В ГОСТЯХ У ВИКИ ДУМАВА ХУДОЖНИК КОНСТАНТИН ИНАЛ-ИПА

В ГОСТЯХ У ВИКИ ДУМАВА ХУДОЖНИК КОНСТАНТИН ИНАЛ-ИПА 20.06.2014 13:25

Константин Инал-Ипа, художник, живет в Москве. Родился и вырос в Абхазии Творчество Константина Инал-Ипа продолжает традиции абстрактного экспрессионизма художников послевоенной Европы.


Вика Думава, Константин, Вы родились в Абхазии, в городе Гудаута. Расскажите о Вашей семье, о детстве…

  Да, я родился в г. Гудаута в 1963 году, детство мое было счастливым и безоблачным. Как дома, так и вне его, меня окружали в подавляющем большинстве добрые и порядочные люди, и до сей поры мне ни разу не приходилось разочаровываться ни в родных, ни в друзьях. Думаю, те хорошие качества, которые есть во мне, я вынес именно из своей гудаутской юности. Как говорится: "Мы все родом из детства".

А Константин Инал-Ипа, командир партизанского отряда, военный комиссар Абхазии, репрессированный в 1937 году. О нем упоминает Паустовский в своей книге «Бросок на юг» «томный и красивый, как баядерка», Вам не родственник?

В нашей фамилии все родственники, однофамильцев нет. Дед мой Алексей Платонович рассказывал о том времени, правда, не часто. Но и этой малости было достаточно, чтобы понять о масштабах произошедшей трагедии.

Скажите, а Вы всегда хотели стать художником?

Осознанная тяга к творчеству во мне проявилась довольно поздно. У нас не было ни художественной школы, ни художественного училища. Попытки моих родителей заставить меня учиться в музыкальной школе не увенчались успехом. Ну как все дети, конечно, разрисовывал учебники и тетрадки, но не более того. А в 23-24 года вдруг решил рисовать, хотя совершенно не умел, нигде толком не учился, да и внешних предпосылок этому не было. Справедливости ради надо сказать, что дома было несколько книг по живописи с репродукциями. Возможно, это как-то подтолкнуло, не знаю. Но я как-то ясно вдруг для себя понял, что этого мне не хватает, как воздуха.

Кого из художников, считаете своими учителями?

Мне очень повезло с педагогами. В Харьковском худпроме был прекрасный коллектив. Особенно я благодарен судьбе за то, что она свела меня с Михаилом Александровичем Шапошниковым. Тогда он уже был пожилым профессором и преподавал цветоведение, но при всей субординации у нас сложились приятельские отношения. Я постоянно бегал к нему с этюдами, выслушивал его критику - надо сказать он не стеснялся в выражениях. Но все это было как-то по отечески, одним словом, он многому меня научил, а главное научил Видеть. Сейчас я понимаю как это важно.

А чье мнение о Вашем творчестве для Вас является главным, критиков или почитателей?

Думаю, всегда можно отличить просто вежливый комментарий от истинного чувства, и не важно от кого оно исходит. Как говорил А.С.Пушкин: «Хвалу и хулу принимай одинаково». Надеюсь, не переврал классика, а вообще, часто бывает, что из некоторых уст брань комплиментом выглядит. Стараюсь на этом не заострять внимание, это мешает работать.

Не секрет, что «Черный квадрат «Малевича вызывает много споров и его мало кто понимает из обывателей, и я в том числе. Как вы считаете, искусство должно быть всем понятно?

Я, конечно, понимаю что мое мнение пойдет вразрез тому, что пишут многие искусствоведы и знатоки живописи, но "Черный квадрат" я вижу скорее не как станковую живопись, а как некий манифест. С одной стороны Казимир Малевич поставил жирную точку на всем, что было раньше в искусстве, а с другой он как-бы открывает окно в космос. Ведь нельзя судить эту работу в отрыве от созданного им супрематизма, от идей 20х годов, от той революционной логики: "Мы наш, мы новый мир построим...". Повторюсь - это мое, личное видение "Черного квадрата". Что же касается того, что "должно-ли быть искусство понятным или нет, думаю, тут сколько людей, столько и мнений и все имеют право на существование. Я же считаю, что эмоциональная составляющая в искусстве должна превалировать, иначе это превращается в ремесло, что тоже хорошее занятие. Но коль скоро мы говорим об искусстве, то достаточно его принять сердцем, а мозг потом возможно и включится в оценку некого произведения. Одним словом мое мнение таково: «Искусство не обязательно должно быть понятно с рациональной точки зрения, но эмоциональную нагрузку оно нести обязано».

Что для Вас означает понятие «истинная красота»?

Истинная красота, это, конечно, красота внутренняя, то, о чем Ф.М. Достоевский писал. Именно такая красота мир спасет. Что-же, касается женщин, наверное, та красота, которую показал Фазиль Абдулович в своем произведении "Софичка" мне ближе.

Скажите, а где вам лучше всего работается?

По- разному. Для меня это не существенно.

И такой вопрос, который я все время задаю художникам. Вы согласны с тем, что сегодня рынок одержал победу над искусством?

Нет, не согласен. Искусство победить невозможно, оно ни с кем не воюет, это вообще неосязаемая категория, как кислород в составе воздуха. Просто без него нельзя жить, человек так устроен, даже неандерталец рисовал на стенах своих пещер.

А Вы мечтаете стать или (мечтали) стать художником с мировой известностью или для Вас это неважно?

Конечно мечтал)), и меня тщеславие не обошло стороной!)

Вы планируете выставку в Абхазии?

Обязательно будет, просто пока не знаю когда.

Чем сейчас живет художник Константин Инал-Ипа ?

  В данный момент пишу новую работу, а в целом много бытовых проблем, думаю так у всех.

Жалеете ли Вы о чем-то, что не удалось сделать в жизни на этот момент?

Конечно, о многом жалею, много упущено, много времени потеряно бездарно. Но трагедии из этого не делаю.

Каким Вы хотите, чтобы вас запомнили?

Наверное, таким, какой есть. Думаю, что сильно уже не изменюсь.

Что Вы пожелаете нашим читателям?

Мира, душевного равновесия, материального благополучия.

  Виктория (Вика) Думава,живет в Сухуме. Любит беседовать с замечательными современниками. Мечтает выпустить книгу с записанными интервью.

Размещено:
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 5211

Возврат к списку

Наверх