КОНЦЕПЦИЯ проекта Трудового кодекса Республики Абхазия

КОНЦЕПЦИЯ проекта Трудового кодекса Республики Абхазия 14.06.2014 16:00

КОНЦЕПЦИЯ

проекта Трудового кодекса Республики Абхазия



1.1.       Название законопроекта



Трудовой кодекс Республики Абхазия.

Примечание: Изменение действующего названия кодекса (Кодекс законов о труде Республики Абхазия) связано с отходом абхазской правовой практики от теоретических установок социалистической системы права. Для вновь формируемого современного законодательства Республики Абхазия подобное наименование кодекса является анахронизмом и в соответствии с устоявшимися на данный момент правилами юридической техники нигде не применяется.



1.2.       Обоснование необходимости разработки законопроекта



В настоящее время в Республике Абхазия в качестве основного нормативного правового акта, регулирующего трудовые и иные связанные с ними отношения, применяется Кодекс законов о труде (КЗоТ) Грузинской ССР 1973 года, который был введен в действие и переименован в КЗоТ Республики Абхазия Законом от 15 апреля 1994 года «О трудовом законодательстве». При этом в указанном Законе подчеркивается, что данный кодекс применяется на территории Республики Абхазия временно, «впредь до принятия нового соответствующего законодательства». Следовательно, целесообразность разработки проекта нового кодекса была очевидна еще в 1994 году, а его действующая редакция изначально предусматривалась, как мера вынужденная, предназначенная исключительно для преодоления переходного этапа в экономической и политической жизни страны. На сегодняшний день, не смотря на внесенные поправки, действующий КЗоТ не в состоянии обеспечить надлежащее регулирование правоотношений в сфере труда (с учетом произошедших в этой сфере изменений), и выполнение задач, поставленных перед трудовым законодательством Республики Абхазия на современном этапе его развития. В этой связи, принятие нового трудового кодекса, отвечающего существующим социально-экономическим реалиям и требованиям развития трудовых и иных связанных с ними отношений, можно считать одной из важнейших задач в рамках реформирования законодательства Республики Абхазия в целом.



1.3.       Ориентировочная структура законопроекта



Ориентировочная структура проекта трудового кодекса предусматривает его деление на:

общую часть – в которую должны быть включены правовые нормы, определяющие предмет, цели, задачи, принципы, сферу действия трудового законодательства, основные термины, права и обязанности сторон трудовых отношений, компетенцию органов государственного управления в области регулирования трудовых отношений и другие нормы, распространяющие свое действие на все или абсолютное большинство общественных отношений, возникающих в сфере труда;

особенную часть – которая включает в себя правовые нормы, разделенные по группам (институтам), регулирующим отдельные элементы трудовых отношений (трудовой договор, рабочее время, время отдыха и т.п.) или какое-либо отдельное отношение из непосредственно связанных с трудовыми (надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, социальное партнерство, рассмотрение трудовых споров и т.п.).

Общая и особенная части проекта трудового кодекса предусматривают также деление на разделы, главы и статьи в соответствии с «Правилами по юридико-техническому оформлению законопроектов», утвержденными Постановлением Народного Собрания Республики Абхазия от 29 июня 2007 года № 1776 – с – IV.

В сравнении с действующим КЗоТ РА, в котором отсутствует группировка правовых норм по частям и разделам, в проекте нового кодекса предусматривается большее число глав и статей, введенных в связи с появлением новых, ранее не существовавших интститутов трудового права и общественных отношений в сфере труда, требующих нормативно-правового урегулирования.



1.4.       Ориентировочный план законопроекта



Законопроект предусматривает группировку норм трудового кодекса по разделам и главам, в соответствии со следующим ориентировочным планом:

Раздел 1. Общие положения:

1) основные положения (цели, задачи, принципы трудового законодательства, сфера применения, основные термины и иные нормы общего характера);

2) компетенция органов государственного управления в области регулирования трудовых отношений;

3) субъекты трудовых отношений. Основания возникновения трудовых отношений.

Раздел 2. Трудовые отношения:

1) трудовой договор;

2) защита персональных данных работника;

3) трудовой распорядок и дисциплина труда;

4) рабочее время;

5) время отдыха;

6) нормирование труда;

7) оплата труда;

8) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

9) занятость и трудоустройство;

10) гарантии и компенсационные выплаты;

11) материальная ответственность сторон трудового договора;

12) рассмотрение индивидуальных трудовых споров.

Раздел 3. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников:

1) не достигших восемнадцатилетнего возраста;

2) женщин и иных лиц с семейными обязанностями;

3) работающих по совместительству;

4) занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;

5) занятых на сезонных работах;

6) работающих вахтовым методом;

7) надомных работников;

8) занятых на дистанционной работе;

9) инвалидов;

10) работающих у работодателей физических лиц;

11) работников субъектов малого предпринимательства;

12) руководителя и членов коллегиального исполнительного органа юридического лица;

13) работников религиозных организаций;

14) спортсменов и тренеров;

15) государственных служащих;

16) других категорий работников.

Раздел 4. Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда.

1) социальное партнерство в сфере труда;

2) порядок заключения соглашений между сторонами социального партнерства;

3) коллективный договор;

4) рассмотрение коллективных трудовых споров.

Раздел 5. Безопасность и охрана труда.

1) государственное управление в области безопасности и охраны труда;

2) гарантии прав работников в области безопасности и охраны труда;

3) права и обязанности работников и работодателя в области безопасности и охраны труда;

4) организация безопасности и охраны труда;

5) расследование и учет несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью.

Раздел 6. Контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Абхазия.

1) государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;

2) внутренний контроль по безопасности и охране труда;

3) общественный контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Абхазия.

