Тамара – хозяйка села Эшеры

Тамара – хозяйка села Эшеры 05.06.2014 09:54

Женщины земли абхазской.

Писать о селе Эшере Сухумского района очень тяжело по многим причинам.

Раскинувшееся в живописном «треугольнике» между морем и горами на правом берегу реки Гумисты, это село в народе называют «президентским», так как именно здесь родился первый президент Абхазии Владислав Григорьевич Ардзинба. Во время Отечественной войны народа Абхазии в 1992-93 гг. оно было прифронтовым и постоянно подвергалось безжалостному, жестокому разрушению. На алтарь победы в этой войне за свободу Апсны принесли свои жизни 56 эшерцев.

Среди них четыре брата Эзугбая – сыновья главы Эшерской Администрации Тамары Давидовны Авидзба-Эзугбая. Эти факты и события не раз были описаны в прессе, различных журналах, книгах. Поэтому, направляясь туда, я понимала, что ничего нового написать не смогу. Но жизнь продолжается, село восстанавливается, обновляется его инфраструктура. Хотя, встретившись с его руководителем, с матерью погибших сыновей Тамарой Давидовной, я поняла: в её душе до сих пор не закончилась война...

...Утопающая в зелени и цветах могила братьев Эзугбая. С чёрного мраморного камня смотрят на мать герой Абхазии Давид, кавалеры орденов Леона Алмасхан и Астамур и награждённый медалью «За отвагу» Владимир.

– Четыре молодца, четыре богатыря, четыре героя – мои сыновья! – пожилая женщина медленно проводит пальцами по фотографиям сыновей. В глубине её грустных глаз – печаль и терпимость, боль и мудрость. – Мы торопились их любить. Они были прекрасными...

Это всё, что осталось от её мальчиков, которые толком не успели пожить. Говорят, что смерть выбирает лучших. Им судьба отмерила короткую жизнь, но подарила бессмертие.

Горькая и героическая доля выпала Тамаре Давидовне, но в ней, как в граните, воплотились лучшие качества абхазских женщин. Проявляя удивительную стойкость духа, она вместе со своим народом все послевоенные годы восстанавливает свою страну.

...К зданию эшерской администрации, расположенной на пригорке в окружении величественных эвкалиптов, мы ехали по гладкому асфальтированному шоссе имени Братьев Эзугбая. Дорога утопала в тени зеленых крон деревьев и кустарников, из-за которых проглядывали новые цветные крыши домов с маленькими башенками и фигурными куполами. Мимо нас проносились новые автобусы и маршрутные такси.

– Дорогу отремонтировали в 2011 году. Три автобуса обслуживают наших сельчан и школьников, – с ноткой гордости сказала Тамара Давидовна, приветливо встретив меня в просторном кабинете администрации. – В селе 900 хозяйств и 360 квартир, три школы – абхазская, русская и армянская, так что транспорт нам необходим, как воздух. Все школы укомплектованы специалистами, необходимым количеством учебных пособий. В школах проведены необходимые ремонтные работы, полностью заменены старые кровли современным профнастилом. В абхазской школе функционирует новый спортзал, сооружённый по современным стандартам и оснащённый новым инвентарём.

Увлечённо рассказывала о переменах и новшествах родного села Тамара Давидовна. Кому как не ей лучше всех знать о задачах и проблемах эшерцев, которые надо решать. Женщинам от природы свойственно заботиться о детях, старшем поколении, о людях, которым нужна помощь. Беседуя с Тамарой Авидзба-Эзугбая, я почувствовала, что у села, которое она возглавляет, женское лицо. Меня поражала и восхищала многогранность этой женщины и способность всё успевать. Ведь кроме основной работы она занимается и общественно-политической деятельностью, участвует во всех мероприятиях, судьбоносных для Абхазии сходах, принимает активное участие в Движении матерей Абхазии.

– Нашей гордостью является и спортивный комплекс, построенный в селе, – продолжает Тамара Давидовна. – Здесь сооружены футбольная, баскетбольная и волейбольная площадки. Строятся боксёрский ринг, раздевалки и душевые кабинки. Территория охраняется.

