Концепция проекта Закона Республики Абхазия «Об упрощенной системе налогообложения»
1. Название законопроекта
Закон Республики Абхазия «Об упрощенной системе налогообложения».
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта
Специальные режимы налогообложения для малого и среднего бизнеса, предусматривающие упрощение порядка расчета и взимания налогов, широко распространены во многих странах мира. С теоретических позиций выделяются два типа таких режимов (систем): упрощенное и вмененное налогообложения, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные модификации и смешанные формы. В настоящее время в Республике Абхазия применяется вмененная система налогообложения, которая была введена в действие в 2006 году Законом «О системе налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности». Однако в налоговой практике развитых стран традиционно более широко используется упрощенное налогообложение, считающееся более справедливым и выгодным как для государства, так и для бизнеса в силу того, что в основе расчета такого налога лежат объективные показатели, отражающие реальную коммерческую деятельность экономических субъектов.
Настоящий законопроект предусматривает введение в Республике Абхазия упрощенной системы налогообложения в виде единого налога с оборота, заменяющего собой уплату большинства основных видов налогов, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Упрощение налогообложения и, соответственно, налогового учета должно способствовать улучшению условий функционирования малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и трудовых затрат на ведение учета и расчет налогов. Кроме того, введение упрощенной системы налогообложения позволит повысить эффективность налогового администрирования, ввиду более прозрачного и четкого механизма контроля за формированием налоговой базы. Соответственно существенно снижаются риски, связанные с возможным искусственным занижением налоговой базы недобросовестными участниками рынка в целях уклонения от уплаты налогов. Последнее в свою очередь должно способствовать увеличению поступлений налоговых платежей в бюджет при снижении общей налоговой нагрузки на налогоплательщиков.
С введением в действие упрощенной системы налогообложения в Республике Абхазия завершится формирование налоговой системы, основанной на применении трех типов налоговых режимов: вмененного, упрощенного и общего. Выстраивание налоговых систем по такому принципу на сегодняшний день является устойчивой тенденцией общемировой налоговой теории и практики. Подобные системы на сегодняшний день в той или иной форме функционируют в большинстве развитых стран мира.
3. Ориентировочная структура законопроекта
Структура законопроекта предусматривает его деление на статьи в соответствии с «Правилами по юридико-техническому оформлению законопроектов», утвержденными Постановлением Народного Собрания Республики Абхазия от 29 июня 2007 года № 1776 – с – IV. В процессе разработки проекта возможна также группировка статей по главам.
4. Ориентировочный план законопроекта
В проекте планируется определить следующее:
- основные цели и задачи закона;
- сферу применения закона;
- правовые последствия применения упрощенной системы налогообложения;
- круг лиц, являющихся плательщиками налога;
- порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения;
- объект налогообложения и порядок определения налоговой базы;
- дифференцированные налоговые ставки по видам деятельности;
- порядок исчисления и уплаты налога, включая особенности при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно;
- особенности учета при применении упрощенной системы налогообложения;
- переходные положения, связанные с вступлением закона в силу.
5. Основные цели и задачи закона
Основные цели и задачи закона будут сформулированы в его преамбуле.
Данный законопроект направлен на поддержку малого и среднего бизнеса в Республике Абхазия, упрощение порядка расчетов и уплаты налогов, повышение эффективности налогового администрирования.
6. Сфера применения закона
Сфера применения закона ограничивается по кругу лиц, по видам деятельности и по размерам оборота.
1) ограничения по кругу лиц:
Упрощенная система налогообложения вводится для субъектов малого и среднего бизнеса – юридических и физических лиц (налогоплательщиков), отвечающих ряду специально установленных в законе критериев и условий (см. главу 8 настоящей Концепции).
2) ограничения по видам деятельности:
Упрощенная система налогообложения не будет применяться к отдельным видам деятельности, прямо указанным в законе, а также видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде специального налога на отдельные виды деятельности (далее – спецналог).
Ориентировочный перечень видов деятельности, в отношении которых упрощенная система налогообложения не применяется:
- банковское дело;
- страховая деятельность;
- услуги связи;
- производство подакцизных товаров;
- добыча и реализация полезных ископаемых, за исключением гидроминеральных и общераспространенных полезных ископаемых;
- реализация горюче-смазочных материалов;
- добыча и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, а также производство ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- лотерейная деятельность;
- операции с ценными бумагами.
