Турция не будет предъявлять территориальных претензий к Крыму
("Publico.es", Испания)
Оппозиционная турецкая пресса поставила в весьма сложное положение Реджепа Эрдогана (которому и без того нелегко в свете коррупционных скандалов и непрекращающихся выступлений граждан), опубликовав одно из положений Кючук-Кайнарджийского мирного договора (ныне это в Болгарии), подписанного 19 апреля 1783 года между Россией и Османской империей. В соответствии с этим договором, Турция автоматически восстанавливает свою юрисдикцию над Крымом (тогда его завоевала Россия) в случае, если этот полуостров объявит о своей независимости или войдет в состав какой-либо третьей страны. Но если эта возможность не обсуждалась после выхода Украины из состава СССР в 1991 году, то как этот вопрос будут ставить перед Россией, способной бросить вызов одновременно США и ЕС?
До российского завоевания между Османской империей и Крымским ханством (от турецкого «хан», означающего «господин»; отсюда Чингиз-хан, грозный татаро-монгольский завоеватель). После Октябрьской революции 1917 года в России крымские татары проживали в Крымской советской социалистической автономной республике, расформированной по приказу Сталина в 1945 году в связи с тем, что их обвинили в массовом сотрудничестве с гитлеровцами. Действительно, многие исламские лидеры, владевшие большими землями на всем Ближнем Востоке, сотрудничали с немцами, англичанами, французами и американцами, боровшимися против коммунистов, не только потому, что те были атеистами, а они – последователями одной из древнейших религий, но и потому, что эти самые атеисты проводили конфискацию собственности и раздавали ее трудящимся. В 1945 году Сталин издал указ о преобразовании Крымской советской социалистической автономной республики в Крымскую область, а десятки тысяч крымских татар были изгнаны со своих земель и депортированы в Среднюю Азию. Их дома отдали русским, потерявшим свои жилища во время войны, осуществляя таким образом программу русификации Крыма.
С тех пор на полуострове произошли серьезные изменения в составе населения: если 200 лет назад 98% населения составляли крымские татары, то вторжение царских войск, депортация и, наконец, возвращение нескольких тысяч крымских татар после распада СССР привели к тому, что, согласно переписи 2001 года, они составили лишь 12% населения, в то время как русские и украинцы оказались в большинстве.
Некоторые турецкие лидеры заявляют, что «Турция никогда не бросит своих татарских братьев и будет защищать их права». Но это не более, чем демагогия, дымовая завеса, призванная скрыть глубокий политический и экономический кризис в собственной стране, и, возможно, попытка вновь сблизиться с США.
Крымские татары и Турция
Турция считает себя праматерью огромной семьи тюркских народов, в которую входят казахи, узбеки, киргизы, кашкайцы, туркмены, уйгуры, гагаузы, за исключением азербайджанцев, которые говорят на азербайджанском языке (тюркского происхождения) начиная с XVI века, хотя и имеют персидские корни.
Следует отметить, что за последние годы Турция усилила связи с крымско-татарской общиной, подписав с правительством Крыма соглашения о сотрудничестве в области культуры, туризма, сельского хозяйства, строительства жилья, дорог и школ (в том числе религиозных) для своих братьев по вере, проживающих на этом полуострове.
Анкара сделать почти ничего не может
Неожиданный кризис на Украине и в Крыму оказал сильное влияние на политику Анкары: Эрдогану пришлось дать разрешение на проход через пролив американскому военному кораблю, направлявшемуся в Черное море. С другой стороны, турецкое правительство испытывает все большее давление со стороны крымских и турецких татар, призывающих его «сделать что-нибудь» для предотвращения отделения Крыма от Украины и его сближения с Россией. Факт признания татарами новой украинской власти ставит их в весьма затруднительное положение.
Ошибочный анализ западных экспертов, в результате которого западные страны поддержали праворадикальные силы на Украине и провели параллель между Путиным и Гитлером, закрыл путь для достижения соглашения с Кремлем и свел на нет всякую возможность убедить российское руководство вернуться к положению, существовавшему до кризиса.
Эта ситуация привела к тому, что Путин, вначале хотевший использовать крымский вопрос лишь для того, чтобы ослабить прозападные силы на Украине, ввиду насильственной смены власти в Киеве в итоге стал выступать за выход Крыма из состава Украины.
Ввиду подобных обстоятельств, обозначающих глубинные перемены в геостратегическом балансе данного региона, Анкара как член НАТО не может вступать в конфронтацию с Россией по следующим причинам:
В Турции по-прежнему проходят многотысячные митинги протеста, ввиду чего у Эрдогана нет морального права поддерживать украинских радикалов.
Он прекрасно понимает, что Москва не откажется от своей военно-морской базы в Севастополе и, по всей видимости, на попятную вообще не пойдет.
Большой объем торгово-экономического сотрудничества с Россией, особенно в период, когда ЕС переживает кризис, приносит немалые доходы турецкой экономике. Анкара также не стала вмешиваться в российско-грузинскую войну 2008 года и стремилась сделать так, чтобы политические разногласия с Москвой по Сирии не сказались на торговых отношениях.
Эрдоган не может повторить свой поступок 2009 года, когда на форуме в Давосе он в присутствии Шимона Переса выступил против Израиля в защиту палестинцев, что резко повысило его рейтинг. Но Россия – не Израиль, а премьера Турции обвиняют в столь тяжких преступлениях, что его не спасет даже солидарность с крымскими татарами, попавшими под перекрестный огонь Москвы и Киева.
Осложнение отношений с Россией может привести к тому, что Газпром может расторгнуть соглашение с Турцией от 2011 года о строительстве газопровода из Турции по дну Черного моря в обход Украины. Или, что еще хуже для Эрдогана, Москва может достигнуть договоренности с его иранским конкурентом об использовании территории Исламской Республики для доставки газа своим клиентам. Все это может вылиться в потери миллиардов евро от прокачки газа, не говоря уже о стратегической значимости.
Россия и независимость Крыма
Самым неприятным для Москвы может оказаться то, что выход Крыма из состава Украины позволит последней вступить в НАТО. Российские власти совершенно спокойно относятся к тому, что Украина, которая должна была стать одним из главных участников Таможенного союза, попросту в него не вступит; а Крым недосчитается значительного числа из 6 миллионов туристов и станет обузой для Москвы, только что вложившей колоссальные средства в организацию зимних Олимпийских игр в Сочи. Но зато РФ сможет укрепить там свои военно-морские силы, расторгнув договор с Украиной от 1997 года, в соответствии с которым она не имела права расширять и модернизировать военные объекты в Севастополе, оставшиеся еще со времен СССР. А Украина перестанет получать немалые деньги, которые ей ежегодно перечисляла РФ за аренду военно-морской базы.
Именно оттуда в 2008 году она блокировала военные корабли Грузии в ходе пятидневной войны, а в прошлом году из Севастополя в направлении сирийского порта Тартус отправились десять российских военных кораблей. Кроме того, она сможет усилить свое влияние на маршруты поставок энергоносителей в районе Черного моря и европейских покупателей, нанеся тем самым сильный удар по попыткам Запада уменьшить свою энергетическую зависимость от России.
Не очень могущественные страны заинтересованы в том, чтобы создать региональные альянсы и не стать заложниками сверхдержав в мире, где господствует закон джунглей.
Туркам, у которых сейчас нет необходимого авторитета для посредничества в этом конфликте, лучше сейчас наблюдать за ним со стороны, поскольку он может им самим сильно навредить.
Источник: http://inosmi.ru
Количество просмотров: 3330