У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА К ХРАМУ

У КАЖДОГО СВОЯ ДОРОГА К ХРАМУ 15.06.2014 10:50

Есть на планете небольшой кусочек земли, который приютился между высочайшими горами Кавказского хребта и Черным морем. Кажется, что горы «спешат» к морю; их вершины покрыты мощными снегами, но по мере приближения к морским просторам, постепенно открывается зеленый наряд великанов. Земля впитывает в себя ласковость гор, мягкость зелёной листвы, приветливость моря и создаёт неповторимое богатство субтропического климата. Чем дальше от моря, тем меньше и меньше он одаривает своей мягкостью и нежностью. Но есть в Абхазии одно село, расположенное вдали от громадного водного пространства. Здесь взгляд привораживают горные вершины, на которые «накинута белая бурка», но в то же время чувствуется присутствие морских глубин. И такое соседство даёт возможность проявить климату свою доброту и нежность по отношению к людям. Это село Кутол Очамчырского района.

Именно здесь родился Валерий Гамгия – художник-живописец, график, монументалист, автор Государственного Флага, Государственного Герба и медалей Республики Абхазия. Далеко не каждый знаком с В. Гамгия как с графиком, автором монументально-декоративной живописи. Валерий Гамгия и станковая живопись, Валерий Гамгия и художественное оформление детского журнала. Это сочетание может показаться странным. Тем не менее, судьба художника вместила многое.

Будучи студентом Тбилисской академии художеств, Валерий Гамгия обращается к иконописи. Перелистывая изданный в 2013 году альбом его творчества, читатель обращает внимание на исполненный художником «Образ Одигитрии». И тот, кто знаком с иконописью – древнерусской религиозной живописью, может констатировать, что художник представил собственную манеру воссоздания образа Богоматери. Работа написана В. Гамгия в 1968 году, на маленьком кусочке картона (29/24) гуашью. Тогда он еще учился быть художником.

Прежде чем обратиться к этой теме, этому образу, он, конечно, должен был изучить школы древнерусской религиозной живописи. В. Гамгия остановился на суздальской школе XV века – на образе Богоматери Одигитрии.

Он взял за основу данную икону и в первую очередь стал вносить в неё элементы большей живописности. В отличие от русской иконы он развёртывает композицию не вверх, а вширь. Его Богоматерь занимает большую площадь. Ребёнок, которого она держит, несколько больше приподнят, и его голова на уровне лица Богоматери. Лицу своей героини художник придал черты абхазской женщины.

Русский иконописец пренебрегает третьим измерением (вглубь), а у В. Гамгия зритель видит своеобразных ангелов. В русской иконописи игнорировали светотени, а будущий абхазский художник использует их, создавая более живописный образ.

Из-за разнообразия цветовой гаммы зритель может поначалу не понять, что воссоздал художник. Но представители Православной церкви сразу видят в данном произведении икону.

И у В. Гамгия, как и у русского живописца, Богоматерь смотрит на зрителя печальными, вобравшими в себя много горя глазами, но при этом произведение полно эмоций, способных пробудить человеческие чувства – и не только у верующих.

Сегодня многим непросто понять каноны и условности иконописи, её героев, в которых духовное начало, безусловно, преобладает над материальным. И В. Гамгия в большей степени материализовал образ Богоматери Одигитрии, что можно рассматривать как желание приблизить своё произведение к современнику, чтобы ему было легче понять и оценить ритм контуров и силуэтов иконописи XV века.

Работа абхазского художника – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества, т.к. фактически это фиксация индивидуального восприятия Валерием Гамгия образа Богоматери Одигитрии казанской школы религиозной живописи XV века.

Перед Отечественной войной народа Абхазии 1992-1993 гг. был объявлен конкурс на создание Государственного Флага – символа власти. Образ Одигитрии привел В. Гамгия к необходимости участвовать в нем. Его эскиз побеждает. Создавая его, художник обратился лишь к религиозным основам появления числа семь. Флаг символизирует политическое деление Абхазии семью пятиконечными звездами, расположенными вокруг ладони.

Смысловую нагрузку несут цвета. Белый цвет символизирует духовность, зеленый – молодость государства. Последовательные семь линий – четыре зеленых и три белых – можно трактовать и как указание на религиозную терпимость абхазского народа. Ислам (зеленый) мирно соседствует с христианством (белый цвет).

Таким образом, можно сказать, что религиозная тема, к которой Валерий Гамгиа обратился в начале творческого пути, продолжала владеть им всю жизнь.

У каждого своя дорога к храму. Немного о том, как пришли к нему братья Коба и Каха Гогохия, как был восстановлен храм в Кутоле и как возникла потребность видеть в нем образ Одигитрии, созданный абхазским художником.

Во время Отечественной войны 1992-1993 годов жители села Кутола Коба и Каха вместе с другими ополченцами встали на защиту своей Родины.

Был сильный бой, Коба попал в окружение, надежды на спасение не оставалось. Вдруг он увидел на земле блестящий предмет и поднял его. Перед ним предстал образ Николая Чудотворца. И Коба почувствовал сначала малую, но потом всё большую уверенность, что будет жить и выйдет из вражеского кольца. Эта уверенность дала возможность Кобе остаться в живых.

Почувствовав на себе божественную силу образа Николая Чудотворца, он даёт обет восстановить храм в Кутоле. Затем передает икону брату Кахе, чтобы ее чудотворные силы оберегали его. И оба они говорят, что образ Николая Чудотворца им очень помог во время войны – не только выжить, но и вести тяжёлые бои.

Обет, данный Богу, Коба сдержал. В селе Кутоле вновь построен храм. В нём ведётся служба.

Братья Гогохия ничего не знали о созданном В. Гамгия образе Одигитрии. О нём вообще мало кто знал, ведь в годы советской власти к церкви, и особенно к молодым студентам, заинтересованным этой темой, относились, мягко говоря, плохо.

С образом Одигитрии представителей Кутолского храма познакомил один из тех, кто пришел на службу. И сегодня рассматривается возможность о внесении этой работы в храм вместе с некоторыми другими иконами.

Если это произойдет, посетившие храм смогут увидеть не только памятник архитектуры периода расцвета христианства, созданный предками современных жителей Кутола, но и образ Одигитрии, созданный лишь несколько десятков лет назад, смогут оценить соответствие прошлого и настоящего. А главное – у пришедшего на службу в храм появится восприятие абхазского лица Богоматери Одигитрии.

В.Гамгия – известная и почитаемая в Абхазии личность. И жителям Кутола будет приятно увидеть в храме родного села иконопись своего земляка, патриота своей Родины. Возможно, они задумаются над тем, почему в начале своего творческого пути В. Гамгия пишет «Образ Одигитрии», почему молодому талантливому человеку захотелось попробовать свои силы в иконописи…

О. ВОЙЦЕХОВСКАЯ-БРЕНДЕЛЬ, научный сотрудник АбИГИ

Размещено:
Источник: Газета "Республика Абхазия"
Количество просмотров: 3933

Возврат к списку

Наверх