За послевоенный период в Эшере построили четыре моста. Составляется смета и на строительство над обрывом моста (виадука), соединяющего Нижнюю и Верхнюю Эшеру. Покрыли новой кровлей 11 пятиэтажных домов и провели частичный ремонт частных домов. Установили новые электрические столбы.

Кроме того, в прошлом году по улице имени Авидзба был проведён новый водопровод, частично заменены канализационные трубы. Долгие годы эта проблема была неразрешимой в селе. Однако и этот вопрос удалось решить этой хрупкой женщине. Спешит она – ведь ещё стольким людям надо помочь!

– Люди в администрацию обращаются разные, – говорит Тамара Давидовна. – Некоторые настроены не очень доброжелательно. Но я понимаю, что человек пришёл ко мне с проблемой, и моя задача помочь ему. И всегда радостно, когда это удаётся. Когда люди благодарят за помощь – это лучшая награда за труд. Но я ничего не смогла бы сделать без поддержки нашего правительства, без активного участия в жизни села и помощи главы администрации Сухумского района Жужуны Бигвава.

В 2004 году первый президент Абхазии Владислав Ардзинба наградил Тамару Авидзба-Эзугбая орденом «Ахьдз-Апша» второй степени. Российская международная общественная ассоциация благотворительных фондов «Мама» вручила ей вымпел и почётную грамоту. Награждена она и медалью за поддержание мира в Абхазии. Однако ей дороже всех наград медаль «Мать-героиня», полученная в 1983 году.

– Эта награда связывает меня с детьми невидимыми нитями любви и тепла, а это придаёт мне душевное спокойствие, – дрожащим голосом рассуждает Тамара Давидовна. – Силу жить и работать придаёт мне семья младшего сына Джаналбе – супруга Илона Ашуба, внуки – трёхлетняя Екатерина и трёхмесячный Давид.

Душа этой абхазки наделена природной мудростью и преданностью высоким моральным ценностям. Поэтому она не может молчать, когда рядом предаются идеалы, за которые сложили головы сыновья Абхазии.

– Мне больно видеть, – говорит Тамара Давидовна, – когда некоторые люди, прошедшие войну, имеющие награды, считают, что им всё дозволено. Преследуя свои корыстные цели, ведут себя недостойно, считают, что имеют право некорректно обращаться к всенародно избранному руководителю страны, работают нечестно и плетут политические интриги. Я никогда не иду на компромисс со своей совестью. Например, ко мне обращаются армянские жители села за справками о месте жительства для получения абхазского паспорта. А я знаю, что они после войны проживают в России и имеют внутренние российские паспорта. Как я могу выдать первичные документы таким людям? Ведь за этот паспорт погибли мои дети. Как я пойду на кладбище и посмотрю им в глаза?! Но для некоторых чиновников это не довод.

В конце нашей беседы Тамара Авидзба-Эзугбая погрустнела. Мне показалось, что она что-то не договаривает. Затем, собравшись с силами, сказала:

– В селе функционировал Музей Боевой Славы, который создали мы с покойным мужем Наполеоном. В послевоенные годы мы работали в нём, собирая фотографии и экспонаты наших воинов и добровольцев. Однако его разрушили, и сейчас музей расположился в одном из классов школы. Хотелось бы, чтобы он обрёл новую жизнь. Нет в селе и памятника погибшим эшерцам, хотя место для него выбрал сам Владислав Григорьевич. Однако проблема эта до сих пор не решена.

...Мы расстаёмся с Тамарой Давидовной. Да, война в её душе ещё не закончилась.


Русудан Барганджия

P.S. Когда материал готовился к печати, глава администрации Сухумского района Жужуна Бигвава сообщила редакции, что место для сооружения памятника в Эшере уже отведено, и готовится проектно-сметная документация для его строительства.

Размещено: Apsny Online
Источник: Газета «Республика Абхазия»
Количество просмотров: 4699

Возврат к списку

Наверх