Прим. Переходные и иные положения, связанные с вступлением нового трудового кодекса в силу, планируется предусмотреть в соответствующем вводном законе.

Структурные различия проекта трудового кодекса в сравнении с действующим КЗоТ обусловлены общемировыми тенденциями развития трудового права: увеличением роли государства в установлении минимальных гарантий в сфере труда, с одновременным расширением возможностей для урегулирования трудовых отношений (с учетом указанных гарантий) соглашением сторон, а также стремлением к созданию механизма, обеспечивающего компромисс и учет интересов сторон трудовых отношений в целях налаживания эффективного рабочего процесса. В частности, планируется значительно расширить общетеоретическую основу трудового кодекса (см. главу 5 настоящей Концепции), добавить главы, определяющие компетенцию органов государственного управления и правовое положение субъектов трудовых отношений, а также порядок защиты персональных данных работника, материальной ответственности сторон трудового договора и содействия трудоустройству. Кроме того, планируется учесть опыт зарубежных стран и применить дифференцированный подход к регулированию трудовых отношений с отдельными категориями работников, определив в трудовом кодексе особенности (изъятия из общего порядка и дополнительные гарантии) их правового положения. В соответствии с принципом максимально полной кодификации норм трудового права в проекте кодекса, в отличие от действующего КЗоТ, предусматривается специальный раздел, посвященный особенностям регулирования труда отдельных категорий работников (см. главу 16 настоящей Концепции). В целях создания механизма, обеспечивающего учет интересов сторон трудовых отношений в духе социального компромисса, в проект кодекса будет включен институт социального партнерства (см. главу 17 настоящей Концепции), что также является новеллой трудового законодательства Республики Абхазия.



1.5.       Основные положения проекта кодекса



В проекте кодекса планируется осуществить максимально полную кодификацию норм трудового права, регулирующих:

а) трудовые отношения;

б) отношения непосредственно связанные с трудовыми, включая отношения социального партнерства;

в) отношения по занятости и содействию трудоустройству;

г) отношения по безопасности и охране труда;

и установить в этих целях запрет на включение в другие законы и иные нормативные правовые акты норм, регулирующих трудовые отношения, отношения социального партнерства и охраны труда, если иное прямо не предусмотрено кодексом.

В отличие от действующего КЗоТ в проекте кодекса планируется существенно расширить общетеоретическую часть: ввести понятийный аппарат, закрепить основные принципы трудового законодательства, его актуальные цели и задачи. Важнейшим элементом «основных положений» кодекса должна стать четко определенная сфера применения трудового законодательства, включающая особенности применения норм трудового кодекса к отдельным категориям работников, а также к трудовым отношениям иностранных граждан, работающих в Республике Абхазия, и граждан Республики Абхазия, работающих в Республике Абхазия у иностранного работодателя или за рубежом.



6. Компетенция органов государственного управления в области

регулирования трудовых отношений



В проекте трудового кодекса планируется предусмотреть широкие возможности для подзаконного регулирования трудовых и иных отношений в сфере труда органами государственного управления Республики Абхазия. Важный технический момент заключается в том, что в целях удобства изложения и восприятия указанных правовых норм, в проекте трудового кодекса, в отличие от действующего КЗоТ, компетенция органов государственного управления Республики Абхазия будет сведена в одной главе.

Структура государственного управления в области регулирования трудовых отношений состоит из трех звеньев:

- компетенции Кабинета Министров Республики Абхазия;

- компетенции уполномоченного центрального органа государственного управления по труду;

- компетенции местных органов государственного управления.

Аналогичное деление будет иметь и структура соответствующей главы.



7. Субъекты трудовых отношений.

Основания возникновения трудовых отношений



В проекте кодекса будут закреплены основные права и обязанности субъектов трудовых отношений – работников (физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющих работу по трудовому договору) и работодателей (физических или юридических лиц, с которыми работник состоит в трудовых отношениях) в соответствии с установленными целями, задачами и принципами трудового законодательства.

Основанием возникновения трудовых отношений, как и прежде, является трудовой договор, заключение которого обязательно, за исключением случаев, установленных кодексом или законами Республики Абхазия. В отличие от действующего КЗоТ, проект трудового кодекса не предусматривает возможности заключения трудовых договоров в устной форме. Для работодателя, принимающего работника на работу, заключение трудового договора является обязательным условием надлежащего оформления трудовых отношений с работником.



8. Трудовой договор



Трудовой договор – один из важнейших институтов трудового права, поэтому в проекте кодекса ему будет посвящена отдельная глава, в которой будут подробно рассмотрены вопросы, связанные с порядком его заключения и прекращения. В кодексе также планируется определить: содержание (обязательные реквизиты) трудового договора, его отличия от других видов договоров, документы, необходимые для заключения трудового договора, случаи ограничения возможности заключения трудового договора и иные аналогичные вопросы общего характера.

Заключение трудового договора допускается с гражданами, достигшими шестнадцатилетнего возраста, а в случаях установленных трудовым кодексом - с лицами младшего возраста (не младше 14 лет).

Сроки трудового договора:

В проекте кодекса будут предусмотрены дополнительные гарантии работнику, связанные со сроком действия трудового договора. По общему правилу, трудовой договор, как и в настоящее время, можно будет заключить на определенный либо на неопределенный срок. Однако, заключение договора с работником на определенный срок, в случае продолжения выполнения им своих прежних трудовых обязанностей, возможно только один раз (при приеме на работу). В случаях продления или заключения нового аналогичного трудового договора, он будет автоматически считаться заключенным на неопределенный срок. Кроме того, минимальный срок срочного трудового договора равен одному году, на меньший срок договор может быть заключен только в случаях сезонных работ, замещения временно отсутствующего работника или для выполнения определенной работы, предусматривающей непродолжительное время ее исполнения по своему существу. В целях проверки соответствия квалификации работника поручаемой работе, в трудовом договоре может быть установлено условие об испытании(не более трех месяцев). Д

Примечание: для отдельных категорий работников, с четом целесообразности, в кодексе будут предусмотрены исключения из вышеуказанного порядка.

