. Это колоссальная нагрузка на бюджет!
Но ведь рабочие места существуют. Например, находится же работа для выходцев из Средней Азии?
Я только что разговаривал с начальником коммунальной службы Сухума, там работают наши граждане, но уже пожилого возраста. Им не стыдно что-то прополоть, подрезать ветки… А вот взять веник, метлу – уже нет желающих, хотя и дворники могут заработать до 15000 рублей. Думаю, любой труд надо уважать. Стыдно только милостыню просить! Поэтому, сказать, что вообще нет работы, нельзя. Другое дело, она может быть не квалифицированная, не престижная. Зато появилась другая проблема – нашим гражданам уже приходится конкурировать с теми же выходцами из Средней Азии. Они заехали сюда во время работ на олимпийских стройках в Сочи и сначала брались за любую работу. А теперь – и строят, и сантехнику устанавливают… Но главное, просят за свой труд дешевле. А в результате, деньги выводятся из страны: зарабатывают мигранты здесь, а отсылают заработок к себе на родину. И тут неплохой опыт предлагает Россия – запрещать и выдворять людей не правильно, пусть покупают патенты!
Конечно, государство должно регулировать все эти процессы. Создавать рабочие места, открывать специальные длинные кредитные линии для молодежи, готовой заняться предпринимательской деятельностью: с небольшими процентами, поэтапные, чтоб не побежали сразу машины себе покупать. А потом контролировать эти деньги!
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 3341