Чей Сухум, того и вера
/Игорь Гашков/
Политический кризис в Абхазии, вылившийся в проведение массовых акций протеста, сравнивают с революционными событиями в Киеве. Как и в ходе украинского противостояния, религиозные организации кавказской республики оказались вовлечены в политику. На фоне борьбы за власть кавказское государство могут ожидать существенные перемены и в церковной сфере. Как стало известно «НГР», руководство одной из ведущих религиозных организаций страны – Абхазской Православной Церкви (АПЦ), требует от другой – Священной митрополии Абхазии (СМА) объединения на своих условиях. Жесткий тон, взятый группой, ориентирующейся на РПЦ, может быть связан с перспективой прихода к власти пророссийской части оппозиции.
Ход абхазского политического кризиса показал, что религиозные организации склонны занимать в нем выжидательную позицию. В разговоре с корреспондентом «НГР» лидер АПЦ священник Виссарион Апплиа рассказал, что не даст церковного благословения тем, кто призывает к противостоянию в Абхазии и рассчитывает на его разрешение мирными средствами. В ходе общения, состоявшегося до отставки президента Александра Анкваба, Апплиа похвалил этого политика и назвал его своим помощником. Вместе с тем клирик дал понять, что в отношениях с официальным Сухумом имели место и сложности.
Глава Священной Митрополии Абхазии (СМА), ориентирующейся на Константинопольский Патриархат, архимандрит Дорофей (Дбар) занял иную позицию. По словам клирика, он непосредственно принял участие в акции протеста. Произошедшее разочаровало Дбара: собравшиеся, по его словам, озвучивали «черносотенные» лозунги, обвиняли во внутренних неурядицах Запад. Клирик сделал вывод, что не может в полной мере поддержать ни Анкваба, ни оппозицию.
По словам Дбара, он сам стал свидетелем того, как радикалы воспользовались пассивностью собравшихся, перехватив инициативу в ходе протестов: «Небольшой круг людей к концу митинга стал плавно переориентировать народ совершенно в иное русло. Стал призывать их направиться к президентскому дворцу. Я задаюсь вопросом: «Если решения на Народном сходе зависят от собравшихся, если собравшиеся не избирали этих людей в качестве лидеров Народного схода, на основании чего они должны были так действовать?»
После того как стало известно об отставке Анкваба, Дбар в интервью «НГР» выразил опасение, что «при приходе к власти так называемой пророссийской части оппозиции будет усиливаться давление РПЦ на религиозные объединения Абхазии, и главным образом на СМА». Клирик отметил, что не боится принуждения, которое, по его словам, уже имеет место. «Сегодня в первой половине дня в Новоафонский монастырь приехало «посольство» от АПЦ. Гости изложили следующие предложения: упразднить Священную митрополию Абхазии и влиться в Сухумо-Пицундскую епархию так называемой АПЦ. В случае отказа СМА должна покинуть Новоафонский монастырь», – записал Дбар в своем аккаунте в соцсети. «Но чувство страха нами преодолено давно», – заверил он «НГР».
При том, что ни АПЦ, ни СМА не стали активно вмешиваться в революционные события, обе организации, по-видимому, имели основания для претензий к экс-президенту Александру Анквабу. По словам Дбара, бывший лидер проигнорировал направленную обеими Церквами просьбу передать прошение участникам готовящегося Всеправославного Собора 2016 года. Таким образом, к разочарованию обоих объединений, «была упущена очередная возможность обратить внимание руководителей всех автокефальных Православных Церквей в мире на абхазскую церковную проблему». В общении с корреспондентом «НГР» глава АПЦ Виссарион Апплиа подчеркнул, что «духовным союзником» для его религиозного объединения является Москва. В СМА, опасающейся репрессий, считают, что желательный путь для Абхазии – это полная церковная независимость. Вопрос о том, заключать ли договор об ассоциативных отношениях с Россией, широко обсуждающийся в причерноморской республике, таким образом, получает и церковное измерение.
Источник: http://www.ng.ru
Количество просмотров: 4162