Основания прекращения трудового договора:

Перечень оснований прекращения трудового договора планируется расширить. В этой связи, в проекте трудового кодекса, помимо оснований, установленных действующим КЗоТ (истечение срока, расторжение по соглашению сторон, инициативе работника или работодателя и т.д.) предусматриваются также следующие основания:

а) обстоятельства, не зависящие от воли сторон:

- призыв (поступление) работника на военную службу;

- вступление в законную силу приговора суда, которым работник либо работодатель – физическое лицо осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения трудовых отношений;

- смерть (объявление умершим\безвестно отсутствующим) работника либо работодателя – физического лица;

- признание судом работника недееспособным или ограниченно дееспособным, вследствие чего работник не имеет возможности продолжения прежней работы;

- восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;

- прекращение допуска работника к государственной тайне в случаях, установленных законом;

- истечение срока действия или лишение работника специального, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору;

- прекращение действия разрешения на работу в Республике Абхазия (для иностранных граждан и лиц без гражданства).

б) отказ работника от продолжения трудовых отношений:

- от перевода в другую местность вместе с работодателем;

- от продолжения работы в связи с изменением условий труда;

- от продолжения работы при реорганизации работодателя – юридического лица;

- от временного перевода на другую работу при получении в связи с исполнением трудовых обязанностей производственной травмы, профессионального заболевания или ином повреждении здоровья, не связанном с производством.

в) переход работника на выборную работу (должность) или назначение его на должность, исключающую возможность продолжения трудовых отношений в соответствии с законами Республики Абхазия.

г) нарушение условий заключения трудового договора:

- заключение трудового договора на выполнение работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

- заключение трудового договора на выполнение работы в нарушение вступившего в законную силу приговора суда, которым лицо лишено права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- заключение трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Абхазия;

- в других случаях, предусмотренных кодексом и законами Республики Абхазия.

Примечание: Для отдельных категорий работников (руководителей исполнительного органа работодателя, государственных служащих и т.д.) в трудовом кодексе будут предусмотрены дополнительные основания прекращения трудового договора.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя:

Перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя также планируется расширить. В этой связи, помимо оснований, предусмотренных действующим КЗоТ (ликвидация (прекращение деятельности) работодателя, сокращение численности или штата работников, несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) вследствие недостаточной квалификации или по состоянию здоровья, прогула, совершения по месту работы хищения имущества, систематическое неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей и т.д.), в проекте нового кодекса будут предусмотрены следующие дополнительные основания:

- отказ от прохождения медицинского освидетельствования для установления факта употребления веществ, вызывающих состояние алкогольного или наркотического опьянения, подтвержденного соответствующим актом;

- нарушение работником правил охраны труда или пожарной безопасности либо безопасности движения на транспорте, которое повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, включая травмы и аварии;

- совершение виновных действий или бездействия работника, обслуживающего денежные или товарные ценности, если эти действия или бездействие дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

- разглашение работником сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, ставших ему известными в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- представление работником работодателю подложных документов при заключении трудового договорапри заключении трудового договора, либо переводе на другую работу, если подлинные документы или сведения могли являться основаниями для отказа в заключении трудового договора или перевода на другую работу;

- нарушение трудовых обязанностей руководителем исполнительного органа работодателя, его заместителем либо руководителем структурного подразделения работодателя, повлекшее причинение материального ущерба работодателю.

Примечание: Для отдельных категорий работников (сезонных рабочих, совместителей и др.) в трудовом кодексе будут предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Расторжение трудового договора по инициативе работника:

Работнику будет предоставлено право по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, в том числе срочный, предупредив об этом работодателя письменно не менее чем за один месяц. По соглашению сторон трудовой договор можно будет расторгнуть и до истечения указанного срока.

Примечание: Для отдельных категорий работников (руководители исполнительного органа юридического лица и др.) в трудовом кодексе будет установлен особый порядок расторжения трудового договора по своей инициативе.

Прекращение трудового договора должно быть оформлено актом работодателя, за исключением прекращения трудового договора в случае смерти (объявления судом умершим или признания безвестно отсутствующим) работодателя – физического лица и прекращения трудового договора с работниками физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В акте работодателя должно быть указано соответствующее основание прекращения трудового договора согласно трудовому кодексу. В день прекращения трудового договора работодатель будет обязан выдать работнику трудовую книжку или иной документ, подтверждающий его трудовую деятельность.



9. Трудовой распорядок. Дисциплина труда.



Роль государства в обеспечении дисциплины труда в соответствии с проектом нового трудового кодекса остается минимальной. Правила трудового распорядка, устанавливающие рабочее время и время отдыха работников, условия обеспечения трудовой дисциплины, иные вопросы регулирования трудовых отношений, разрабатываются и утверждаются работодателем по согласованию с представителями работников. При этом в кодексе будет заложена возможность принятия уполномоченными государственными органами типовых актов, содержащих правила трудового распорядка, непосредственно применяемых в случае отсутствия соответствующего акта работодателя. Данное положение носит диспозитивный характер и вводится в целях обеспечения установления минимального уровня правового регулирования распорядка труда (при отсутствии правил работодателя) и стимулирования работодателей к принятию собственных актов, устанавливающих правила трудового распорядка, при соблюдении условия, что данные акты не должны ухудшать положение работника по сравнению с правилами, установленными трудовым кодексом.

