Что думают эксперты о причинах конфликта в Абхазии?
Во вторник в Сухуми прошел объявленный объединенной оппозицией "всенародный сход", на котором демонстранты потребовали реформ, отставки правительства и президента. Затем митингующие заняли здание администрации, а лидеры оппозиции заявили, что намерены взять власть в свои руки.
Переговоры президента непризнанной Абхазии Александра Анкваба с оппозиционерами не принесли результата. Сам Анкваб назвал происходящее попыткой силового захвата власти вооруженным путем.
Что думают эксперты о причинах конфликта в Абхазии?
Инал Хашиг, главный редактор газеты "Чегемская правда", Сухуми
Слишком много связывали с приходом Анкваба. Были надежды, что он начнет реформы. У него был имидж жесткого поборника закона, однако коррупция при нем еще больше разрослась, и никаких реформ он проводить не стал. Недавно он заявил, что реформ не будет, так как они слишком обременительны для общества.
Авторитаризм также не пошел во благо. Общество могло видеть в нем диктатора закона, но видеть просто авторитарного президента, который, по сути, делает, что хочет, общество было не готово.
Проблема в том, что нынешняя оппозиция Абхазии слишком разношерстна и противоречива, а сильной фигуры, способной объединить ее, нет.
Несмотря на всевозможные заявления и пожелания ни митингующие, ни оппозиционеры не заинтересованы в том, чтобы конфликт достиг более жесткой фазы и вылился в столкновения. И дело здесь не в ситуации на Украине.
Абхазия – слишком маленький регион, где все очень тесно переплетено. Вчера на митингах можно было видеть и оппозицию, и сторонников власти, причем зачастую это – члены одной и той же семьи. Сейчас идут всякого рода кулуарные переговоры, которые и предрешат выход из кризиса.
Ренат Карчаа, эксперт по Абхазии, Москва
Предыдущий президент Сергей Багапш, при всей моей к нему симпатии, как к человеку, за период своего правления породил такую, знаете, атмосферу вседозволенности, когда деньги, в том числе и поступающие из России, раздавались - под видом кредитов, ссуд, всякой там помощи. Без оценки эффективности заявок, без каких-либо гарантий возврата этих денег в бюджет.
А Анкваб объективно гайки прикрутил, и очень сильно. Деньги стали возвращаться в бюджет, и это, естественно, мало кому нравится.
Потом, в среде этой оппозиции много людей, в отношении которых у меня есть серьёзные вопросы с точки зрения принадлежности их к числу законопослушных граждан. Там есть и криминал. И у этих людей тоже своя точка зрения на процессы и желание поучаствовать. Концентрация экономической власти в одних руках эту публику тревожит не меньше, чем тех, кого мы можем назвать "политическими обиженцами".
Когда идет поток слов, за которыми ничего не стоит, ты моментально напрягаешься и понимаешь, что имеешь дело не с людьми, которые хотят что-то системно изменить, а с людьми, которые просто хотят перехватить власть.
Вот, скажем, тезис о том, что "Абхазии нужна комплексная программа развития", "амбициозные планы" нужны. Вопросов нет, я согласен. Кто же против? Но программ можно нарисовать очень много. Что дальше? Когда нет финансовой базы - устойчивой, возобновляемой финансовой базы - создавать очередной никому не нужный талмуд? Смысл?
Взять, допустим, аспект, связанный с финансовой помощью России Абхазии. Вся финансовая помощь уходит либо на потребление, либо на стройку. И то, и другое важно - но ни одной копейки не идёт на создание возобновляемых источников. То есть, в реальный сектор экономики деньги не вкладываются. И это, в свою очередь, способствует росту иждивенческих настроений в республике.
Но это вопросы - в равной степени и к Анквабу, и к Российской Федерации. Ведь комплексный план - это продукт обоюдного авторства, и здесь к одному Анквабу претензии предъявлять очень сложно.
Экономику можно реально поднимать инвестициями - а их объективно нет.
И тут опять - пас оппозиции: основная масса наиболее видных оппозиционеров - депутаты парламента Абхазии. Ребята, к вам вопрос: что вы сегодня на уровне законодательных инициатив предложили и приняли для реального улучшения инвестиционного климата в республике? Да ничего!
Конфликт давний, просто это все протекало латентно. Я, приезжая туда, всё это видел, всё это чувствовал, для меня это неожиданным абсолютно не явилось. Вообще, эта история должна была взорваться накануне Олимпиады - просто там тоже ребята с головами, они прекрасно понимали, что если они поднимут бучу накануне Олимпиады, это вызовет негативную реакцию России, а оказаться в образе плохих парней в глазах России они не хотели. Поэтому отсрочили.
Что предложит Москва? Тут проблема с целеполаганием. Нужно ответить - честно перед самими собой - на вопрос: а что нам там нужно? После того, как мы ответим на этот вопрос, мы, естественно, зададим себе другой вопрос: а что нужно сделать, чтобы это реализовать. А когда этих двух вещей нету, я не знаю, что Москва предложит.
Алексей Мартынов, директор Института новейших государств
То, что сегодня происходит в Абхазии, в определённом смысле можно назвать здоровым политическим процессом или синдромом болезни роста молодого государства. То, что совершена попытка государственного переворота таким нетрадиционным путём, конечно, заслуживает всяческого осуждения.
Другой вопрос, что традиции прямой демократии, такой площадной демократии, когда весь народ собирается на сход по тем или иным важнейшим для народа вопросам, в том числе, чтобы задать вопросы своим руководителям - это многовековая традиция абхазского народа, и ничего такого исключительного в этом нет. Но очевидно, что подобные вещи должны бы происходить в рамках конституционного поля - демократические выборы, в том числе и досрочные, возможное отстранение руководителей от власти через демократические процедуры.
Я не думаю, что это мероприятие направлено непосредственно против президента Анкваба. Другой вопрос, что некоторые политические силы попытались оседлать этот процесс, что им, как мы видим, не удалось...
Это такая форма неудовлетворённости теми темпами развития молодого, новейшего государства, которые оно демонстрирует.
Общество почувствовало, что диалог между властью и обществом недостаточен, и вышло на площадь, на сход, чтобы поговорить с действующим президентом. Он отказался - это привело к таким последствиям. Но я практически уверен, что в ближайшие дни все вопросы будут сняты, и Абхазия вернётся в спокойное, конституционное поле развития.
Россия, являясь гарантом безопасности и своего рода драйвером экономического развития этого государства, может выступить посредником во внутриабхазском диалоге.
Источник: Русская служба ВВС
Количество просмотров: 3098