Будет ли найдена внеземная жизнь в 2015 году?
("Scientific American", США)
Одна из причин, по которой поиск жизни в других местах во Вселенной является настолько захватывающим, состоит в том, что это будет единственным открытием, одним удачным прорывом, который разрушит все стены. Но откуда же придет эта революция?
Возможно, лучшая новость в 2014 году пришла от марсохода Curiosity, который обнаружил метан и органические молекулы. Пока преждевременно делать какие либо выводы, но вполне возможно, что это признак угасшей или сохранившейся жизни на Марсе. К сожалению, проверка таких заявлений является сложной задачей.
На практике, марсоходу, чтобы выполнить изотопный анализ для получения дополнительной информации, придется затратить много энергии и времени, а также ему должно повезти с очередным всплеском метана. Другая сложность состоит в том, на мой взгляд, что мы должны быть предельно осторожными в интерпретации данных.
В последние 50 лет мы прошли путь от представлений об инопланетной жизни, как о чем-то близком, до того, что стали считать ее более неизвестной, более ценной. Эта научная осторожность систематически снижает статистический вес, который мы вольно или невольно придаем таким результатам, как обнаружение метана. Мы предъявляем чрезвычайно высокие требования к данным, чтобы доказать существование чего-то настолько важного, как жизнь.
По большому счету, это хорошо. Но мы должны быть осторожны, чтобы не стать слишком консервативными, поскольку это может замедлить прогресс. Карл Саган (Carl Sagan) заявил, что «экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств». Это критический стандарт, которого мы должны придерживаться. Тем не менее, это зависит от того, что мы ставим во главу угла. Кроме того, нам нравится думать, что жизнь действительно экстраординарна, хотя, на самом деле, мы не знаем, так это или нет.
Таким образом, в 2015 году стоит следить за Марсом.
Мы также продолжаем находить причины для посещения таких мест, как Европа или Энцелад. Или любые другие планеты, покрытые льдами, под которыми может находиться глубокий, темный океан — место, где может существовать жизнь. В этом году я подробно писал об этом в журнале Sky & Telescope, но суть в том, что мы уже подозреваем, что в целом солнечная система таит в себе объем воды, по крайней мере, в 15 раз больше земных океанов под поверхностью таких тел, включая Ганимед, Титан и, возможно, даже Плутон или Эриду.
2015 будет годом дальнейшего планирования и исследований для таких миссий, как проект НАСА Europa Clipper и проект JUICE Европейского космического агентства. Эти проекты не будут способны заниматься поиском жизни, но они могут изменить наше представление о некоторых из самых чужеродных, но перспективных сред прямо в нашей Солнечной системе.
На фронте экзопланет мы можем ожидать больше кандидатов, которые могут появиться из архива данных миссии «Кеплера», а также узнать некоторые интересные вещи из расширенной миссии «К2».
В течение ближайших нескольких лет важно обнаружить потенциально обитаемые миры вокруг прохладных звезд с меньшими массами в близких к нам космических районах. Они станут первыми кандидатами на поиски биологических признаков при помощи таких телескопов следующего поколения, как космический телескоп имени Джеймса Уэбба. Я думаю, в 2015 году, следует наблюдать за проектом MEarth — инновационное наземное исследование именно таких миров. Он не найдет жизнь, но он может найти планеты, на которых мы, в конечном счете, можем ее обнаружить.
Исследование таких «примитивных» тел, как кометы и астероиды, вряд ли вдруг принесет доказательство жизни, но оно открывает удивительно богатую историю в средах вокруг Солнца. В 2015 году продолжится невероятная миссия «Розетта», поскольку комета 67P / CG подойдет к точке наибольшего сближения с нашей звездой. Надеюсь, она предоставит больше информации о составе комет и древней химии.
А в феврале 2015 года космический аппарат Dawn прибудет на карликовую планету Церера. Это может стать удивительным и важным событием. Хотя мы часто называли Цереру астероидом, этот ярлык на самом деле не полностью описывает этот объект. Церера, являясь карликовой планетой, больше похожа на ледяную луну, чем на астероид в нашем традиционном понимании. Ее диаметр почти 600 миль (что в два раза больше размера Энцелада). Похоже, что там много воды под толстым слоем льда под поверхностью, покрытой пылью. У нее может быть незначительная атмосфера (или экзосфера) и, предположительно, активные криовулканы.
Но как же быть с обнаружением внеземной жизни? Еще одна возможность заключается в том, что что-то интригующее преподнесет программа поиска внеземного разума. Шансы на успех, конечно, близки к нулю. Тем не менее, ведутся поиски так называемых «техно-подписей»: странные звездные затмения, вспышки лазерных сигналов или необычных инфракрасных свечений от огромных внеземных структур.
В целом, 2015 год, безусловно, будет интересным годом с сточки зрения астробиологии. Я также надеюсь, что мы продолжим прилагать усилия, которые, как мы их формулируем, являются важнейшей частью роста нашего вида. Мне кажется, глупо рассматривать эту науку как нечто отдельное от наших земных испытаний. Мы слишком долго шли по пути умышленного неведения. Космическая перспектива в ограниченном мире — это не роскошь, а необходимость.
В настоящее время на Земле более семи миллиардов умов. Для многих из этих умов сознание является трагически кратким. Давайте придадим некоторое достоинство нашему короткому существованию, открывая что-то внеземное и при этом привнося цивилизованность в общество.
Калеб Шарф (Caleb Scharf)
Источник: http://inosmi.ru
Количество просмотров: 3367