Трудовая дисциплина на производстве должна обеспечиваться работодателем путем создания необходимых организационных и экономических условий для индивидуального и коллективного труда, сознательного отношения работников к труду, методами убеждения, поощрения за добросовестный труд, а также применением дисциплинарных взысканий за совершение работниками дисциплинарных проступков.

Перечень возможных дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, расторжение трудового договора по инициативе работодателя) устанавливается кодексом и будет являться закрытым. Работодатель не вправе применять дисциплинарные взыскания, не предусмотренные кодексом или другими законами Республики Абхазия. Также из перечня дисциплинарных взысканий будет исключен предусмотренный действующим КЗоТ «перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на срок до трех месяцев» в связи с нецелесообразностью и неприменимостью данного взыскания на практике.



10. Рабочее время



В проекте трудового кодекса будет предусмотрено три вида рабочего времени:

- нормальной продолжительности;

- сокращенной продолжительности;

- неполное.

Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю (в настоящее время 41 час). При этом в трудовых, коллективных договорах может быть предусмотрена меньшая продолжительность рабочего времени с оплатой как за нормальную продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени будет установлена трудовым кодексом для отдельных категорий работников (несовершеннолетних, занятых на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, инвалидов 1-2 групп и т.д.).

Неполным рабочим временем в соответствии с проектом кодекса будет считаться время, которое меньше нормальной продолжительности рабочего времени: неполный рабочий день и (или) неполная рабочая неделя. Условие о неполном рабочем времени должно быть предусмотрено в трудовом договоре по соглашению сторон.

В проекте кодекса сохранена возможность установления шестидневной рабочей недели в случае, когда в связи с характером производства и (или) условиями труда использование пятидневной рабочей недели является нецелесообразным.

Также в проекте в соответствии с действующим порядком будут предусмотрены возможности разделения ежедневной работы на части, сменная работа, работа в режиме гибкого рабочего времени и суммированный учет рабочего времени.

На работодателя будет возложена обязанность по осуществлению учета рабочего времени работника, которое включает отработанное и неотработанное работником время. В составе отработанного времени учету подлежат фактически отработанное рабочее время и иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени, при этом, отдельно учитывается время сверхурочных работ, работы в ночное время, выходные, праздничные дни. В составе неотработанного времени учету подлежат оплачиваемое и неоплачиваемое время, а также потеря рабочего времени по вине работника и (или) работодателя.



11. Время отдыха



В проекте трудового кодекса будут установлены следующие виды времени отдыха:

- перерывы в течение рабочего дня (перерыв для отдыха и питания; внутрисменные, специальные перерывы и т.п.);

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

- праздничные нерабочие дни (в соответствии с Законом «О праздничных и памятных днях в Республике Абхазия»);

- отпуск (оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, социальный отпуск, отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый по инициативе работодателя).

Оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск предоставляется на определенное количество календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы. В проекте кодекса запланированы следующие виды оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков:

- основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

- дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

Социальный отпуск (отпуск без сохранения заработной платы, учебный отпуск, отпуск в связи с рождением (усыновлением) ребенка) может быть предоставлен работнику на определенный период в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, получения образования без отрыва от производства и для иных социальных целей.

Отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемый работодателем, может быть предоставлен работодателем с согласия работника при необходимости временной приостановки работ или временного уменьшения их объема, а также при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника.

В отличие от действующего КЗоТ, продолжительность отпуска в новом трудовом кодексе будет исчисляться в календарных днях. В этой связи продолжительность основного оплачиваемого ежегодного трудового отпуска будет составлять тридцать календарных дней (в настоящее время 24 рабочих дня), если большее количество дней не предусмотрено иными нормативными правовыми актами, трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Для отдельных категорий работников трудовым кодексом, иными законами, трудовыми и коллективными договорами может устанавливаться дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. Продолжительность оплачиваемого ежегодного трудового отпуска исчисляется в календарных днях без учета праздничных нерабочих дней, приходящихся на дни трудового отпуска, независимо от применяемых режимов и графиков работы.

Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по соглашению сторон на основании заявления работника, кроме следующих случаев, когда работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы до пяти календарных дней:

- регистрация брака;

- рождение ребенка;

- смерть близких родственников;

- иные случаи, предусмотренные трудовым или коллективным договорами.

Действующий КЗоТ подобных исключений не предусматривает, оставляя согласие работодателя обязательным условием предоставления отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях. Предоставление, перенесение, продление отпуска либо отзыв из отпуска должны быть оформлены актом работодателя.



12. Оплата труда



В проекте трудового кодекса будут установлены государственные гарантии в области оплаты труда работников, которые включают:

- минимальный размер месячной заработной платы;

- минимальный размер часовой заработной платы;

- минимальные стандарты оплаты труда;

- оплату за работу в сверхурочное время (не менее чем в полуторном размере);

- оплату за работу в праздничные нерабочие и выходные дни (не менее чем в двойном размере);

- оплату за работу в ночное время (не менее чем в полуторном размере);

- ограничение размера удержаний из заработной платы работника (не более 50% заработной платы).

Минимальный размер месячной заработной платы будет устанавливаться отдельным законом.

Для отдельных категорий работников в качестве минимально гарантированной платы за труд будет устанавливаться минимальный стандарт оплаты труда, определяемый из расчета минимального размера месячной заработной платы и повышающих отраслевых коэффициентов, утверждаемых Кабинетом Министров Республики Абхазия. Данная гарантия не имеет аналогов в действующем КЗоТ и является новинкой для трудового законодательства Республики Абхазия.

