Правовой анализ общественно-политического договора с кандидатами в президенты Республики Абхазия

Правовой анализ общественно-политического договора с кандидатами в президенты Республики Абхазия 16.08.2014 23:36

На первый взгляд «Общественно-политический договор с кандидатами в президенты Республики Абхазия»  является важным, актуальным и  своевременным документом. Однако, при подробном прочтении каждого из пунктов Договора, по каждому из них и даже по преамбуле возникает множество вопросов, которые приводят к выводу о том, что данный документ является не просто популистским (который может даже в отсутствие пользы от него, быть интересным), но и, самое главное, по многим позициям вредным для государства и для каждого гражданина.

Более того, данный документ нарушает базовые принципы, провозглашенные в Конституции, и теряют смысл идеи, которые привели к событиям 27 мая 2014г.

Рассмотрим документ с самого начала.

В преамбуле к договору говорится:  "не ставят жестких рамок дозволенного и никоим образом не ограничивают конституционные полномочия вновь избранного Президента". Однако весь текст Договора пронизан такими тезисами, ограничивающими и более того, предусматривающими уголовную ответственность. Фактически речь идет о взаимоисключающих пунктах преамбулы и пунктов Договора.

- Далее, "безусловная обязанность кандидата в Президенты Республики Абхазия реализовать все положения настоящего Договора и следовать им в течение всего срока исполнения " означает, что данный документ по своей юридической силе ставится выше Основного Закона Конституции Республики Абхазия, что также противоречит базовым принципам абхазского законодательства.

Часть 3 пункта 1 Договора предполагает установить уголовную ответственность за действия включая, призывы, пропаганду, агитацию, направленные на пересмотр положений Конституции Республики Абхазия. Значит ли это, что  все идеи по конституционной реформе, внесение поправок в Конституцию, работа недавно созданной комиссии по конституционной реформе, деятельность каждого депутата, работа Парламента и собственно самого Президента по конституционной реформе будет уголовно наказуема?!

- Более того нарушается свобода слова каждого гражданина. Это нарушение статей 14, 17, 35 Главы 2 «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА» Конституции Республики Абхазия.

- Часть 2 пункта 3 говорит о создании мер протекционистского характера, что фактически предполагает нарушение преамбулы Конституции РА:

"Мы, народ Абхазии, осуществляя свое право на самоопределение, стремясь содействовать всеобщему благоденствию, внутреннему спокойствию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, торжественно провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Абхазия". В части неделимости народа Абхазии по национальному, расовому и иным признакам. Речь идет о появлении в нашей стране граждан второго сорта.

- часть 1 пункта 5 предполагает "национализировать несправедливо и незаконно приватизированные и переданные в аренду национальные (общенародные) богатства". Так вспоминается, что это пункты из программы большевиков на очередном Съезде РСДРП. Но, особо ужасает слово "Несправедливо". Применительно к приватизации и аренде национальных богатств, это предполагает создание органа определяющего степень справедливости. Учитывая, что таких методик и вообще критериев справедливости в праве не создано, это морально-нравственный критерий, то это будет нарушением права собственности, что является очередным нарушением Конституции РА. В частности главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», в соответствии со статьей 13  которой естественными правами и свободами человека являются: право на жизнь, свободу, неприкосновенность, частную собственность, а именно последнее и попирается. Кроме того, следует отметить, что отсутствие и невозможность разработки таких критериев в рамках правовой системы приведет к возникновению очередной коррупциогенной ситуации, борьбу с которой провозглашает данный общественно-политический договор.

Пункт 6 Договора называется «Государственное управление», мало того, что содержание пункта не отражает его названия, так как в самом пункте рассматриваются вопросы государственной службы, следует отметить, что часть первая указанного пункта Договора не может быть исполнена в установленные сроки, так как ни в законодательстве стран на постсоветском пространстве, ни в Российском законодательстве о государственной службе критерии оценки эффективности работы государственных служащих не разработаны, а это значит, что руководствоваться в их разработке у нас будет просто нечем;

- Применительно к пункту 7 «борьба с коррупцией», в соответствии с которым изменения в закон позволят обеспечить полную независимость Контрольной палаты от исполнительной ветви власти, однако, следует отметить, что абсолютно независимых органов не бывает, с учетом того, что Контрольная палата финансируется из государственного бюджета, а исполняет бюджет именно исполнительная власть, что предполагает наличие определенной зависимости. Именно в связи с наличием в демократических государствах системы сдержек и противовесов в организации государственной власти, необходимо воздерживаться от употребления в правовых документах таких безаппеляционных выражений.

- часть 1 пункта 10 «Экологическая безопасность» предполагает установить мораторий на разработку полезных ископаемых до принятия экологической доктрины. Реализация данного пункта вызовет полный коллапс в деятельности всей промышленности государства, а следовательно массовые увольнения и голодные бунты населения, так как по назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых: а) Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь); б) Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов); в) Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды); г) Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.; д) Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир); е) Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.). Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые. Соответственно встанет и производство и розлив питьевой воды, связанное с ним винодельческое производство, добыча нерудных полезных ископаемых, а вместе с ним все строительство из-за отсутствия строительных материалов и т.д.

- Часть 3 того же пункта предусматривает объявление страны «экологичным государством». Возникает вопрос, что именно данное «объявление» под собой подразумевает, с учетом того что в законодательстве зарубежных государств такие формулировки не встречаются. И в какие именно статьи Конституции РА авторы данного общественно-политического договора считают необходимым «внести соответствующие изменения», имея ввиду, что, по идее, этот тезис должен быть включен в первую главу Конституции РА, которая может быть изменена только на общенародном референдуме. Что представляется невозможным и противоречит п.1 этого же Договора.

- Все сроки реализации положений Договора представляются неисполнимыми, что в результате возможно приведет, по мере их наступления, к новым революционным событиям с непредсказуемыми последствиями.

Пилия Д.Э.

Председатель ОО "Ассоциация юристов Республики Абхазии",

член Координационного Совета Международного союза юристов,

член парламентской комиссии по конституционной реформе,

  к.ю.н., доцент кафедры "государства и права" АГУ

Размещено: Apsny-online
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 3404

Возврат к списку

Наверх