ТЯНЕМ – ПОТЯНЕМ: КТО ЗАСТРЯЛ?
Проблемы лифтового хозяйства
Лифт в современном городе – главный и обязательный элемент инженерного оборудования жилых зданий. Наряду с водой, теплом и электроэнергией он является важным жизнеобеспечивающим фактором и безальтернативным общественным транспортом. Кстати, ежедневно лифт перевозит пассажиров больше, чем все остальные виды транспорта вместе взятые. Однако ни для кого не секрет, что за последнюю четверть века лифты в Абхазии оказались заложниками послевоенного кризиса жилищно-коммунального хозяйства. Более 400 «вертикальных подъёмников» стоят на приколе или совсем раскуроченными в многоэтажных домах республики. А ведь для некоторых людей лифт – единственное средство передвижения, без которого они оказываются под «домашним арестом». Очень, скажем прямо, сомнительно, что старушка сможет взобраться на последний этаж своей высотки. А инвалидам и вовсе остаётся смотреть на мир только из окна или с балкона своего дома.
О проблемах лифтового хозяйства, принципе распределения новых лифтов и вводе их в эксплуатацию в определённых домах республики рассказывает заместитель начальника жилищного управления Администрации г.Сухума Эмма Хварцкия:
– Мы понимаем, что работа лифтового хозяйства республики – это реальный показатель позитивных изменений в жизни граждан, – сказала она, – однако без достаточного финансирования проблему эту решить невозможно. В послевоенное время много лифтов было раскурочено. Вандализм – достаточно распространённое явление не только в нашей республике. Низкая сознательность населения привела к повреждению кабин лифтов и оборудования. Двигатели и лебёдки были похищены охотниками за цветными металлами. Кроме того, лифты относятся к вертикальному транспорту повышенной опасности, и, согласно требованиям Госстандарта, их эксплуатация после окончания 25 лет – назначенного срока – запрещена без проведения экспертной оценки. А какой эксперт или работник городской Администрации отважится выключить работающий лифт в многоэтажке?! У нас даже нет лифтёров, которые могли бы следить за работой этого хозяйства, что может привести к печальным, даже, можно сказать, трагическим последствиям.
К тому же и техническое обслуживание, эксплуатация и надзор за работой лифтов являются работами повышенной опасности. Большое количество электроаппаратуры и токоведущих частей, расположенных в шахте, машинных помещениях, кабинах, с точки зрения электробезопасности также являются объектами повышенной опасности. Поэтому все лифты подлежат техническому освидетельствованию. Физический износ механизмов и отсутствие обменного фонда лифтового оборудования устаревшей модификации приводят к остановке лифта.
– В жилищном фонде Абхазии должны эксплуатироваться около 450 лифтов, – продолжает Эмма Хварцкия, – однако в рабочем состоянии лишь 72. И это благодаря правительству Российской Федерации, которое, согласно Комплексному плану, в 2010 году выделило на восстановление лифтового хозяйства республики 100 миллионов рублей. Из этой суммы 60 миллионов решено было отдать Сухумскому лифтовому хозяйству. В результате в городе ввели в эксплуатацию 36 новых лифтов, и еще 36 были отремонтированы. Однако последние лифты, как я отмечала выше, уже выработали свой ресурс. Но из-за нехватки финансирования нам пришлось пойти на временные меры. Поставку новых лифтов обеспечили лифтовые предприятия Москвы, Щербинки и Могилёва. Стоимость лифта с его установкой обходится в 1,5 миллиона рублей. Необходимо отметить, что московские лифты соответствуют более новому техническому регламенту. В них предусмотрены устройства задержки автоматического закрывания дверей, звуковая и световая информация, а также аварийные звуковые и визуальные сигналы в кабине, светодиодное освещение и автоматическое отключение света, зеркальное оборудование. Лифты такого образца установлены лишь в четырёх домах. На вопрос о принципе распределения этих лифтов отвечу так: это распределение было не в нашей компетенции, этим вопросом занимался отдел президентской службы.
Для обслуживания нового, хоть и небольшого сухумского лифтового хозяйства, Администрацией города было создано ООО «Сухумлифт». Эта организация должна была обслуживать 149 лифтов и получать за работу ежемесячно 422 тысячи рублей. Такая сумма должна была складываться из абонентской платы пользователей лифтов. Однако из-за неплательщиков в казну поступало лишь около 80 тысяч рублей. Так как предприятие не могло работать себе в убыток, оно закрылось. В результате лифтовое хозяйство стало сиротой и работает по принципу «тянем – потянем: кто застрял?»
– Да, мы расторгли договор из-за нерадивых жителей, – продолжает Э.Хварцкия, – и сейчас ищем выход из создавшейся ситуации. Хотим прикрепить к каждому домоуправлению лифтёров, которые будут обслуживать определённые участки. Но и здесь всё упирается в деньги. Только достаточное финансирование решит проблемы лифтового хозяйства республики.
С позицией городской Администрации в данном случае, как говорится, не поспоришь. Но хочется, чтобы российские деньги на восстановление лифтового хозяйства республики не обошли кабины «вертикального транспорта». Иначе многим нашим жителям придётся смотреть на мир из окон их неустроенной жизни.
Русудан БАРГАНДЖИЯ
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 4000