ПОКЛОНИМСЯ ИХ ПАМЯТИ СВЯТОЙ

ПОКЛОНИМСЯ ИХ ПАМЯТИ СВЯТОЙ 02.11.2014 14:45

К Дню памяти политических репрессий

Вот уже который раз мы с трепетом и волнением возвращаемся к печальной памятной дате – 30 октября.

Этот день Указом Президента РА, светлой памяти Сергея Васильевича Багапш, был объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.

Для народа Абхазии, особенно для ныне живущего старшего поколения, это – напоминание о страшных, трагических событиях, имевших место в середине 20 века в республике, поставивших Абхазию реально на грань полного исчезновения с лица земли. Враги нашего народа основательно подготовились к реализации своих гнусных планов.

Еще задолго до начала трагедии была подведена, так сказать, теоретическая база. Она заключалась, по разумению Сталина (он изложил это в статье «Марксизм и национальный вопрос»), в вовлечении «запоздалого» абхазского народа в грузинскую нацию, имеющую «высокую культуру». Следующим этапом для достижения этой цели была ликвидация признанных выдающихся лидеров абхазского народа, стойких и бесстрашных защитников его интересов, а также низведение государственного статуса Абхазии – превращение союзной республики в автономную. Далее началось развертывание широкомасштабных мероприятий по физическому устранению, уничтожению наиболее активной части населения Абхазии на основе надуманных и сфабрикованных обвинений.

Эти процессы заметно активизировались после злодейского убийства – отравления в доме Берия – руководителя нашей республики Нестора Апполоновича Лакоба. Угрозой физического истребления всего народа стали показательные судебные процессы над известными деятелями республики: В.Д.Лакоба, М.А.Лакоба, К.П.Инал-ипа, В.К.Ладария, М.И.Чалмаз, Д.И.Джергения и многих других. Более 2000 человек были расстреляны или осуждены на длительные сроки лишения свободы.

В 1937-1938 годы сталинско-бериевские прихвостни находили и репрессировали известных абхазцев и за пределами Абхазии. Так было с Е.А.Эшба в Москве, С.А. Картозия в Днепропетровске. В эти страшные годы были репрессированы еще многие известные деятели Абхазии: А.И.Чукбар, А.С.Агрба, В.Н.Агрба, З.С.Агрба, С.М.Ашхацава, Д.И.Алания, С.Я. Чанба, В.Т.Анчабадзе, А.К.Хашба, В.И. Кукба, М.М.Маан и многие другие.

Даже в период Великой Отечественной войны грузинские чекисты умудрялись в целях дискредитации абхазского народа фабриковать новые подсудные дела – такие как «Гудаутское дело», «Очамчирское школьное дело», а уже в послевоенное время карательные органы Грузии составляли черные списки для привлечения к ответственности представителей нового поколения абхазской интеллигенции: Г.А.Дзидзария, К.С.Шакрыл, А.М.Чочуа, Д.И.Гулия, М.Л.Хашба, П.С.Чкадуа, З.Х.Таркил, Ш.Д.Инал-ипа, К.С.Дбар и других.

После ликвидации подавляющей части неугодной руководству Грузии категории людей началось искоренение абхазского языка, культуры, национального самосознания, абхазский алфавит был переведен на грузинскую графику, закрылись абхазские школы, абхазских детей обучали на грузинском языке, увольняли преподавателей абхазского языка с работы.

Далее началось агрессивное вторжение в топонимику Абхазии, название всего и вся начинает озвучиваться на грузинский лад.

Союзная власть, находясь в руках Сталина и Берия, принимает 17 августа 1936 года решение «О правильном начертании наименований населенных пунктов». И отныне мы имеем не Сухум, а Сухуми, не Ткуарчал, а Ткварчели, не Очамчыра, а Очамчири и т.д.

В период с 1936 по 1953 годы в республике более 150 населенных пунктов Абхазии получили новые – грузинские названия, а наименования остальных населенных пунктов были подделаны под грузинскую транскрипцию.

В последующем все это использовалось в целях фальсификации истории Абхазии, для доказательства того, что абхазы никогда не имели своей истории, что абхазы те же грузины, и что раннефеодальное Абхазское царство 8 – 10 веков, известное мировой истории, не что иное, как грузинское государство. При этом скромно забывался факт существования в тот же период Тбилисского эмирата, управляемого мусульманскими эмирами.

Но, слава Богу, время, исторические события и иные обстоятельства всех рассудили и доказали всю абсурдность и несостоятельность заявлений и притязаний Грузии на Абхазию. Тем не менее абхазы, которые, по признанию самих отцов грузинской нации, сыграли судьбоносную роль в создании и сохранении грузинского национального государственного образования, вправе рассчитывать на взаимность, благоразумие, мудрость и благородство соседствующего с ними народа.

Ведь не зря великая царица Тамара, в жилах которой текла и абхазская кровь, назвала своего сына Лаша, что по-абхазски значит «светлый».

Этим абхазским именем был назван в свое время и сын легендарного Айэта, мифологического царя древней Колхиды. Мальчику при рождении было дано имя Абсирт, что значит абхазец, но за его сверкающую красоту древние колхи называли его еще и Лаша. Несомненно, сама царица Тамара знала обо всем этом, но ее соплеменники, ослепленные манией величия, не ведали ничего.

Не знали они также как и много позже их «идол большеусый», что абхазцы не менее культурный народ, чем картвелы, что, по словам академика Н.Марра, «абхазский язык в лингвистическом отношении стоит на одной из самых высоких ступеней развития человеческой речи».

Так, несмотря на все эти ужасы, ценой неимоверных жертв и жизней лучших сыновей и дочерей Абхазии, были обеспечены наше Сегодня и наше Будущее. Мы всем этим обязаны им – безвинным жертвам политических репрессий, единомышленникам и сподвижникам Ефрема Эшба, Нестора Лакоба, Николая Акиртава.

Все, живущие ныне, и поколения, следующие за нами, должны знать обо всем этом, чтить и помнить.

Прав великий французский драматург Ж. Мольер, когда говорит: «В славе наших предков мы стремимся походить на них. Блеск их деяний налагает на нас обязанность воздавать им такую же честь, и идти по их стопам, и не изменять их добродетелям, если хотим считаться их истинными потомками».

А.ПИЛИЯ, председатель Абхазской ассоциации жертв политических репрессий, член Политсовета КПРА, заслуженный врач Абхазии, полковник медицинской службы в запасе

На снимке: памятник жертвам политических репрессий в Сухуме.

Размещено: Apsny-online
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 3614

Возврат к списку

Наверх