Упрощенная система налогообложения не может применяться при осуществлении хотя бы одного из вышеназванных видов деятельности, кроме видов деятельности, по которым уплачивается спецналог.
3) ограничения по размеру оборота:
В законе будет предусмотрена трехуровневая система определения максимально допустимого размера оборота.
- первый уровень – обязывающий. Лица, размер оборота которых не превышает установленную в законе сумму, обязаны применять упрощенную систему налогообложения, при условии их соответствия иным установленным в законе критериям;
ориентировочная сумма первого уровня – 4 млн. рублей в год (1 млн. в квартал).
- второй уровень – добровольный. Лица, размер оборота которых превышает сумму первого уровня, но не превышает максимально допустимый размер, вправе выбрать общую или упрощенную систему налогообложения в добровольном порядке, при условии их соответствия иным установленным в законе критериям;
максимально допустимый размер – 20 млн. в год. (5 млн. в квартал).
- третий уровень – запрещающий. Лица, у которых размер оборота превышает максимально допустимый размер не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
7. Правовые последствия применения упрощенной системы налогообложения
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты отдельных видов налогов и сборов, установленных законодательством Республики Абхазия, уплатой единого налога исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за установленный налоговый период.
Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение налогоплательщиков от уплаты следующих налогов и сборов:
Для организаций: налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налог на имущество предприятий;
Для индивидуальных предпринимателей: подоходный налог с физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте).
Иные налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Кроме того, налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, будет предоставлено право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов по упрощенной форме, разработка и утверждение которой будет делегирована Министерству финансов Республики Абхазия.
8. Круг лиц, являющихся плательщиками налога (налогоплательщики)
Налогоплательщиками признаются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения в установленном порядке.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей устанавливаются следующие критерии и условия применения упрощенной системы налогообложения:
1) соответствие установленным ограничениям по максимально допустимому размеру оборота первого или второго уровня;
2) соблюдение установленных ограничений по видам деятельности, в отношении которых упрощенная система налогообложения не применяется;
3) упрощенную систему налогообложения не вправе применять:
- организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 50миллионов рублей;
- организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов;
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- лица, имеющие объекты налогообложения в разных населенных пунктах, за исключением лиц, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества;
- юридические лица, у которых учредитель одновременно является учредителем другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;
- кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, инвестиционные фонды (компании), другие финансовые учреждения, определенные законом;
- унитарные предприятия и бюджетные учреждения;
- физические и юридические лица – нерезиденты Республики Абхазия.
4) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецналог по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности;
9. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
В соответствии с принципом добровольно-принудительного перехода на упрощенную систему налогообложения предусматривается два возможных варианта действий:
- обязательный переход на упрощенную систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, отвечающих установленным в законе требованиям, с размером оборота не превышающим 4 млн. рублей в год (1 млн. рублей в квартал);
- право выбора режима налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, отвечающих установленным в законе требованиям, с размером оборота не превышающим 20 млн. рублей в год (5 млн. рублей в квартал);
1) Условия начала применения упрощенной системы налогообложения для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей:
Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе выбрать общий или упрощенный режим налогообложения и применять выбранный режим до 1 января года следующего за годом регистрации (если постановка на учет в налоговом органе произошла до 1 июля текущего года) или до 1 июля года следующего за годом регистрации (если постановка на учет в налоговом органе произошла во временном промежутке с 1 июля по 31 декабря текущего года).
По истечении указанного срока налогоплательщик в зависимости от размера своего оборота (первого или второго уровня):
- обязан (при обороте первого уровня) перейти на (продолжить применять) упрощенную систему налогообложения;
- вправе (при обороте второго уровня) применять первоначально выбранный режим налогообложения или перейти на другой;
- обязан (в случае превышения максимально допустимого размера оборота) перейти на (продолжить применять) общий режим налогообложения.*
*Примечание: к вновь созданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, выбравшим упрощенную систему налогообложения, но превысившим в процессе своей деятельности максимально допустимый размер оборота, применяются повышающие коэффициенты (см. подпункт 3 настоящего пункта).