Минимальный размер часовой заработной платы работника, выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), определяется путем деления минимального размера месячной заработной платы на среднемесячное количество рабочих часов согласно балансу рабочего времени на соответствующий календарный год. Данная гарантия также не имеет аналогов в действующем КЗоТ.

В проекте кодекса предусмотрены сдельная и повременная системы оплаты труда, также допускается возможность применения иных систем оплаты труда, основанных на тарифной, бестарифной или смешанной системе. Система оплаты и стимулирования труда работников, за исключением работников организаций, содержащихся за счет Государственного бюджета Республики Абхазия, определяется условиями коллективного договора, трудового договора и (или) актами работодателя. Обязательным условием при определении системы оплаты труда является обеспечение доли основной заработной платы (относительно постоянной части заработной платы) в среднемесячной заработной плате работников не менее 75 процентов без учета единовременных стимулирующих выплат.



13. Занятость и трудоустройство



В проекте трудового кодекса будут предусмотрены государственные гарантии гражданам в сфере занятости и трудоустройства населения:

- защита от любых форм дискриминации и обеспечение равных возможностей в получении профессии и работы;

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации для безработных;

- содействие развитию малого бизнеса и предпринимательства;

- организация трудового посредничества через уполномоченные государственные органы и специализированные организации;

- предоставление профессионально-ориентационных услуг, информации о свободных местах и вакансиях;

- ориентация системы профессионального образования на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда;

- разработка и реализация мер по выявлению и легализации трудовых отношений;

- установление в инвестиционных контрактах обязанностей инвесторов по профессиональной подготовке, созданию новых и сохранению существующих рабочих мест;

- взаимодействие уполномоченного органа в сфере занятости с работодателями.

За работодателем будет закреплена обязанность предоставлять уполномоченному органу в сфере занятости информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и иную информацию, связанную с занятостью населения, в порядке и в сроки, установленные кодексом.

Трудовое посредничество будет осуществляться уполномоченными государственными органами и специализированными организациями путем:

- информирования граждан о возможности получения работы, а работодателей о возможности обеспечения рабочей силой;

- оказания содействия гражданам в выборе работы;

- выдачи направления гражданам для трудоустройства к работодателю на вакантное место;

- формирования банка данных по рынку труда;

- учета и регистрации обратившихся граждан;

- оказания услуг в профессиональной ориентации;

- взаимодействия с работодателями по вопросам трудоустройства на основе договоров.



14. Гарантии и компенсационные выплаты



В проекте трудового кодекса будут предусмотрены гарантии и компенсационные выплаты работникам в связи с определенными случаями, связанными с осуществлением трудовой деятельности, в частности гарантии и компенсации при выполнении работниками государственных или общественных обязанностей, направлении в служебные командировки, переводе в другую местность вместе с работодателем, использованием работником личного имущества в интересах работодателя, работе в пути или выполнении работы разъездного характера, а также компенсационные выплаты в связи с потерей работы и социальные пособия за счет работодателя в установленных кодексом случаях. При этом в проекте не предусмотрено гарантий по сохранению прежней работы для лиц, избранных на выборные должности в государственные органы Республики Абхазия, в связи с затруднением применения данной нормы в современных реалиях: длительностью срока полномочий на выборных должностях и динамично меняющимися социально-экономическими условиями в сфере труда.



15. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров



В проекте кодекса будет закреплена двухуровневая структура рассмотрения индивидуальных трудовых споров. В этой связи планируется исключить, предусмотренную действующим КЗоТ, промежуточную процедуру – рассмотрение споров профсоюзными комитетами предприятий (учреждений, организаций), сохранив в новом кодексе две другие возможности:

- рассмотрение споров комиссиями по трудовым спорам, образованными на паритетных началах из числа представителей от работодателя и работников;

- рассмотрение споров судами.

Порядок формирования, рассмотрения, принятия и исполнения решений комиссии по трудовым спорам, будет определен трудовым кодексом.

Для обращения в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров будет установлен общий срок три месяца, а по спорам о восстановлении на работе – 1 месяц.



16. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников



В проекте трудового кодекса будет предусмотрен специальный раздел, содержащий нормы, устанавливающие особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Необходимость подобного дифференцированного подхода, обусловлена сложностью общественных отношений, возникающих в сфере труда, и желанием государства установить более льготный режим для наименее социально защищенных категорий работников или дополнительные требования для работников, труд которых имеет определенную специфику. Действующий КЗоТ устанавливает определенные особенности регулирования труда лишь для женщин и молодежи, предусматривая при этом возможность их установления другими законами. В проекте кодекса заложен иной подход, в соответствии с которым в новом кодексе будут закреплены все основные особенности регулирования труда отдельных категорий работников, если в нем прямо не предусмотрено иное.

Планируется установить, в частности, следующие особенности регулирования труда для отдельных категорий работников:

а) не достигших восемнадцатилетнего возраста:

- запрещение применения труда таких работников на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию;

- заключение трудового договора только после обязательного предварительного медицинского осмотра, ежегодные медицинские осмотры до достижения 18-летнего возраста;

- сокращенная продолжительность рабочего времени (до 16 лет не более 24 часов; до 18 лет не более 36);

- запрет на привлечение к работе в ночное время, сверхурочной работе, работе при суммированном учете рабочего времени, направление в командировку и на работу, выполняемую вахтовым методом, а также отзыв из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.

б) женщин и иных лиц с семейными обязанностями:

- ограничение случаев прекращения трудового договора по инициативе работодателя;

- запрещение применения труда на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;

- запрет на привлечение к работе в ночное время, работе в выходные и праздничные дни, сверхурочной работе, направление в командировку, а также отзыв из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска;

- предоставление специальных перерывов для кормления ребенка;

- временный перевод на другую работу, исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов на основании медицинского заключения, с сохранением средней заработной платы;

- гарантированный оплачиваемый отпуск по беременности и родам;

- возможность получения отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (в настоящее время до полутора лет).

