Три кита туристической индустрии Абхазии и способы их выживания
На общественных слушаниях, организованных Общественной палатой РА, обсудили тему «Подготовка к курортному сезону лета 2017 года».
Сухум. 6 апреля. Апсныпресс. Дмитрий Басария. На общественных слушаниях в Кабинете Министров РА, организованных Общественной палатой РА, представители Министерства по курортам и туризму, районных администраций, МЧС, МВД, ТПП РА, заинтересованных ведомств и профильных организаций, обсудили подготовку к курортному сезону – 2017.
Тема традиционная и ежегодно обсуждаемая. Как отметила, открывая мероприятие, секретарь общественной палаты Нателла Акаба: «Развитие курортной сферы – важнейший вопрос для будущего Абхазии!»
Можно мы заплатим штрафы за несколько лет вперед?
При этом, по словам главы Администрации Гагрского района Заура Бганба, этот важнейший вопрос для страны держится на трех китах: электроэнергия, водоснабжение и канализация. «Поэтому, в преддверии туристического сезона, в первую очередь, мы следим за поддержанием в рабочем состоянии этих объектов инфраструктуры. Ведется работа по увеличению объема подстанций и установлению новых трансформаторов, что позволит снизить нагрузку на электросети. До мая будут устранены неисправности водоснабжения», - сказал Бганба. По его информации, «туристический бизнес в районе развивается настолько бурно, что приходится даже приостанавливать этот процесс, поскольку предприниматели начинают строить туристические объекты, где и как хотят». За 2 года в Гагре стало на 40 гостиниц больше. В прошлом году курорт посетили 1 200 000 туристов, в этом году ожидается, что эта цифра вырастет до 1 600 000. Именно поэтому в районе разрабатывается последовательный план развития туристической индустрии.
С обсуждения этих же проблем начал и заместитель главы столичной Администрации Леон Кварчия. По его информации, главой Администрации г. Сухум уже издано специальное распоряжение о подготовке города к курортному сезону. Подведомственным организациям предписано поддерживать надлежащее санитарное состояние города, провести работы по благоустройству городских парков и скверов, отремонтировать коммуникации, сделать капитальный и ямочный ремонт дорог и тротуаров. По поводу водоснабжения он с сожалением отметил: «Бюджет города может позволить себе только устранение утечек. Капитальный ремонт системы водоснабжения не планируется».
При этом, как подчеркнул Кварчия, если последствия «регулярных стихийных бедствий» можно решить просто с помощью кирки, лопаты и спецтехники, то другую проблему, под названием «человеческий фактор», преодолеть намного сложнее. А именно она и грозит потопить одного из китов благополучного туристического сезона – работу канализационной системы города. По мнению Кварчия, в неэффективности работы системы зачастую виноваты предприниматели. Именно несанкционированные врезки в канализацию и засоряют ее промышленными и пищевыми отходами. Не помогают даже штрафные санкции! «Некоторые предприниматели позволяют себе иронизировать в адрес сотрудников Администрации, инспектирующих объекты: можно мы оптом за несколько лет заплатим все штрафы, чтобы мы друг друга не беспокоить?» – Возмутился Кварчия.
Решением подобных проблем, убеждена вице-президент ТПП Тамила Мерцхулава, должен стать только собственный положительный пример! «Мы часто любим ответственность перекладывать на других. Считаем, что если чиновнику платят зарплату, то только он ответственен за благоустройство общественных мест. Но туристу все равно, кто озеленил газоны и подмел тротуар. Если ему не понравится место отдыха, он больше не приедет. И от этого пострадают все: как чиновник, так и простой гражданин. Если мы будем выбрасывать бытовой мусор, куда полагается, то уже внесем существенный вклад в благоустройство города», - сказала Мерцхулава.
Кто спасет туристов на пляже и в маршрутке?
С тем же несознательным «человеческим фактором» приходится сталкиваться и сотрудникам МЧС. Так, 1-й заместитель министра ЧС Тигран Делибалтян после напоминания об обязанностях службы спасателей и о статистике чрезвычайных происшествий, сообщил: «За прошлый год было выявлено более 150 объектов-нарушителей, которые из года в год упорно игнорируют наши требования. Для хозяина курортного объекта не составляет труда ежегодно оплачивать штраф и продолжать нарушать правила пожарной безопасности. Что касается обеспечения безопасности людей на водных объектах, то перед началом сезона проводится проверка частных пляжных зон на предмет наличия спасательных средств. Однако маленькие штрафные санкции в этом случае тоже неэффективны. Из 56 зарегистрированных пляжей, лишь на 40 оборудованы спасательные посты и имеются в наличии плавсредства. Причем, в некоторых отсутствует первое или второе. Остальные ничем не оборудованы. Согласно статистике за 2016 год, в море утонуло 8 человек, среди которых 5 туристов». И как отметил Тигран Делибалтян, для ужесточения административных наказаний, соответствующая законодательная поправка уже направлена на рассмотрение в Парламент.
Надо отметить, что законодательную инициативу для решения профильных проблем проявило и Управление энергетики и транспорта. По информации руководителя ведомства Владислава Габлия, поскольку в Абхазии «нет закона о транспорте, который бы регулировал деятельность перевозчиков», управление нашло другое решение. «На сегодняшний день разрабатываются подзаконные постановления о правилах эксплуатации пассажирского автотранспорта для дальнейшей отправки их на рассмотрение Парламента», – подчеркнул Габлия.
Не спекулируйте родней и наградами!
Общественные слушания завершились. Проблемы в который раз названы. Дело за малым – осмыслить причины и найти эффективные решения. Но, по убеждению Леона Кварчия, «во многих бедах виноваты мы сами, со своим менталитетом». «Мы все знаем, как в Абхазии решаются дела! Никакие наказания и санкции не будут эффективны, пока не прекратится спекуляция родственными и дружескими связями в должностных кругах и наградами за участие в Отечественной войне народа Абхазии. Когда мы собираемся за подобными круглыми столами, то все говорим о необходимости порядка. Но когда начинают его наводить, часто можно услышать в ответ: а почему начали именно с меня?»
Мнение Кварчия поддержал заместитель министра по курортам и туризму Астамыр Ахба. Он напомнил, что впервые введены обязательные курсы для экскурсоводов, на сайте Министерства появился сервис банка вакансий обслуживающего персонала туристических объектов, подготовлен план мероприятий по подготовке к летнему курортному сезону. «Насколько эффективны эти меры, покажет наступающий сезон. Нельзя во всех бедах обвинять государство! Напомню, что большая часть инфраструктуры, связанной с туризмом, находится в руках частных предпринимателей и юридических лиц. Но состояние большинства этих объектов оставляет желать лучшего. Считаю, что вообще некорректно разделять людей на государство и народ. Разве власть не из народа? Если мы объединим усилия, то сможем справиться со всеми проблемами!»
Конечно, вряд ли данное общественное слушание сможет стать панацеей в решении всех проблем. Но, по крайней мере, сдвинет с мертвой точки трех китов, а лучше сказать, корабль надежды туристической индустрии Абхазии. Пусть ветхий, как и все, что осталось в стране от Советского Союза, пусть – в пробоинах от снарядов войны, но он непременно должен пойти вперед!
Источник: Апсныпресс
Количество просмотров: 2638