2) Условия начала применения упрощенной системы налогообложения для действующих организаций и индивидуальных предпринимателей:
- действующие организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным в законе требования, размер оборота которых находится в пределах первого уровня, обязаны до 1 января года следующего за годом вступления закона в силу, перейти на упрощенную систему налогообложения в установленном порядке;
- действующие организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие установленным в законе требования, размер оборота которых находится в рамках второго уровня, вправе сохранить действующий налоговый режим или перейти на упрощенную систему налогообложения в установленном порядке;
- действующие организации и индивидуальные предприниматели, размер оборота которых превышает максимально допустимый – не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
3) Порядок добровольного перехода на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных (созданных) лиц, а также лиц с оборотом в рамках второго уровня:
- вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели уведомляют налоговый орган о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет. В этом случае такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При этом к лицам, избравшим упрощенную систему налогообложения при создании (регистрации), но допустившим превышение максимально допустимого размера оборота по итогам налогового периода, применяются повышающие коэффициенты, увеличивающие налоговую ставку (только для суммы превышения):
- до 10% – 1.5.
- от 10 до 50 – 2.0.
- свыше 50 – 3.0.
- действующие организации и индивидуальные предприниматели вправе в установленном порядке подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в соответствующий налоговый орган. При этом применение упрощенной системы налогообложения в таком случае возможно не ранее налогового периода, следующего за периодом подачи соответствующего заявления.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе перейти на общий режим налогообложения до окончания соответствующего налогового периода.
4) Переход на общий режим налогообложения в случае превышения максимально допустимого размера оборота.
Если по итогам налогового периода оборот налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, превысит максимально допустимый размер или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, превысит 50 млн. рублей, такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при применении общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Республики Абхазия для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, с учетом установленных законом особенностей (см. главу 12 настоящей Концепции).
10. Объект налогообложения, порядок определения налогововой базы, налоговый и отчетный период
Объектом налогообложения признается совокупный доход налогоплательщика, полученный за налоговый период.
Налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодом – календарный месяц.
11. Дифференцированные налоговые ставки в зависимости от конкретного вида облагаемой налогом деятельности
В зависимости от уровня развития, рентабельности и степени государственной (социальной) важности той или иной сферы малого и среднего бизнеса в законе будут устанавливаться дифферинцированные налоговые ставки, которые позволят равномерно и справедливо установить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего бизнеса.
Ориентировочные налоговые ставки диффиринрированно определяются для:
для доходов от сельского хозяйства – 3 %;
для доходов от торговли – 4 %;
для доходов от промышленного производства – 6 %;
для доходов от выполнения строительных работ – 8 %;
для доходов от оказания услуг – 9 %.
При этом в случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, для которых установлены различные налоговые ставки, к нему будет применяться единая налоговая ставка. Размер единой ставки при этом будет равняться самой высокой ставке из применимых к осуществляемым таким налогоплательщиком видам деятельности.
12. Порядок исчисления и уплаты налогов, включая особенности при переходе с общего режима налогооблажения на упрощенный и обратно.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов. Уплата налога в бюджет происходит в соответствии с установленным отчетным периодом – ежемесячно. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового (отчетного) периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый (отчетный) период.
1) Организации, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:
на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;
2) Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
13. Особенности учета при применении упрощенной системы налогооблажения
Организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, будет предоставляться возможность оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов Республики Абхазия. Отражение доходов будет определяться исходя из банковских операций (при расчетах в безналичном порядке) и с помощью контрольно-кассовых машин (при наличном расчете).
В качестве отчетного документа будет использованы налоговая декларация, которая должна быть представлена налогоплательщиком по истечении налогового (отчетного) периода в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной и письменной форме в установленном порядке
Форма налоговых деклараций, порядок их заполнения и представления будут утверждаться Министерством Республики Абхазия по налогам и сборам по согласованию с Министерством Финансов.
14. Переходные положения, связанные с вступлением закона в силу
Настоящий Закон планируется ввести в действие с 1 июля 2015 года, что даст возможность экономическим субъектам и налоговым органам подготовиться к новыму для Республики Абхазия налоговому режиму. В течение указанного периода также планируется осуществление мероприятий по повсеместному внедрению и применению на территории Республики Абхазия контрольно-кассовых машин. Последнее является важнейшим условием достижения целей и задач данного закона.
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 4354