Не каждый может владеть архитектурным памятником
/Елена Заводская/
В Абхазии остро стоит проблема охраны памятников истории и архитектуры. В последнее время городская общественность и журналисты не раз поднимались в защиту сухумских исторических зданий, уничтоженных или подвергшихся варварскому воздействию. Один из таких домов стоит на улице Конфедератов, 28. Он был построен в начале прошлого века, архитектор его точно не установлен, но известно, что в 1910 году в здании размещалась Сухумская телефонная станция, а позже там обосновалось Сухумское акцизное общество. Этот дом – один из красивейших в центре Сухума.
Астанда Константиновна Бигвава приватизировала здание и затеяла построить торгово-гостиничный комплекс. В размеры здания ее потребности не уложились, и она пристроила к двухэтажному зданию еще три этажа. Все это выглядит сегодня как бетонный сарай на крыше красивого дома и возмущает всех, кому не безразличен наш город. По мнению специалистов, зданию нанесен огромный ущерб.
Научный совет Государственного управления охраны историко-культурного наследия обсуждал эту проблему и решал дальнейшую судьбу дома. Специалисты обескуражены вопиющими нарушениями абхазских законов. Они говорили о том, что в пакете документов нет разрешения на право проведения проектных работ, которое может дать только Государственное управление охраны историко-культурного наследия. В 2005 году был подписан двухсторонний договор с охранными обязательствами между владельцем здания и Государственным управлением охраны историко-культурного наследия, которым тогда руководил Вадим Бжания. Однако подобный документ имеет срок исполнения два года, а сегодня уже 2014 год, но никаких повторных обращений, как того требует закон, не было. Глава администрации г. Сухум издал распоряжение о разрешении пристройки и надстройки к зданию, но с условием обязательного согласования проекта с Управлением по охране историко-культурного наследия и Управлением по архитектуре и строительству. Ни одно из согласований получено не было. Более того, вместо разрешенной пристройки и надстройки на уровне трех этажей, которые не должны превышать высоту здания, хозяйка возвела пять этажей.
Проект реставрации и реконструкции здания разработала проектная организация при Управлении капитального строительства, автором проекта является даже не архитектор, а инженер-конструктор, что также недопустимо. Обязательную экспертизу всего проекта заменили экспертизой только конструктивных частей здания. Республиканское государственное управление по архитектуре и строительству вместо того, чтобы отклонить проект, не имеющий согласований ни с Госуправлением по охране историко-культурного наследия, ни с Управлением архитектуры администрации г. Сухум, как того требует закон, дало по нему положительное заключение.
Ни официальные предупреждения, ни обращение в городскую прокуратуру не возымели никакого действия.
Мнение профессионалов сегодня однозначное. Гаррик Сангулия, начальник Государственного управления по охране историко-культурного наследия, выступая на ученом совете, рассказал обо всех нарушениях и дал такое резюме:
«При передаче строения, исторического памятника, данное лицо, если не устраивает его площадь, не расположено к тому, чтобы почитать и сохранять его, здесь может быть заложен образ разрушителя. Он его все равно видоизменит. Он не ценитель исторического памятника, ему это не надо. Значит, такому лицу предоставлять строение не положено. Данное лицо психологически не отвечает такому статусу, значит, нужно ставить вопрос: «Может ли оно быть обладателем?»
Ведущий специалист Управления по архитектуре и строительству при администрации г. Сухум Вахтанг Кварандзия подтвердил имевшие место нарушения и добавил:
«Мы наряду с Управлением охраны являемся пострадавшей стороной тоже, потому что это явный вызов не только городской архитектуре, я бы даже сказал, городской общественности. Несмотря на неоднократные предостережения, увещевания, просьбы, строительство продолжалось. Пока мы не поставим заслон, прежде всего, общественный (потому что властных рычагов, вроде, и не осталось, не знаю, если есть, будем и дальше действовать, посмотрим), чтобы люди знали, что они живут в историческом городе. Исторический город – изумительной красоты, потрясающей красоты. И эту красоту обеспечивают как раз вот эти здания, которые уродуются».
Главный архитектор-реставратор Управления историко-культурного наследия Тимур Ломия, внимательно рассматривая фотографии искалеченного дома, выразил свое мнение:
«Снести, одно слово у меня, просто в ультимативной форме, потому что, я считаю, как всеми здесь было сказано, это показательная акция, хотите, так назовите. Пусть люди видят, знают, если так это сейчас оставим, будет и дальше так. Вообще не обсуждается никакой экстерьерный дизайн, никакие декорации, облепить каким-нибудь кирпичом, даже старым, об этом даже речь не может идти ни в коем случае. Раз, два и третий мансардный этаж, здесь три этажа лишние построены. Я считаю, что это вообще нарушение полное!»
Научный совет дал такое заключение: хозяева должны за свой счет подготовить всю необходимую научно-проектную документацию с участием специалистов Госуправления по охране историко-культурного наследия. В соответствии с новым проектом они должны восстановить высотные параметры и сохранить стиль не только фасада, но всего просматриваемого профиля, потому что боковая стена пристроенного здания портит перспективу центра города. В случае невыполнения будет ставиться вопрос об изъятии собственности.
Источник: ekhokavkaza.org
Количество просмотров: 3265