в) работников работающих по совместительству:

- предоставление дополнительных документов, необходимых для заключения трудового договора о работе по совместительству (справка о характере и условиях труда по основному месту работы);

- ограничения общей продолжительности ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству (не более 12 часов в день);

- дополнительное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя в случае заключения трудового договора с работником, для которого эта работа будет являться основной.

г) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда:

- сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю);

- дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска (не менее 7 календарных дней);

- повышенная оплата труда по сравнению с оплатой труда работников, занятых на работах с нормальными условиями труда, путем установления повышенных должностных окладов (ставок) или доплат;

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда за счет работодателя.

д) сезонных работников

- отсутствие испытания при заключении договора;

- дополнительные основания для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (приостановка работ на срок более двух недель по причинам производственного характера, неявка работника на работу в течение одного месяца подряд вследствие временной нетрудоспособности).

- особенности порядка расторжения трудового договора (7-дневный срок уведомления при расторжении трудового договора по инициативе работника, компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени и т.п.).

е) работников, работающих вахтовым методом:

- ограничения на работы вахтовым методом для отдельных категорий работников (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды 1-2 группы);

- ограничения продолжительности вахты (не более 15 календарных дней, с согласия работника – 30 дней);

- суммированный учет рабочего времени.

ж) надомных работников;

з) работников, занятых на дистанционной работе;

и) инвалидов:

- запрещение применения труда инвалидов на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда;

- сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (не более 7 часов в день).

- привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и праздничные дни, направление в командировку работников-инвалидов только по письменному согласию;

- дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска (не менее 15 календарных дней).

л) работников, работающих у работодателей – физических лиц:

- ограничения максимального количества наемных работников (не более 5 человек);

- принцип обязательного заключения письменного трудового договора с работником;

- обязанность работодателя оформить трудовую книжку для лиц, поступающих на работу впервые и вносить в нее соответствующие записи;

- обязанность работодателя уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи за работников в порядке и размерах, определяемых законами Республики Абхазия;

- обязанность работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в местном органе государственного управления по месту своего жительства.

- возможность заключения срочных трудовых договоров, неограниченных установленными кодексом минимальными или максимальными сроками действия;

- прекращение трудового договора по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

м) субъектов малого предпринимательства (численность работников в организации не более 10 человек):

- возможность заключения трудовых договоров на определенный срок без установленных кодексом ограничений;

- установление особенностей режима работы и оплаты труда.

н) руководителя и членов коллегиального исполнительного органа юридического лица и работников, назначаемых (избираемых) собственником имущества:

- обязательное заключение трудового договора;

- дополнительное основание прекращения трудового договора (решение собственника имущества юридического лица);

Примечание: основание прекращения трудового договора, указанное в настоящем подпункте, новинка для трудового законодательства Республики Абхазия, связанная с необходимостью учредителей юридического лица оказывать большее влияние на хозяйственную деятельность своей организации посредством подбора квалифицированного руководящего персонала и установления гибких договорных условий прекращения трудовых отношений с ним в случае необходимости.

- досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя юридического лица с обязательным предварительным уведомлением не менее чем за два месяца.

о) работников религиозных организаций:

- установление особенностей регулирования трудовых отношений внутренними установлениями религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции Республики Абхазия, настоящему Кодексу и иным законам;

- прекращение трудового договора по дополнительным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

п) спортсменов и тренеров:

- возможность заключения трудовых договоров на определенный срок без установленных кодексом ограничений;

- обязательные медицинские осмотры спортсменов в установленном порядке;

- установление порядка временного перевода к другому работодателю;

- дополнительные гарантии и компенсационные выплаты;

- дополнительные основания прекращения трудового договора;

- особые условия расторжения трудового договора по собственной инициативе.

р) государственных служащих:

- особый порядок регулирования труда государственных служащих

- особый порядок поступления на государственную службу (назначение или по конкурсу);

- ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе;

- обязательная аттестация государственных служащих;

- гарантии, связанные с повышением квалификации и профессиональной подготовки;

- дополнительный отпуск за выслуг лет;

- дополнительное основание прекращения трудовых отношений (достижение пенсионного возраста и др.).

с) особенности регулирования труда других категорий работников:

- депутатов Народного Собрания – Парламента Республики Абхазияи местных представительных органов, судей Республики Абхазия;

- работниковНационального Банка Республики Абхазия;

- лиц, которым установлено уголовное наказание или административное взыскание;

- работников транспорта;

- педагогических работников;

- медицинских работников;

- творческих работников профессиональных организаций искусства и культурного досуга, работников средств массовой информации.



17. Социальное партнерство



Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) и государством в лице уполномоченных государственных органов, направленную на обеспечение согласования их интересов по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В условиях современной рыночной экономики социальное партнерство является важнейшим регулирующим механизмом, воздействующим на общественные отношения в сфере труда в духе компромисса и учета интересов всех заинтересованных сторон. Стержневая идея проекта трудового кодекса заключается в широкой диспозитивности норм трудового права, входящих в его состав, что предполагает активное участие сторон трудовых отношений в формировании правовой базы в сфере труда посредством локального нормотворчества – издания работодателями актов, содержащих нормы трудового права (совместно или с учетом мнения работников), на основании и в соответствии с нормами трудового кодекса.

