ТАЛАНТЛИВЫЙ ТАНЦОВЩИК, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР

ТАЛАНТЛИВЫЙ ТАНЦОВЩИК, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ БАЛЕТМЕЙСТЕР 18.01.2015 12:04

(К 80-летию заслуженного артиста РСФСР Георгия Дзыба)

Георгий Дзыба родился 1 декабря 1934 г. в черкесском ауле Хабез, куда после окончания Владикавказского горского сельскохозяйственного техникума был направлен на работу его отец, уроженец абазинского аула Кубинского Каплан Ибрагимович Дзыба. Мать будущего артиста Зули Джамботовна (в девичестве Ерижева) была из аула Псыж, являлась композитором и музыкантом (гармонисткой) Карачаево-Черкесского национального ансамбля песни и танца.

Георгий с детства увлекался национальными танцами, в 13 лет стал воспитанником Карачаево-Черкесского ансамбля танца. Это был 1947 год. А через год, окончив семилетнюю школу в ауле Псыж, Георгий пошёл танцевать в Черкесский национальный ансамбль. В 1951 г. его пригласили в г. Кисловодск солистом Казачьего ансамбля.

Отслужив в Советской армии в г.Ташкенте, Георгий, не мысливший свою дальнейшую судьбу вне танцевального искусства, вернулся в Карачаево-Черкесский национальный ансамбль песни и танца.

В представленной в 1957 г. директором этого ансамбля Элбакянцем характеристике читаем: «Дзыба Георгий является воспитанником ансамбля с 1947 г. Солист, блестящий танцор, имеющий яркое дарование, обладающий отменными сценическими данными, при отличной танцевальной технике, отличающейся высокохудожественным уровнем исполнения и артистической индивидуальностью. Пользуется большой любовью народа… С колоссальным успехом проходят его выступления во время гастролей за пределами края... Своей отличной работой является примером служения советскому искусству...».

Уже тогда известный на Северном Кавказе как талантливый танцор и постановщик композиций, Георгий по приглашению ЦК ВЛКСМ с 28 июля по 11 августа 1957 г. принимал участие вместе с ансамблем в проходившем в Москве 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов, стал лауреатом этого фестиваля в жанре национального танца.

В связи с 400-летием добровольного присоединения народов Карачаево-Черкесии к России и за выдающиеся заслуги в области советского искусства Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 8 января 1958 г. присвоил Георгию Дзыба и его матери Зули Ерижевой почетные звания «Заслуженный артист РСФСР».

Работавший в эти годы с Георгием в Карачаево-Черкесском ансамбле танца «Эльбрус» солист Закерья Дармилов вспоминал, что «танцы Георгия Дзыбы были сравнимы лишь с огнем, ведь знаменитый танец с кинжалами был его постановкой, впервые на Северном Кавказе его исполнили танцоры ансамбля «Эльбрус». И не только кавказские, он мог станцевать все, будь это азиатские или молдавские танцы...».

19 октября 1962 г. Георгий стал солистом Адыгейского филиала Краснодарской филармонии в г. Майкопе и приложил немало усилий к созданию впоследствии адыгейского государственного ансамбля танца «Нальмыс». Его коллега по ансамблю, заслуженный артист Адыгеи Ибрагим Мухаджирович Курашинов отзывается о Георгии как о выдающемся постановщике и танцоре.

В 1965 г. по приглашению руководства Государственного академического ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» Георгий стал солистом, а затем и исполняющим обязанности художественного руководителя этого ансамбля.

Наиболее полно и ярко талант Георгия Дзыба проявился в танцевальном искусстве и хореографии в период его работы (1966 – 1968 гг.) художественным руководителем государственного ансамбля танца «Вайнах», переживавшем второе рождение после возвращения чеченского и ингушского народов на Кавказ. Здесь для него были созданы все условия, и имя его вновь обрело славу во всех республиках Северного Кавказа.

Заслуженный артист РСФСР, экс-министр культуры Чеченской Республики Дикалу Музакаев в своей книге «Вайнах – жизнь моя», изданной к 70-летию ансамбля «Вайнах», пишет: «Надо сказать, что в ансамбле были хорошие танцоры, но не было профессиональных постановщиков. Их приходилось привлекать со стороны. Вплоть до 1988 года программа «Вайнаха» базировалась на хореографии Георгия Дзыбы.

Он был сильный танцовщик, характерный. К тому же содержательный, грамотный хореограф с хорошим художественным вкусом. По национальности он был абазин, родом из Карачаево-Черкесии, но проживал в Махачкале, был солистом ансамбля «Лезгинка».

