Интервью бывшего вице-премьера РА Беслана Эшба РИА Новости:
- Как Вы расцениваете факт подписания соглашения об экономической интеграции Евросоюза и Грузии?
- С учетом отсутствия между Абхазией и Грузией каких-либо экономических взаимоотношений (за исключением фактического взаимодействия стран в рамках деятельности ИнгурГЭС) и наличия нормативных актов Республики Абхазия (распоряжение президента Республики Абхазия РП №151 от 2007 г.), прямо запрещающих ввоз и оборот на территории Республики Абхазия товаров из Грузии, а также иных ограничений по пересечению границы с Грузией, подписание Грузией соглашения об экономической интеграции с Евросоюзом не должно повлечь, каких либо прямых экономических последствий для Республики Абхазия.
Подписание соглашения между Грузией и ЕС - это свидетельство того, что в современном мире одним из ключевых выборов, который стоит перед государствами, тем более небольшими по территории, населению и размеру экономики, является выбор между существующим интеграционными проектами: европейским, евроатлантическим, евразийским и др.. Грузия свой выбор сделала. Сделала она его не сегодня, а уже давно, подписание соглашения об ассоциации сейчас - это некий символ или жест. Но в политике такие символы или жесты крайне важны.
- Имеет ли это движение Грузии к «евроассоциации» какое-то влияние на Абхазию?
- Никакого прямого влияния на Абхазию евроассоциация Грузии не имеет: уже давно Грузия сама по себе, а Абхазия - сама по себе, как независимое суверенное государство. Но возвращаясь к значению символов и жестов в политике, как мне кажется, в этих условиях Абхазия также должна сделать некий четкий и недвусмысленный жест, который еще раз ярко подчеркнул бы наш выбор. Выбор Абхазии - это стратегическое партнерство с Россией. Не нужно на ассоциацию отвечать ассоциацией - у нас тут в обществе бурные дебаты вокруг этого термина разгорелись недавно. Но некие новые правовые формы стратегического союза Абхазии и России как двух суверенных государств, которые имеют общие цивилизационные подходы, одинаково оценивают ситуацию в мире и готовы сообща в существующем глобальном контексте действовать и развиваться, безусловно нужны.
И еще, касательно внешнеполитических последствий для Республики Абхазия, безусловно, значительно возрастают угрозы для Республики Абхазия в связи с усилением роли Евросоюза и НАТО в Грузии. В этой связи со сторон Республики Абхазия должна планомерно развиваться политика укрепления добрососедских отношений с РФ, и у РФ не должно возникать ни малейших сомнений в том, что Республика Абхазия является надежным стратегическим партнёром РФ. Абхазия в новейшей историю ни разу не давала поводаа РФ сомневаться в своих дружеских и искренних добрососедских отношениях к РФ.
- Ожидаете ли Вы каких-либо общественно-политических последствий для республики?
- На сегодняшний день общественно-политическая жизнь у нас в республике поглощена предстоящими выборами президента республики.
- Должна ли республика предпринять какие-то действия для защиты своих интересов – политических и экономических - в этом контексте?
- Как я уже говорил, мы должны неким образом отреагировать - не то чтобы для защиты - я никаких особых прямых угроз от соглашения Грузия-ЕС не вижу. Но реакция на символическое формальное оформление и закрепление участия Грузии в евроатлантических структурах - должна быть. Реакция эта должна заключаться также в символических, но ярких внешнеполитических жестах, подчеркивающих нашу приверженность курсу и готовность участвовать в продвигаемых Россией интеграционных проектах.
- Обсуждается ли в республике вопрос углубления политической и экономической интеграции с Россией?
- Вы знаете, тут, на мой взгляд, странная ситуация сложилась: есть, вернее были какие-то бессодержательные споры вокруг термина "ассоциация", который каким-то непонятным образом был вырван из некоего академического контекста теоретических рассуждений Тараса Шамба. Есть также представления о том, что у нас с Россией и так все хорошо в плане сотрудничества, ничего делать не надо.
Я, как человек, уж не сочтите за нескромность, довольно неплохо представляющий положение дел, имеющиеся проблемы, перспективы и возможности благодаря работе в парламенте, а затем в правительстве, могу сказать, что нам безусловно нужно совершенствовать сотрудничество с Россией по целому ряду направлений: гармонизации законодательства в сфере хозяйственной деятельности для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов, способных и готовых реализовать крупные инфраструктурные проекты; созданию предпосылок для отмены внешнеторговых барьеров и формированию общего рынка товаров, услуг и капитала. Нужно пересмотреть имеющиеся форматы использования средств российской финансовой помощи, переориентировать их, с одной стороны, на повышение стандартов социальных услуг (медицина, образование, пенсии и пр.), а с другой - на оживление и развитие реального сектора экономики. Я подчеркну: речь не о том, чтобы просить больше денег в России, а в том, чтобы придать новое качество нашим отношениям. Именно это я и расцениваю как углубление интеграции.
- А в области обороны (с учетом планируемого после 2015 года включения Грузии в систему сил быстрого реагирования НАТО)?
- В области обороны, Вы знаете, у нас налажено довольно тесное сотрудничество с Россией. Безусловно, ускорение интеграции Грузии в структуры НАТО, вхождение в состав Сил Быстрого Реагирования создает новые военно-политические риски и угрозы. Они может быть не столь заметны на обывательском уровне, это удел более узкоспециализированных экспертов и профессионалов. Поэтому я так скажу: ответ России и Абхазии в военной сфере должен быть. Его конкретное содержание должны определить военные эксперты двух стран, с тем, чтобы он был точный, симметричный, выверенный. А политики парламент, правительство и президент должны придать этому ответу надлежащую правовую форму.
Источник: РИА НОВОСТИ
Количество просмотров: 4246