Схема взаимодействия сторон социального партнерства, предусмотренная проектом кодекса, является уникальной для трудового законодательства Республики Абхазия и представляется более эффективной, чем существующая в настоящее время. Проект трудового кодекса предусматривает трехстороннее взаимодействие на республиканском, отраслевом, территориальном и первичном (уровне организации) уровнях в следующих формах социального партнерства в сфере труда:

- коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

- взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий прав работников в сфере труда и совершенствования трудового законодательства Республики Абхазия;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Планируется организация органов социального партнерства: соответствующих трехсторонних комиссий (республиканской, отраслевых, территориальных), представителей работодателей и представителей работников на уровне организации.

Трехсторонние комиссии являются постоянно действующими органами по обеспечению согласования интересов сторон социального партнерства путем проведения консультаций и переговоров, которые оформляются соответствующими решениями. Участниками республиканской комиссии будут являться полномочные представители Кабинета Министров Республики Абхазия, республиканских объединений работников и республиканских объединений работодателей. К работе отраслевых комиссий будут привлекаться полномочные представители уполномоченных государственных органов, представители работодателей и работников соответствующих сфер деятельности (перечень отраслей, в которых образуются отраслевые комиссии, будет устанавливаться республиканской комиссией). Участниками территориальных комиссий будут являться соответствующие полномочные представители местных органов государственного управления, представители работодателей и работников из соответствующих административно-территориальных единиц Республики Абхазия. Персональный состав участников комиссий формируется каждой стороной социального партнерства самостоятельно в соответствии с принципами, закрепленными в трудовом кодексе. Основные цели, задачи и права трехсторонних комиссий также будут определены трудовым кодексом.

Соглашения сторон социального партнерства

Соглашение (генеральное, отраслевое, территориальное) сторон социального партнерства представляет собой правовой акт, заключаемый между сторонами социального партнерства, определяющий содержание и обязательства сторон по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников на республиканском, отраслевом и территориальном уровнях. Порядок заключения указанных соглашений, включая порядок ведения переговоров и принятия решений, будет определяться трудовым кодексом. Стороны будут иметь право предусмотреть в соглашении достаточно широкий круг вопросов, предусмотренный трудовым кодексом (об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха, компенсационных выплатах и т.п.), однако условия соглашения, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством Республики Абхазия, будут являться недействительными и не подлежат применению.

Соглашения распространяют свое действие на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на переговорах разработать и заключить данные соглашения от их имени, а также объединений работников и работодателей, которые в установленном кодексом порядке присоединятся к соглашению после его подписания.

Коллективный договор

В трудовом кодексе будет определен порядок ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора между работниками (представителями работников) и работодателем.

Содержание и структура коллективного договора будут определяться сторонами самостоятельно. При этом в трудовом кодексе будут закреплены положения, которые должны быть включены в коллективный договор в обязательном порядке (о нормировании, формах, системе оплаты труда, продолжительности рабочего времени и времени отдыха и т.п.), а также вопросы, которые могут быть урегулированы коллективным договором по взаимному желанию сторон, при соблюдении следующего условия: «коллективный договор не должен ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, генеральным, отраслевым, территориальными соглашениями». Действие коллективного договора распространяется на работодателя и работников организации, от имени которых заключен коллективный договор, и присоединившихся к нему работников на основании письменного заявления.



18. Рассмотрение коллективных трудовых споров



Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение работников при принятии локальных нормативных актов.

В соответствии с проектом трудового кодекса, разрешение коллективных трудовых споров осуществляется в порядке примирительных процедур (примирительная комиссия, трудовой арбитраж) и в судебном порядке. Проект трудового кодекса предусматривает поэтапную (нижеизложенную) систему разрешения коллективных трудовых споров в порядке примирительных процедур: формирование и заявление работниками своих требований, рассмотрение требований работников работодателем, примирительная комиссия, трудовой арбитраж.

Порядок проведения примирительных процедур:

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на паритетной основе. Решение комиссии принимается на основе соглашения сторон, оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон, и имеет для сторон обязательную силу. При недостижении соглашения в примирительной комиссии, ее работа прекращается, а для разрешения спора создается трудовой арбитраж.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора в течение пяти календарных дней со дня прекращения работы примирительной комиссии с участием членов республиканской, отраслевой или районной трехсторонней комиссий. Количество членов трудового арбитража (не менее 5 человек), его персональный состав, порядок рассмотрения трудового спора определяются соглашением сторон. Решение трудового арбитража принимается не позднее семи календарных дней со дня его создания простым большинством голосов членов арбитража и является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора.

В проекте трудового кодекса будут предусмотрены также порядок и условия реализации конституционного права работников на забастовку.



19. Безопасность и охрана труда



В проекте кодекса большое внимание будет уделено вопросам безопасности и охраны труда. В этой связи, в кодексе планируется определить основные направления государственной политики в сфере безопасности и охраны труда, порядок контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, права (обязанности) работодателей и работников, а также гарантии прав работников в области безопасности и охраны труда, порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и иные вопросы в соответствии с новейшими тенденциями развития нормативно-правового регулирования в данной сфере общественных отношений.

Государственное управление, контроль и надзор в области безопасности и охраны труда будутосуществляться Кабинетом Министров Республики Абхазия, уполномоченным органом по труду и иными уполномоченными органами Республики Абхазия в соответствии с их компетенцией.

Государственная политика в области безопасности и охраны труда будет направлена на:

- разработку и принятие нормативных правовых актов Республики Абхазия в области безопасности и охраны труда;

- разработку государственных, отраслевых и территориальных программ в области безопасности и охраны труда;

- создание и реализацию систем экономического стимулирования деятельности по разработке и улучшению условий, безопасности и охране труда, разработке и внедрению безопасных техники и технологий, производству средств охраны труда, индивидуальной и коллективной защите работников;

- осуществление мониторинга в области безопасности и охраны труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований законодательства Республики Абхазия в области безопасности и охраны труда;

- распространение передового опыта работы, в том числе зарубежного, по улучшению условий и охраны труда;

- международное сотрудничество в области безопасности и охраны труда.

