Интервью посла России в Республике Абхазия С.В.Григорьева телеканалу «Абаза-ТВ»
- Первый вопрос касается российско-абхазских отношений в контексте последних событий, развернувшихся в общественно-политической жизни Абхазии. Известна официальная позиция России по этому поводу, выраженная в заявлениях МИД и помощника Президента России В.Ю.Суркова. В них подчеркивалось, что эти события - внутреннее дело Абхазии. Хотелось бы услышать Ваш комментарий как Посла Российской Федерации в Абхазии.
- Прежде всего, хотел бы сказать, что как российские политики, так и все россияне, которые тепло относятся к Абхазии и ее народу, - а таких в России очень много, - с большим волнением следили за событиями, которые разворачивались в Абхазии в конце мая - начале июня. Объяснялось это тем, что россиянам небезразлично, как складывается и развивается ситуация в братской республике. Главной заботой при этом было то, чтобы развитие событий в Абхазии не пошло по трагическому сценарию, которое было бы связано с кровопролитием. Это стало бы катастрофой для народа Абхазии и очень тяжело сказалось бы на наших двусторонних отношениях. К счастью, у абхазского народа, у обеих сторон этого конфликта хватило мудрости, выдержки, политического опыта для того, чтобы решить этот вопрос без крови. Это, конечно, главный результат. Задачей российских политиков, побывавших в Абхазии в дни кризиса, - я имею в виду помощника Президента России В.Ю.Суркова и заместителя Секретаря Совета Безопасности России Р.Г.Нургалиева, - было не допустить силовых вариантов развития событий и содействовать переходу процесса в переговорное русло. С этой задачей они справились. Сейчас политическим силам Абхазии предстоит перейти от состояния расколотого общества, от противостояния к сотрудничеству, взаимодействию и, в идеале, к достижению политического консенсуса. Только при таком условии можно будет обеспечить поступательное развитие как абхазской государственности, так и российско-абхазских отношений.
Мы будем следить за предвыборной кампанией в Абхазии, естественно, и за самими выборами, назначенными на конец августа. Уверен, что на них будут работать международные наблюдатели как от России, так и от других стран. Поэтому от того, как Абхазия проживет предстоящие два с половиной месяца, будет зависеть и ее международный имидж, и дальнейший ход событий в республике в целом.
Что касается российско-абхазских отношений, то они, можно сказать, не останавливались ни на минуту, даже в условиях политической турбулентности в Сухуме. У нас есть такие направления взаимодействия, которые мы не может притормозить ни на один день. В качестве примера можно назвать реализацию программы социально-экономического развития. На 2014 год намечено завершение реконструкции целого ряда социальных объектов. Их обязательно надо закончить, иначе большие средства были затрачены зря. На днях в Абхазии находилась группа экспертов из Минстроя России и Управления Президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией, которые вместе с абхазскими коллегами рассматривали эту проблематику и договорились обеспечить преемственность в этом процессе. С другой стороны, у нас есть международное поле деятельности. Никто не останавливает процесс Женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. 18 июня состоится очередной раунд Женевских встреч, и там, как и прежде, будет участвовать абхазская делегация, наравне с делегациями из России, США, Южной Осетии, ООН, ОБСЕ и Евросоюза. Готовимся к Женеве вместе с абхазскими дипломатами, продемонстрируем там взаимодействие и взаимопонимание.
Хотел бы также сказать, что последним ярким примером нашего уважения к Абхазии стало то, что Государственная премия России за 2014 год вручена выдающемуся российскому и абхазскому писателю Ф.А.Искандеру, с чем я всех нас поздравляю.
- Коль скоро Вы заговорили о Женевских дискуссиях, как можно оценить эффективность работы в этом формате?
- Если в качестве главной цели этих встреч рассматривать принятие документа о неприменении силы между участниками конфликта, а именно между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, то этого пока сделать не удается из-за неконструктивной позиции Грузии и ее западных союзников. Но у Женевских дискуссий есть еще один аспект - это сейчас практически единственный многосторонний формат, где делегации Абхазии и Южной Осетии принимают участие наравне с делегациями других стран и международных организаций. С этой точки зрения эффективность этого формата можно оценивать как довольно высокую.
- Есть ли проекты двустороннего характера, которые обсуждаются сегодня между Россией и Абхазией?
- Если Вы имеете в виду экономические проекты, то они есть. С конца прошлого года российская сторона вместе с тогдашним руководством Абхазии обсуждала структуру и размеры социально- экономической помощи России на 2015-2017 гг. Были в принципе согласованы основные параметры и принципы этой программы, они были утверждены на недавнем девятом заседании межправительственной комиссии. Однако речи о конкретных цифрах и объектах в окончательном, т.е. утвержденном МПК виде, не шло. Поэтому, думаю, что возобновления этого разговора можно ожидать после президентских выборов в августе и после формирования нового кабинета министров. Как нам известно, у различных политических сил Абхазии есть разные взгляды на то, как должна осуществляться программа социально-экономического развития Абхазии.
- Говорят о существовании некоего проекта интеграционного характера, о документе об ассоциированных отношениях между Россией и Абхазией, как бы Вы это прокомментировали?
- Посольство России как официальное представительство Российской Федерации в Абхазии никаких подобных документов для обсуждения абхазской стороне не передавало. С другой стороны, очевидность более глубокой интеграции существует. Идет живой процесс совершенствования договорно-правовой базы. Пока еще не все сферы отношений отрегулированы двусторонними документами. В качестве примеров соглашений, которые ожидают подписания, могу назвать два. Это - договор об урегулировании вопросов двойного гражданства и соглашение о взаимном признании документов о получении образования. На мой взгляд, два очень важных проекта, нужных, главным образом, жителям Абхазии. Есть еще около десятка соглашений, находящихся в проработке. Так что, с одной стороны, есть проекты, которые призваны отрегулировать вопросы, остающиеся пока за рамками договорно-правовой базы. С другой, не исключаю, что по мере углубления интеграции, если российская и абхазская стороны сочтут необходимым, будем готовить и подписывать новые документы.
- Назначена дата досрочных выборов президента - 24 августа. Как они могут сказаться на российско-абхазских отношениях?
- Очень надеемся, что подготовка и проведение выборов будут проходить спокойно, в ситуации политической стабильности и соблюдения международных стандартов. Что касается самих выборов, то говорить о них пока рано, пока еще не начался процесс выдвижения кандидатов. Думаю, что позиция России, как и во время выборов 2011 года, будет состоять в равноприближенности ко всем кандидатам. Уверен, что внешнеполитическая программа всех претендентов будет включать тезис о стратегическом партнерстве с Российской Федерацией. Антироссийских настроений у политических деятелей Абхазии мы не отмечаем. Поэтому повторю - будем заинтересованно следить за ситуацией, анализировать ее, делать соответствующие выводы и рассчитывать на то, что после президентских выборов мы выйдем на новый уровень сотрудничества.
Источник: http://www.mid.ru
Количество просмотров: 4440