ЛЮБОВЬ К СУХУМУ КАК СТИМУЛ К ДЕЙСТВИЮ!
Надежда Венедиктова
Не буду подробно описывать выставку, которую Архип Лабахуа проводил на днях в том укромном уголке набережной, который просто создан для таких вещей – берег моря, величественные эвкалипты, прохладный морской бриз и почти полная тишина, лишенная автомобильного шума. Встречаться со зрителями в такой атмосфере – редкий подарок для любого художника, и позавидовать этому могут многие обитатели мегаполисов. Архип давно облюбовал этот уголок и смотрится в нем органично – свободный человек в гармоничном окружении.
Глядя, как он объясняет тележурналистам и зрителям смысл своей выставки под возведенным шатром, я думала, как жаль, что другие художники не пытаются обжить другие места, а их немало в нашей стране с роскошной природой и комфортным климатом, очеловечивая их своей художественной сутью. Когда художники просто продают свои работы на набережной, это обычный банальный процесс, в котором личность художника не раскрывается в дополнение к его работам, и это лишает нас возможности прикоснуться к магии индивидуального творчества.
Архип первый начал интимизировать сухумское городское пространство – сначала своими малыми скульптурами, сразу завоевавшими общее признание и ставшими выразительными символами сухумской набережной, а потом и уличными выставками, в процессе которых он раскрывается как творец с объемным текучим восприятием, и зритель хотя бы частично участвует в созидательном процессе.
От этого выигрывают не только зрители, но и сам город, который становится живым соучастником творческого действия, включающего в себя разные пласты восприятия и взаимодействия. Во всем мире скульптура уже давно сошла с монументального пьедестала, на котором красуются герои, и пошла в народ, причем это хождение по улицам и подворотням часто сопровождается доброй улыбкой – например, в Праге есть памятник пальто Кафки, стоящий прямо среди уличной суеты, среди спешащих прохожих.
Малая городская скульптура стала озорным участником повседневной жизни, а расписанные художниками здания превратились из унылых многоэтажных монстров в смысловые изюминки своих улиц. Художники превращаются в непосредственных авторов городской атмосферы, объединяющей всех горожан в некоем карнавальном действии, позволяющем добавлять в общее пространство общежития свой личный мазок.
В Сухуме много художников разных направлений, последние годы появилось много талантливой молодежи; если хотя бы половина этой творческой силы начнет преобразовать абхазскую столицу, Сухум станет уникальным городом – к его архитектурным изыскам прибавиться многоликая индивидуальность его жителей.
Вот во что надо вкладывать деньги, а не в дорогие иномарки для чиновников и прочих показушников – пока власть и состоятельные люди не осознают, что всемирную славу хотя бы той же Флоренции принесли не дорогие кареты, обитые золотом, а художники, которых финансировали богатые горожане, мы не сдвинемся с места на хорошей скорости.
Если бы треть денег, ушедших из госбюджета налево за последние годы, была пущена на благоустройство и развитие наших городов, абхазское побережье не имело бы себе равных в нашем регионе.
На случай, если у кого-нибудь из богатых полезет рука за кредиткой, предлагаю очередную задумку Архипа – фигуру читателя за просмотром газеты «Сухумский вестник»; эта бронзовая скульптура украсит любое кафе или ресторан. Думаю, у других скульпторов и живописцев тоже есть что предложить нашему вниманию!
Источник: http://asarkia.info
Количество просмотров: 4458