Далее Д.Музакаев пишет, что в Чечено-Ингушетию Георгия пригласил солист «Вайнаха» Магомед Дидигов, лично поехавший за ним в Махачкалу в сентябре 1966 года, а через месяц Георгий стал художественным руководителем «Вайнаха», осуществил постановку «Нартского эпоса» – очень эффектную хореографическую композицию, где положительные персонажи одеты в белую одежду, а отрицательные – в черную.

«Нартский эпос» имел большой успех у зрителей, и сейчас он есть в репертуаре ансамбля, но с другим названием – «Под небом вайнахов» и в другой редакции.

Дикалу Музакаев указывает, что «имя заслуженного артиста РСФСР Георгия Каплановича Дзыбы, его щедрый талант хореографа и организатора творческого процесса неразрывно связаны с историей чеченской хореографии и непосредственно госансамбля танца «Вайнах». Хореографическая композиция Г.К. Дзыба «Нартский эпос» до сих пор является главным украшением концертной программы «Вайнаха».

Одними из самых знаменательных событий в истории ансамбля были гастроли, состоявшиеся в Чехословакии, затем в Иордании. Концерты ансамбля проходили при полных аншлагах. ...За высокое исполнительское мастерство коллектив ансамбля «Вайнах» был удостоен ордена «Звезда высшей степени» – высшей награды Хашимитского Королевства Иордании. Вместе с лучшими профессиональными коллективами страны ансамбль принимал участие во многих всесоюзных и всероссийских фестивалях, с успехом гастролировал по всему Советскому Союзу.

Коллега Георгия Дзыба по ансамблю «Вайнах», солист хора Саид Шаипов писал, что «...в ансамбль был приглашен абхазский балетмейстер Георгий Капланович Дзыба, поднявший на очень высокий уровень танцевальное искусство...».

Корреспондент газеты «Воронежская неделя» Наталья Гаага, посетившая концерт ансамбля «Вайнах», пишет, что визитной карточкой ансамбля является постановка «Нартского эпоса», которую в свое время поставил талантливый балетмейстер Георгий Дзыба.

В книге чеченского историка Лечи Ильясова указано, что «большой вклад в дело восстановления и дальнейшего творческого развития ансамбля и танцевального искусства чеченского народа внесли Георгий Дзыба и Отари Мунджишвили. Абазин Георгий Дзыба – талантливый танцовщик, прекрасный балетмейстер создал гениальные хореографические постановки на основе чеченского фольклора, сумел показать средствами пластики характер и манеру чеченского танца, поднять нашу танцевальную культуру на высокий уровень. Хореографическая композиция «Под небом вайнахов» в его постановке до сих пор является одной из лучших работ в программе ансамбля...» («Культура чеченского народа», г. Москва, 2009 г.).

Композитор и гармонист ансамбля «Вайнах» Рамзан Пускаев вспоминал: «Я помню, как в ансамбль приехал абазин Георгий Дзыба. Это человек, который в свои тридцать лет получил звание заслуженного артиста РСФСР. Прогрессивный хореограф, постановщик танца «Под небом вайнахов». Тогда наши танцоры взяли впервые в руки клинки...».

В интервью журналисту Олегу Джургаеву, посвященном 70-летию ансамбля, 5 ноября 2009 г. Дикалу Музакаев отмечал: «Дзыба имел репутацию талантливого танцовщика, великолепного балетмейстера. Он сумел создать, смело можно сказать, гениальные хореографические постановки на основе чеченского фольклора. Георгий Капланович прямо-таки на грани филиграни умел средствами пластики, рисунком танца, манерами незримыми, тонкими и властительными вызвать в воображении зрителя чарующие ассоциации. А через них возникали образы гордых, чувственных и отважных чеченцев, из недр которых и рождались эти необыкновенные телодвижения, язык которых высоко и ещё выше поднимал танцевальную культуру народа. И мы, чеченцы, в неоплатном долгу перед ним, Георгием Дзыбой...».

На вопрос корреспондента: «Я не раз становился свидетелем того, как готовилась к постановке композиция «Под небом вайнахов», другими словами, доводилось, в силу некоторых обстоятельств, бывать на репетициях. Приятно удивляла манера Георгия Дзыбы, он буквально притягивал к себе, как магнит. Это был сгусток таланта, в сплаве с неиссякаемой энергией, клокотавшей в этом необыкновенном человеке. Какова судьба этой постановки?» – Дикалу ответил: «Хореографическая композиция «Под небом вайнахов» в постановке Георгия Дзыба спустя несколько десятилетий остается одной из лучших работ ансамбля…».

Последние годы своей жизни Георгий Дзыба проживал в Сухуме и поддерживал связи с Государственным ансамблем песни и танца Абхазии «Щаратын». Умер Георгий в1981 году. Ему было 47 лет. Похоронен в Абхазии.

Валерий ДЗЫБА, полковник в отставке

г. Сухум

Размещено: Apsny-online
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 5307

Возврат к списку

Наверх