Важнейшее значение будут иметь установленные кодексом гарантии прав работников в области безопасности и охраны труда, в том числе следующие:

- в трудовом договоре работника должна быть указана достоверная характеристика условий труда, включая вредные и (или) опасные производственные факторы, указаны гарантии, льготы и компенсационные выплаты за работу в таких условиях;

- заключение трудового договора с работниками, занятыми на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, должно осуществляться после прохождения гражданином предварительного медицинского осмотра и определения отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья;

- условия безопасности труда на рабочем месте должны соответствовать требованиям государственных стандартов, правил по безопасности и охране труда;

- в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или окружающих людей, отказ работника от выполнения работ не влечет привлечения последнего к дисциплинарной и (или) материальной ответственности;

- в случае необеспечения работодателем работника средствами индивидуальной и (или) коллективной защиты, специальной одеждой, работник вправе прекратить выполнение трудовых обязанностей, а работодатель обязан оплатить возникший по этой причине простой в размере средней заработной платы работника;

- в случае причинения вреда жизни и здоровью работника (при исполнении им трудовых обязанностей) возмещение нанесенного ему вреда производится в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым кодексом и гражданским законодательством Республики Абхазия;

- работодатель за счет собственных средств обязан организовывать проведение периодических медицинских осмотров и обследований работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия, а также обучение, инструктирование и проверку знаний работников по вопросам безопасности и охраны труда.

Финансирование мероприятий по безопасности и охране труда будет осуществляться за счет средств работодателя и других источников, не запрещенных законодательством Республики Абхазия. Работники расходов на эти цели нести не будут.



20. Контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Абхазия



В проекте трудового кодекса предусмотрено три вида организации контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Абхазия: государственный контроль за соблюдением трудового законодательства, внутренний контроль по безопасности и охране труда, общественный контроль за соблюдением трудового законодательства:

Государственный контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства Республики Абхазия будет осуществляться государственными инспекторами труда (должностными лицами уполномоченного органа государственного управления по труду) в форме проверок и иных формах в соответствии с законодательством.

В трудовом кодексе будут определены принципы деятельности, основные задачи, права и обязанности государственных инспекторов труда, а также права и обязанности работодателей при проведении контроля со стороны государственных инспекторов труда, порядок обжалования их действий и ответственность за незаконные действия.

Государственным инспекторам труда будет предоставлено право выносить (составлять) в зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Абхазия следующие акты:

1) предписания:

- об устранении нарушений требований трудового законодательства Республики Абхазия;

- о проведении профилактических работ по безопасности и охране труда на производственных объектах и оборудовании, а также в производственных процессах для предотвращения возникновения травмоопасных и аварийных ситуаций;

- о запрещении (приостановлении) эксплуатации отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования и деятельности организации в целом (действующее до вынесения судебного решения);

2) протоколы об административном правонарушении;

3) постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

4) постановления по делу об административном правонарушении.

Акты государственного инспектора труда являются правовыми мерами воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Абхазия и обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.

Внутренний контроль по безопасности и охране труда

Внутренний контроль по безопасности и охране труда будет осуществляться работодателем в целях соблюдения установленных требований по безопасности и охране труда на рабочих местах и принятия незамедлительных мер по устранению выявляемых нарушений. Внутренний контроль включает в себя организацию создания и внедрения системы управления охраной труда, наблюдения за состоянием условий труда, проведение оперативного анализа данных производственного контроля, оценку рисков и принятие мер по ликвидации обнаруженных несоответствий с требованиями по безопасности и охране труда.

В целях осуществления внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности и охраны труда в организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более пятидесяти работников работодатель обязан будет создать специальную службу безопасности и охраны труда, а работодатель с численностью работников до пятидесяти человек – должность специалиста по безопасности и охране труда. Права и обязанности этих лиц будут установлены трудовым кодексом.

В кодексе будет предусмотрена возможность создания в организации по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представителей комитета (комиссии) по безопасности и охране труда, в состав которой на паритетной основе будут входить представители работодателя и представители профсоюзной организации или иных уполномоченных работниками представителей. Комитет (комиссия) по безопасности и охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда и т.п.

Общественный контроль в области безопасности и охраны труда в организации будет осуществляться в пределах установленных кодексом полномочий специально уполномоченными должностными лицами – общественными инспекторами по охране труда, избираемыми профсоюзным комитетом организации, а при отсутствии профессионального союза – общим собранием (конференцией) работников.

21. Переходные положения и планируемые мероприятия, связанные со вступлением нового трудового кодекса в силу

В целях надлежащего ознакомления граждан с положениями нового трудового кодекса, с учетом специфики и важности надлежащего правового регулирования трудовых отношений, необходимо предусмотреть, как минимум, шестимесячную отсрочку его вступления в силу со дня опубликования. Кроме того целесообразно поручить уполномоченному органу государственного управления по труду осуществить разработку инструкций (методических рекомендаций) по применению положений нового трудового кодекса.

Кабинету Министров Республики Абхазия необходимо провести работу по приведению подзаконных нормативных правовых актов в сфере труда, основанных на действующем КЗоТ РА, в соответствие с новым трудовым кодексом. Однако в связи с большим количеством данных актов, и объективной невозможностью осуществления указанных мероприятий в кратчайшие сроки, целесообразно временно продлить их действие (в части не противоречащей новому кодексу) вплоть до принятия новых соответствующих актов.

Размещено:
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 7374

Возврат к списку

Наверх